Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гадзияна Л.М. на решение Мясниковского районного суда Ростовской области от 11 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 24 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Гадзияна Л.М. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гадзиян Л.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения администрации Чалтырского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области об отказе в восстановлении записи в похозяйственной книге Чалтырского сельского поселения о наличии земельного участка на лицевом счете истца.
Просил суд возложить на административного ответчика обязанность восстановить запись в похозяйственной книге Чалтырского сельского поселения о наличии земельного участка 0, 08 га на лицевом счете истца и выдать выписку из похозяйственной книги о наличии этой записи.
Решением Мясниковского районного суда Ростовской области от 11 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 24 августа 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной Гадзияном Л.М. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в ином составе суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 31 января 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 22 февраля 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Гадзиян Л.М. с 1991 года владеет земельным участком, расположенным по адресу: "адрес". Границы земельного участка не установлены, на кадастровый учет указанный земельный участок не поставлен.
В похозяйственных книгах за 1986-1991 года указана площадь земли "0, 04 га + 0, 08 га", с 1992 года - 0, 12 га.
В 2009 году Гадзинян Л.М. обратился в администрацию Чалтырского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области с заявлением о получении выписки из похозяйственной книги с целью оформления права собственности.
Согласно ответу администрации Чалтырского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 9 апреля 2010 года сведения о земельном участке не числятся в похозяйственной книге, земельный участок ни за кем не закреплен, в связи с чем отсутствуют основания для выдачи выписки из похозяйственной книги.
Из ответа администрации Чалтырского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 19 ноября 2010 года следует, что в похозяйственных книгах за 1986-1990 года, 1991-1996 года числится земельный участок по "адрес" площадью 0, 04 га и дополнительный земельный участок под огород площадью 0, 08 га, но не указано, где именно находится данный земельный участок. При проведении работ, связанных с приватизацией земельных участков, спорный земельный участок не был обмерен, вследствие чего не был отражен в новой похозяйственной книге за 1997-2001 года. В последующих похозяйственных книгах за 1997-2001 года, 2002-2006 года, на лицевом счете административного истца значится только приусадебный участок по "адрес"
В ответе администрации Чалтырского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 7 июня 2021 года указано, что из земельнокадастровой книги от 1988 года следует, что спорный земельный участок расположен за границей населенного пункта, в последующих книгах не содержится указаний на то, что этот земельный участок расположен в границах населенного пункта, кроме того на ул. Пионерской. Таким образом, земельный участок, указанный в схеме, представленной административным истцом, при обращении в администрацию 28 мая 2021 года и земельный участок, указанный в земельнокадастровой книге, сопоставить не представляется возможным.
Ответ аналогичного содержания дан администрацией Чалтырского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области 5 июля 2021 года.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В соответствии с Порядком ведения хозяйственных книг, утвержденным приказом Минсельхоза Российской Федерации от 11 октября 2010 года, ведение похозяйственных книг осуществляется в целях учета личных подсобных хозяйств органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства.
Пункт 2 Порядка ведения хозяйственных книг устанавливает, что руководитель органа местного самоуправления обеспечивает организацию ведения книг и в установленном порядке назначает должностных лиц, ответственных за их ведение и сохранность.
Согласно пункту 7 названного Порядка записи в книгу производятся должностными лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств.
Исправление записей, подчистки и не оговоренные текстовой записью поправки в книгах не допускаются. Любые исправления и зачеркивания должны быть оговорены и заверены подписью должностного лица с указанием даты внесения исправления.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании в том числе выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
В соответствии с пунктом 24 Порядка ведения похозяйственных книг, в похозяйственной книге, заполняя сведения о правах на землю, в свободных строках следует указывать номер документа, подтверждающего право на земельный участок, его категорию и размер.
Судами установлено, что административным истцом не предоставлены документы, подтверждающие право на земельный участок ни при обращении в администрацию Чалтырского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области, ни при обращении с административным исковым заявлением в суд.
Как следует из пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
Согласно представленным в материалы дела сведениям, с 1996 года мероприятия по индивидуализации спорного земельного участка не проводились, в связи с чем вывод администрации Чалтырского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области о невозможности сопоставления земельного участка, указанного в похозяйственной книге за 1991-1996 годы, с земельным участком, отраженным на схеме, представленной административным истцом, является обоснованным. Обращения Гадзияна Л.М. административным ответчиком рассмотрены, на них даны мотивированные ответы уполномоченными должностными лицами органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мясниковского районного суда Ростовской области от 11 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 24 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 апреля 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.