Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Русакова А.Е.
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной ИФНС N 24 по Ростовской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 28 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС N 24 по Ростовской области к Шайтуну Д.М. о взыскании недоимки по налогам, пеней.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
МИФНС России N 24 по Ростовской области (далее - инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Шайтуна Д.М. недоимку за 2019 год по транспортному налогу в размере 16 770 руб, пени в размере 30, 88 руб.; недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 95 руб, пене в размере 0, 18 руб.; недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 54 руб, пене з в размере 0, 10 руб.
Решением Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 ноября 2021 года требования административного иска удовлетворены в полном объеме. Одновременно с Шайтуна Д.М. в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере 678, 01 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 28 февраля 2022 года решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 ноября 2021 года отменено в части взыскания транспортного налога, пеней по транспортному налогу и государственной пошлины.
В отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований инспекции о взыскании с Шайтуна Д.М. недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 16 770 руб, пени в размере 30, 88 руб. С Шайтуна Д.М. взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 руб. В остальной части решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 ноября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 мая 2022 года, инспекция ставит вопрос об отмене апелляционного определения в части отказа во взыскании с Шайтуна Д.М. недоимки по транспортному налогу и пени как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Указывает, что суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу о незаконности взыскания транспортного налога с Шайтуна Д.М, поскольку согласно данным ГИБДД дата записи о прекращении права собственности административного ответчика на спорные транспортные средства является 14 апреля 2020 года. Данные обстоятельства свидетельствуют о законности требований инспекции о взыскании налоговой недоимки по транспортному налогу за 2019 год. При этом доказательства, подтверждающие, что с момента признания недействительной сделки по приобретению транспортных средств, административный ответчик был лишен возможности снять его с регистрационного учета, либо что им предпринимались к этому какие-либо меры, материалы дела не содержат.
Определением судьи от 3 июня 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения апелляционной инстанцией не допущены.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии у налогоплательщика обязанности по уплате за налоговый период 2019 года недоимки по транспортному, земельному, а также налогу на имущество физических лиц, как у собственника объектов налогообложения, согласился с расчетом пени, представленным налоговым органом. Суд первой инстанции отклонил довод административного ответчика о незаконности требований налогового органа в части взыскания с него транспортного налога за автомобили, сделки по купле-продажи которых, судебными решениями признаны недействительными, указав, что в период 2019 года транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения, были зарегистрированы на Шайтуна Д.М.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части взыскания с административного ответчика транспортного налога за 2019 год, а также пени на данную недоимку, указав на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 363 НК Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу абзаца 3 пункта 2 приказа МВД России от 26 июня 2018 года N 399 "Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации... " (далее - Правила) регистрация транспортного средства осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, за физическим или юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, владеющим транспортным средством на праве собственности, а также за лицом, владеющим, пользующимся или распоряжающимся транспортным средством от имени собственника на законных основаниях, в случаях, установленных данными Правилами.
Изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности на транспортное средство осуществляется на основании заявления нового собственника (абзац 2 пункт 11 Правил).
Судом апелляционной инстанции достоверно установлено, что определением Арбитражного суда Ростовской области от 19 ноября 2018 года, вступившим в законную силу 21 января 2019 года, договор купли-продажи транспортного средства " "данные изъяты", 2009 года выпуска, заключенный ФИО и Шайтуном Д.М. 12 мая 2015 года, признан недействительным.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 25 января 2019 года, вступившим в законную силу 13 марта 2019 года, договор купли-продажи транспортного средства: "данные изъяты", 2012 года выпуска, заключенный 15 мая 2015 года ФИО и Шайтуном Д.М, признан недействительным.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 6 марта 2020 года, вступившим в законную силу 15 июня 2020 года, договор купли-продажи транспортного средства "данные изъяты" "данные изъяты", 2011 года выпуска, заключенный ФИО1 и Шайтуном Д.М. 9 декабря 2017 года, признан недействительным.
Указанными судебными актами также установлено, что спорные автомобили не выбывали из фактического владения предыдущих собственников после совершения оспариваемых сделок (л. д. 77, 91)
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с Шайтуна Д.М. транспортного налога, поскольку спорные автомобили не зарегистрированы в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответственно, не являются объектами налогообложения, а административный ответчик не является плательщиком транспортного налога.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене определения суда апелляционной инстанций, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом доказательств.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС N 24 по Ростовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 16 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.