Дело N 2а-6640/2021
г. Краснодар 02.08.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Шелудько В.В, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 13.04.2022 кассационную жалобу Администрации г. Сочи на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 17.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24.03.2022 по административному делу по административному иску Вихрова И.Ю. к Администрации г. Сочи о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Вирхов И.Ю. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ города-курорта Сочи Краснодарского края (Департамент) N23598822 от 16.08.2021 в заключении с ним соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности (соглашение о перераспределении), согласно схеме расположения перераспределяемого земельного участка на кадастровой территории под отдельно стоящий жилой дом на одну семью, расположенный но адресу: "адрес". Обязать администрацию г. Сочи в лице Департамента в месячный срок заключить с ним испрошенное соглашение о перераспределении.
В обоснование требований Вихров И.Ю. указал на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 608 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес". На данном земельном участке расположен принадлежащий административному истцу на праве собственности жилой дом, площадью 27, 4 кв.м, с кадастровым номером N.
14.07.2022 Вихров И.Ю. через МАУ МФЦ г. Сочи обратился в Администрацию г. Сочи в лице Департамента с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, на что 16.08.2021 получил отказ, мотивированный тем, что образуемый в результате перераспределения земельный участок, площадью 999 кв.м. в нарушение закона будет располагаться в двух территориальных зонах: "Ж2.1" - малоэтажная жилая застройка и "РК1" - зона лечебно-оздоровительных учреждений.
Административный истец считает, что отказ муниципального органа не соответствует закону, лишает его возможности реализовывать права, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ), в связи с чем просил об удовлетворении требований.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 17.11.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24.03.2022, административный иск удовлетворен в полном объеме. Суды признали оспариваемый отказ противоречащим положениям пункта 2.17 административного регламента "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденного постановлением Администрации г. Сочи от 24.09.2015 N 2753 (Административный регламент), и создающим Вихрову И.Ю. препятствия к реализации права на возмездное приобретение земельного участка путем процедуры перераспределения собственного земельного участка и земель муниципальной собственности.
В кассационной жалобе Администрация г. Сочи просит об отмене судебных актов обеих инстанций, как поставленных с существенным нарушением норм материального права, что привело к неправильному разрешению спора.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда кассационной инстанции.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Нарушения такого характера были допущены судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего дела. Удовлетворяя административный иск, суды пришли к выводу о том, что земельный участок, испрашиваемый административным истцом к перераспределению, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи, не обременен правами третьих лиц, не препятствует доступу и рациональному использованию смежных земельных участков, не перекрывает проходы (проезды) к другим земельным участкам и не нарушает права смежных землепользователей, вследствие чего испрошенное перераспределение возможно в силу ст. 39.27 ЗК РФ. Суды также учли, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009г. N 202, предельный максимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет - 1 000 кв.м, тогда как площадь испрашиваемого земельного участка - 999 кв.м. С такими выводами судов согласиться нельзя, поскольку они постановлены при неправильном применении норм материального права, что привело к принятию незаконного решения. Из содержания пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ следует, что перераспределение является одной из форм образования земельных участков.
Земельные участки, из которых при перераспределении образуются новые участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (пункт 2 статьи 11.2 ЗК РФ). Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4. настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 ЗК РФ). Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 ЗК РФ. Из содержания пункта 3 части 1 статьи 39.28 ЗК РФ следует, что перераспределение земельных участков допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (часть 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
Согласно пункту 11 части 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктом 3 части 16 статьи 11.10. ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, а именно: соответствие земельных участков предельным максимальным и минимальным размерам, установленным градостроительным регламентом, либо в случае, если таковые не установлены или их действия на земельный участок не распространяются - положениям настоящего Кодекса или других федеральных законов; границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; образование земельного участка приведет к невозможности разрешенного использования расположенных на нем объектов недвижимости; сохраняемые в отношении образуемых путем раздела, перераспределения или выдела земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать образуемые земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами; не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. Таким образом, законом предусмотрен запрет на образование земельного участка, если вследствие такого формирования будет иметь место пересечение образуемым земельным участком границ территориальных зон. Материалами дела подтверждаются изложенные административным истцом обстоятельства, связанные с вынесением оспариваемого решения об отказе в перераспределении земельных участков.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) образуемый в результате перераспределения участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского собрания Сочи от 29.12.2009 N 202, расположен в двух территориальных зонах: "Ж-2" - малоэтажная жилая застройка до 15 метров и "РК" - зона лечебно-оздоровительных учреждений. Оспариваемое решение обосновано пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ, подпунктом 11 пункта 31 Административного регламента и мотивировано тем, что границы образуемого в результате перераспределения земельного участка будут пересекать границы территориальных зон. Таким образом, решение муниципального органа является законным и обоснованным, вследствие чего у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований. Поскольку по делу установлены все обстоятельства, необходимые для разрешения дела, а судами допущены нарушения в применении материального закона, регулирующего возникшие правоотношения, кассационный суд, отменяя судебные акты, поставленные нижестоящими судами, принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 17.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24.03.2022 отменить.
Принять по делу новое решение.
Отказать Вихрову Ивану Юрьевичу в административном иске к Администрации г. Сочи о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по заключению соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и участков, находящихся в частной собственности.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12.08.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.