Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Иванова А.Е. и Сергеева С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 марта 2023 года по административному делу по административному иску ФИО2 к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным отказа включения в список лиц, относившихся к категории детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности включить в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц относившихся к категории детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, пояснения представителя ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в Северский районный суд Краснодарского края с административным иском к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным отказа включения в список лиц, относившихся к категории детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности включить в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц относившихся к категории детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от 28 июня 2022 года административные исковые требования ФИО2 к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным отказа включения в список лиц, относившихся к категории детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности включить в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц относившихся к категории детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Министерством труда и социального развития Краснодарского края была подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просил отменить решение районного суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 марта 2023 года решение Северского районного суда Краснодарского края от 28 июня 2022 года отменено и по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска ФИО2 к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным отказа включения в список лиц, относившихся к категории детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности включить в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц относившихся к категории детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
В кассационной жалобе, заявитель просит отменить апелляционное определение, как незаконное, вынесенное вследствие неправильного определения обстоятельств, имеющих значения для дела, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права.
Определением судьи от 26 мая 2023 года кассационная жалоба принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от 28 июня 2022 г. административные исковые требования ФИО2 удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 марта 2023 года решение Северского районного суда Краснодарского края от 28 июня 2022 года отменено и по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска ФИО2 Однако выводы суда апелляционной инстанции требуют дополнительной проверки.
Так, проверяя законность решения суда первой инстанции, апелляционной инстанцией сделан вывод, что ФИО2 не относиться к категории лиц, подпадающих под действие Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, право на обеспечение жильем после достижения им возраста 23 лет утрачено на учете он не состоял, доказательств того, что ФИО2 в предусмотренный законом срок не обращался в уполномоченные государственные органы с заявлением о предоставлении жилого помещения по указанным основаниям, не имеется.
Доказательств, подтверждающих обстоятельства, препятствующие ему реализовать право на жилое помещение, не представил. Сам по себе факт признания административного истца ребенком-сиротой не является безусловным основаниям для предоставления ему жилого помещения без обращения в органы исполнительной власти в сроки, предусмотренные законом, то оснований для удовлетворения требований о включении его в список и предоставления ему жилого помещения не имеется.
Учитывая, что истцом не предоставлены доказательства уважительности причин пропуска указанного срока, апелляционная инстанция пришла к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Вместе с тем, Федеральный Закон Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет общие принципы, содержания и меры социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
По смыслу жилищного законодательства, право детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохранятся за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством.
Согласно части 8 статьи 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", лица относившиеся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, не обратившись в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ним права на обеспечении жилым помещением.
В соответствии со статьями 17, 18, 40 и 55 Конституции Российской Федерации право на жилище является безусловным, не имеет срока давности, неотчуждаемо и является непосредственно действующим. Согласно российскому законодательству дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории граждан, которые имеют право на государственную помощь и поддержку, в том числе на предоставление жилья при его отсутствии. Данная категория детей нуждается в особой помощи со стороны государства ввиду их незащищенности.
Согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ обязанность по своевременному включению и формированию списков нуждающихся в жилье детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей возложена именно на органы опеки и попечительства, которые должны осуществлять контроль за своевременной подачей
Законными представителями, либо администрацией организации в которой находились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подачи заявлений о включении этих детей в список, и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список. Дети - сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно (статья 8 Закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ; пункт 8 части 1 статьи 92, статьи 98.1, частей 1, 2 статьи 109.1 ЖК РФ). Жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности: по окончании срока пребывания ребенка в образовательных, медицинских и иных организациях для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, или по окончании прохождения военной службы по призыву, или по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно части 9 статьи 1 Федерального закона N15 от 29 февраля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечена жилыми помещениями детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей" Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за лицами, которые относились к категории детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до его фактического обеспечения жильем.
Вывод апелляционной инстанции о том, что в настоящее время ФИО2 не относиться к категории лиц, попадающих под действие ФЗ N159-ФЗ, а соответственно право его на обеспечение жильем утрачено, не может быть законным, так как не основан на материалах дела. ФИО2 является лицом, которое относилось к категории детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и на него распространяются дополнительные социальные гарантии, предусмотренные положениями законодательства, во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 31 ГК РФ, пунктом 1 статьи 145 СК РФ, пунктом 1 статьи 121 СК РФ, статьей 1 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, так как опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, основанием отнесения несовершеннолетних детей к оставшимся без попечения родителей является, в том числе нахождение несовершеннолетних в учреждении для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
С учетом требований, действующего законодательства ФИО2 в несовершеннолетнем возрасте до достижения совершеннолетия относился к детям, оставшимся без попечения родителей и после достижения возраста 18 лет, относился к категории лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Вместе с этим, до 1 января 2013 года ФИО2 не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не реализовал имевшееся у него право на льготное обеспечение жилым помещение во внеочередном порядке по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ФИО2 не был своевременно обеспечен жилым помещением по причине бездействия и не исполнения требований в тот период органов опеки и попечительства, которые в нарушении положений пункта 3 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устранились от контроля за реализацией прав несовершеннолетнего ФИО2 жилым помещением, не предприняли своевременных мер по включению его в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Федеральный законодатель, определяя основания и условия включения лиц указанной категории в список для обеспечения жилым помещением возложил контроль за реализацией прав этой категории граждан на органы опеки и попечительства, а обязанность формирования списков на органы исполнительной власти.
Указанному апелляционной инстанцией не дана соответствующая правовая оценка.
Также судом апелляционной инстанции не учтено, что на момент вступления в силу с 1 января 2012 года ФЗ от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", которыми были установлены новый порядок и основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, ФИО2 достиг возраста 23 лет и в соответствии со статьей 1 ФЗ от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Поскольку административный истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственников жилого помещения, что подтверждается материалами дела, в силу прямого указания закона пунктов 1 и 3 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции действующей с 1 января 2013 года), он подлежит признанию нуждающимся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений, с включением в список детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
При указанных обстоятельствах, доводы изложенные в апелляционном определении основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, в том числе положениями пунктов 3 и 4 правил формирования списка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 4 апреля 2019 года N397, так как административный истец на момент достижения возраста 18 лет имея статус оставшегося без попечения родителей, относившейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, фактически не имея законно закрепленного жилого помещения, имел право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, но в установленном порядке не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не реализовал это право по состоянию на 1 января 2013 года; после 1 января 2013 года он подлежал обеспечению жилым помещением из Специализированного жилищного фонда, но не был включен в список.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Так же из Обзора практики рассмотрения нижестоящими судами дел, связанных с обеспечением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 года следует, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Однако, судом апелляционной инстанции не дана оценка имеющимся в деле доказательствам в их совокупности, с учетом конкретных обстоятельств дела, что поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении истца данное обязательство не было исполнено, отсутствие факта постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-летнего возраста, произошедшего в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий указанной категории лиц, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, действующими на момент разрешения спора.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело, или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
При изложенных обстоятельствах, податель кассационной жалобы считает, что ФИО2 по прежнему не имеет своего жилья, и для восстановления нарушенного его права, он подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, кассационная инстанция считает выводы суда апелляционной инстанции незаконными, подлежащими дополнительной проверки.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, дело направлению на новое рассмотрение в апелляционный суд.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 марта 2023 года отменить, направить административное дело на новое апелляционной рассмотрение в Краснодарский краевой суд в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 июня 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Иванов А.Е.
Сергеев С.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.