Дело N 3а-776/2022
г. Краснодар 29.06.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей Сергеева С.С, Монмаря Д.В, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 17.05.2023 кассационную жалобу Администрации г. Краснодара на решение Краснодарского краевого суда от 12.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 06.12.2022 по административному делу по административному иску ФИО7 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю, Администрация Краснодарского края о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя администрации г. Краснодара по доверенности Падалко А.Н, поддержавшего кассационную жалобу, представителя ФИО7 по доверенности ФИО6, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
решением Краснодарского краевого суда от 12.07.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 06.12.2022, административный иск ФИО7 удовлетворен.
Суды признали недействующими со дня принятия пункты NN 40786, 74159, 74160 приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края (Департамент) от 27.12.2021 N 3321 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Суды обязали Департамент опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу на официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Департамента, а также разместить информацию на сайте Департамента.
Суды обязали Департамент сообщить суду и административному иску в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу о его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в установленный срок.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Усенко Н.В. от 29.05.2023 кассационная жалоба Администрации г. Краснодара передана для рассмотрения в судебном заседании кассационного суда.
В кассационной жалобе Администрация г. Краснодара просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением процессуального закона, что привело к неправильному разрешению спора.
Заявитель жалобы считает, что обжалуемыми судебными актами затрагиваются права Администрации г. Краснодара, поскольку все средства налога на имущество физических лиц подлежат зачислению в местный бюджет и исключение рассматриваемых объектов недвижимого имущества из Перечня на 2022 повлечет нарушение интересов муниципального образования г. Краснодар. В то же время Администрация г. Краснодара к участию в деле судом не привлекалась и не уведомлялась о его рассмотрении.
Кассационный суд полагает кассационную жалобу подлежащей возвращению без рассмотрения по существу по следующим основаниям.
Главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) регламентированы вопросы пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 318 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.
В пункте 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" судам разъяснено, что правом кассационного обжалования обладают лица, участвующие в деле, и другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами, в том числе лица, не привлеченные к участию в деле в судах первой и апелляционной инстанций, если судебным актом разрешен вопрос об их правах и обязанностях (часть 1 статьи 318, пункт 4 части 1 статьи 310 Кодекса).
Судебные акты по административному делу могут быть обжалованы в кассационном порядке не только лицом, по жалобе (представлению) которого дело рассматривалось судом апелляционной инстанции, но и другими лицами, участвующими в деле, не подававшими апелляционную жалобу (представление), а также лицами, не привлеченными к участию в деле в судах первой и апелляционной инстанций, права, свободы и законные интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, включая лиц, о правах и об обязанностях которых судом разрешен вопрос.
Между тем, из вступивших в законную силу судебных актов не следует, что ими разрешен вопрос о правах Администрации г. Краснодара, поскольку сам по себе факт признания либо отказа в признании оспариваемых пунктов Перечня недействующими в рамках абстрактного нормоконтроля прав и обязанностей Администрации г. Краснодара при разрешении данного дела не затрагивает.
Кроме того, кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21.06.2023 оставлены без изменения определение Краснодарского краевого суда от 07.09.2022 и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17.11.2022, которыми Администрации г. Краснодара отказано в восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения суда от 12.07.2022.
Положениями статей 321, 329 КАС РФ урегулированы вопросы относительно процессуальных решений, выносимых судами в случае принятия к производству суда кассационной инстанций кассационной жалобы, не отвечающей императивным требованиям закона, предъявляемым к форме, содержанию жалобы и прилагаемым к ней документам.
Пунктом 2 части 1 статьи 321 КАС РФ предусмотрено, что кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если кассационные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 321 настоящего Кодекса.
Учитывая, что кассационная жалоба подана лицом (Администрацией г. Краснодара), не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции, она подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
Руководствуясь частью 1 статьи 321, пунктом 6 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
кассационную жалобу Администрации г. Краснодара на решение Краснодарского краевого суда от 12.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 06.12.2022 по административному делу по административному иску ФИО7 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативного правового акта недействующим в части, оставить без рассмотрения по существу.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный статьей 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29.06.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.