Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Арнаутовой Н.В, действующей в интересах Кожевниковой А.Ф, на решение Батайского городского суда Ростовской области от 23 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 14 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Кожевниковой А.Ф. об оспаривании постановления органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кожевникова А.Ф. обратилась в суд с административным исковым требованием о признании недействительными результатов проекта межевания земельного участка и об отмене постановления об утверждении проекта межевания территории.
Решением Батайского городского суда Ростовской области от 23 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 14 декабря 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной Арнаутовой Н.В, действующей в интересах Кожевниковой А.Ф, в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов.
Кассационная жалоба, поступившая в городской суд 30 января 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 3 марта 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу положений части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории является одним из видов документов по планировке территории.
Требования к содержанию и подготовке проекта межевания территории установлены статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
На основании части 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
В соответствии с частью 1 статьи 46 названного Кодекса решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 2).
Согласно части 3 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
На основании части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (часть 6)
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи (часть 13).
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14).
Как следует из материалов дела, 15 мая 2009 года между Галюга Л.П. и Кожевниковой А.Ф. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: N, площадью 600 кв. м, находящегося на землях населенных пунктов, разрешенное использование (назначение): для строительства демонстрационного дома, с расположенным на нем демонстрационным домом литер "А", общей площадью 314, 6 кв. м по адресу: "адрес"
Решением Батайского городского суда Ростовской области от 14 августа 2015 года за Кожевниковой А.Ф. признано право собственности на индивидуальный жилой дом со встроенным магазином, общей площадью 340, 7 кв. м.
Кожевникова А.Ф. обратилась в комитет имущественных отношений г. Батайска Ростовской области с заявлениями от 28 мая 2019 года о перераспределении земельных участков с кадастровым номером N и с кадастровым номером N, а также о снятии земельного участка с кадастровым номером N с кадастрового учета.
Письмом от 30 мая 2019 года Кожевниковой А.Ф. отказано в снятии земельного участка с кадастровым номером N с кадастрового учета, поскольку данный участок, площадью 15 645 кв. м с видом разрешенного использования "для строительства объектов социально-культурного бытового назначения и проходов, проездов" был сформирован, поставлен на кадастровый учет согласно проекту планировки и проекту межевания территории мкр. Солнечный и был предоставлен в аренду ООО "ЖК-Юг". Кроме того, данный земельный участок не носит временный характер, не является преобразуемым и не подлежит снятию с кадастрового учета.
Впоследствии 1 июля 2019 года Кожевникова А.Ф. обратилась в комитет с заявлением об утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером N сохраняемого с остатком в измененных границах и примыкающего к земельному участку с кадастровым номером N1, принадлежащего Кожевниковой А.Ф, для последующего перераспределения земельных участков путем выкупа.
Также Кожевникова А.Ф. обратилась в администрацию г. Батайска с заявлением от 1 ноября 2019 года о разработке проекта межевания территории в кадастровом квартале 61:46:011501 в районе земельного участка с кадастровым номером N, с целью определения возможности изменения границ существующего земельного участка.
Постановлением администрации г. Батайска N 2250 от 4 декабря 2019 года Кожевниковой А.Ф. разрешена подготовка документации по планировке территории в части выполнения проекта межевания территории в кадастровом квартале N в районе существующего земельного участка с кадастровым номером N с целью определения возможности изменения его границ и установления красных линий.
По результатам рассмотрения заявления Кожевниковой А.Ф. администрацией г. Батайска 31 августа 2020 года вынесено постановление N 1380 "Об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка по ш. Восточному, 15 классификатору видов разрешенного использования земельных участков", согласно которому установлено соответствие видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N площадью 600 кв.м "для размещения объектов индивидуального жилищного строительства со встроенным магазином", расположенного по адресу: "адрес", в территориальной зоне Ж 2 "Зона застройки малоэтажными жилыми домами в 1-3 этажа" классификатору видов разрешенного использования земельных участков с наименованием "Для индивидуального жилищного строительства и "Магазины".
Постановлением администрации г. Батайска от 1 марта 2021 года N 16 объявлено проведение с 12 марта 2021 года по 30 марта 2021 года общественных обсуждений по проекту межевания территории в кадастровом квартале N в районе существующего земельного участка с кадастровым номером N1.
Данный проект размещен на официальном сайте администрации г. Батайска в сети "Интернет", оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано в официальном печатном издании "Батайск официальный" и размещено на официальном сайте администрации г. Батайска в сети "Интернет".
Согласно протоколу общественных обсуждений N 1 от 1 апреля 2021 года замечаний и предложений от участников общественных обсуждений не поступало.
Заключение о результатах общественных обсуждений составлено 6 апреля 2021 года, согласно которому проект межевания территории в кадастровом квартале N в районе существующего земельного участка с кадастровым номером N по адресу направлен на утверждение.
Постановлением администрации г. Батайска N 785 от 21 апреля 2021 года утверждена основная часть выполнения проекта межевания территории в рассматриваемом кадастровом квартале.
Согласно проекту межевания территории в составе проекта межевания устанавливаются границы вновь образуемых и образуемых земельных участков:
- земельный участок N 1 - вновь образуемый земельный участок площадью 1061 кв. м образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N1, площадью 600 кв. м за счет земельного участка (присоединяемого) площадью 461 кв. м из состава земель муниципальной собственности, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, магазины, месторасположение: "адрес";
- земельный участок N 2 - вновь образуемый земельный участок площадью 165 кв. м образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, площадью 150 кв. м за счет земельного участка (присоединяемого) площадью 15 кв. м из состава земель муниципальной собственности, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, месторасположение: "адрес"
- земельный участок N 3 - образуемый земельный участок площадью 457 кв. м образован из состава земель муниципальной собственности, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дошкольное начальное и среднее общее образование, месторасположение: "адрес".
Земельный участок площадью 1061 кв. м 17 сентября 2021 года поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства: магазины".
В дальнейшем Кожевникова А.Ф. обратилась в комитет имущественных отношений г. Батайска с заявлением от 23 сентября 2021 года о заключении соглашения на образованный земельный участок в результате перераспределения земельных участков, площадью 1061 кв. м, в чем Кожевниковой А.Ф. письмом от 17 ноября 2021 года было отказано.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, городской суд и судебная коллегия, проанализировав положения Градостроительного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указали, что оспариваемое постановление принято администрацией в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением требований законодательства, в том числе, требований к форме и виду, процедуре принятия, включая процедуру проведения публичных слушаний, правилам введения в действие, и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права и свободы Кожевниковой А.Ф. не нарушены, препятствия к осуществлению прав не созданы; само по себе несогласие административного истца с состоявшимся решением не свидетельствует о его незаконности.
Кроме того, судами указано на пропуск административным истцом установленного законом срока для оспаривания проекта межевания территории и постановления администрации г. Батайска от 21 апреля 2021 года N 785, поскольку утвержденный проект межевания территории опубликован 22 апреля 2021 года в газете "Батайск официальный", в то время как в суд с настоящим административным иском Кожевникова А.Ф. обратилась только 6 мая 2022 года, то есть по истечении установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска процессуального срока для обращения в суд с административным исковым заявлением, не представлено.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Батайского городского суда Ростовской области от 23 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 6 апреля 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.