Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Мальмановой Э.К. и Русакова А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Новочеркасска на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 2 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 31 августа 2022 года по административному делу по административному иску администрации города Новочеркасска к Новочеркасскому городскому отделу судебных приставов УФССП России по Ростовской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, возражения, судебная коллегия
установила:
администрация города Новочеркасска обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с административным иском к Новочеркасскому городскому отделу судебных приставов УФССП России по Ростовской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 2 июня 2022 года в удовлетворении административного искового заявления администрации города Новочеркасска к Новочеркасскому городскому отделу судебных приставов УФССП России по Ростовской области, заинтересованные лица: Управление ФССП России по Ростовской области, ФИО5 об освобождении от взыскания исполнительского сбора - отказано.
31 августа 2022 года Судебной коллегией по административным делам Ростовского областного суда решение городского суда от 2 июня 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Новочеркасска - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит оспариваемые судебные акты отменить, ссылается на то, что судами при рассмотрении дела неверно определены обстоятельства, имеющие значение для его правильного рассмотрения, нарушены нормы материального и процессуального права. Просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции кассационная жалоба принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад судьи, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм действующего законодательства, которые являются основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2).
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего дела нижестоящими судами допущены нарушения норм действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что в Новочеркасском городском отделе УФССП по Ростовской области находится на исполнении исполнительное производство N-ИП от 15 марта 2022 года, возбужденное на основании исполнительного листа N от 10 марта 2022 года Новочеркасского городского суда, предметом исполнения которого является об обязании администрацию города Новочеркасска предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления. 22 февраля 2022 года судебным приставом исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением администрацией города требований судебного акта в 5-дневный срок, установленный для добровольного исполнения и поступившее в администрацию города 2 марта 2022 года (входящий N), с чем административный истец не согласен, и вынужден обратиться с административным иском в суд.
Однако, разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного иска, судами не принято во внимание, что исполнение решений суда данной категории связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура, при этом действия администрации г. Новочеркасска ограничены как бюджетным финансированием, так и установленной законом административной процедурой.
Как следует из материалов дела и доводов заявителя, исполнение судебного акта в кратчайшие сроки затруднено. Одной из причин является тот факт, что для исполнения решения суда необходимы финансовые затраты. Учитывая тот факт, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", Уставом муниципального образования "Город Новочеркасск" администрация города Новочеркасска, является органом местного самоуправления, то финансирование и порядок расходов регулируется Бюджетным законодательством. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются Бюджетным кодексом РФ (далее БК РФ) и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций (часть 4 статьи 152 БК РФ).
При этом, органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий (обеспечение жилыми помещениями детей-сирот) обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав Ростовской области, областные законы, нормативные правовые акты Ростовской области по вопросам осуществления государственных полномочий (статья 3 Областного закона Ростовской области от 22 июня 2006 года N-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Областной закон N-ЗС).
Жилые помещения детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей на территории Ростовской области предоставляются в соответствии с определенным порядком, установленным: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"; Областным законом от 31 августа 2011 года NC "О правительстве Ростовской области; постановлением Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 года N "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений предоставляются за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели.
В областной бюджет субъекта РФ субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, на основании заявки со счета территориального органа Федерального казначейства.
Размер предоставляемой субсидии утверждается Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 и плановый 2016 и 2017 годы". Бюджетам МО денежные средства в необходимом объеме предоставляются в виде субвенций из областного бюджета, сформированного на трехлетний период, Министерством строительства Ростовской области, в соответствии с методикой, утвержденной Областным закон Ростовской области от 26 декабря 2016 года NC "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области". Администрацией города Новочеркасска и Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области заключен договор от 9 января 2017 года N-ДС "О предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии с приложением к данному договору в список граждан-получателей жилья включен ФИО5
В соответствии с Положением "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (утв. постановлением Правительства Ростовской Области от 25 июня 2012 года N) (далее - Положение), органы муниципальных образований имеют право использовать указанные денежные средства на строительство жилы, помещений, домов специализированного жилищного фонда, приобретение жилых помещений на первичном и вторичном рынках.
Закупка на приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного Кодекса (часть 1 статьи 72 БК РФ).
Под закупкой работы для обеспечения муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном порядке начиная с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (пункт 3 статьи 3 ФЗ от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Так, дальнейшим этапом на пути исполнения решения суда, на официально, сайте Единой информационной системы в сфере закупок 4 апреля 2017 года размещено извещение N о проведении аукциона на "Приобретение жилых помещений в муниципальную собственность города Новочеркасска для обеспечения предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" за счет средств, предусмотренных договором от 9 января 2017 года N-ДС "О предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", заключенным между Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и администрацией города Новочеркасска Ростовской области, для обеспечения предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
По результатам аукциона заключен муниципальный контракт N от 29 мая 2017 года на приобретение жилых помещений r муниципальную собственность города Новочеркасска для обеспечения предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (путем долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома).
Из материалов дела также усматривается, что согласно пункта 1.2 указанного муниципального контракта застройщик обязуется своими силами построить многоквартирный жилой дом по адресу: Ростовская область, город Новочеркасск, улица Пляжная, д.37/1 б и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого дома передать участнику долевого строительства в срок не позднее 30 августа 2018 года объекты долевого строительства - жилые помещения (квартиры) в многоквартирном жилом доме.
В соответствии с условиями заключенного муниципального контракта Застройщик должен передать объекты долевого строительства (квартиры) качество которых соответствует требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов. Каждая квартира должна быть обеспечена инженерными системами - электроснабжение, энергоснабжение, канализация, отопление вентиляция, иметь чистовую отделку стен, полный комплект сантехники, электрики и внутренней столярки, установленные и опломбированные приборы учета на все поставляемые ресурсы (пункт 4.1.3 муниципального контракта).
При этом, в 2017 году в соответствии с заключенными муниципальными контактами с ООО "Градиент-Капитал" на участие в долевом строительстве комплекса жилых зданий по адресу: ул. Пляжная, 37/1 Б, Литеры 1-3, в общей сумме 104 792 рублей, передача Заказчику 104 жилых помещений (квартир) должна была быть осуществлена до 30 августа 2018 года включая 100 квартир (контракт от 29.05.2017 N) на сумму 100 812 рублей, 2 квартиры (контракт от 28.11.2017 N) на сумму 1990 рублей, 2 квартиры (контракт от 28.11.2017 N) на сумму 1990 рублей.
В 2017 году начато строительство многоквартирных домов, однако, условия заключенных муниципальных контрактов не были выполнены в предусмотренный муниципальными контрактами срок, строительство не завершено, жилые помещения детям-сиротам не переданы.
Администрацией города неоднократно совместно с застройщиком ООО "Градиент Капитал" разрабатывались дорожные карты по поэтапному разрешению всех проблемных вопросов ввода объекта по адресу: город Новочеркасск, ул. Пляжная, 37/1 Б, Литеры 1-3, в эксплуатацию, однако реализовать дорожные карты не представилось возможным, в связи с отсутствием денежных средств у подрядчика. Строительство домов остановлено в 3 квартале 2018 года. После чего в 2018, 2019 и январе 2020 годах меры, предпринимаемые действующей на тот момент Администрацией города, оказались недостаточными для завершения работ, вводу помещений в эксплуатацию и передачу квартир детям-сиротам. В этот период (август 2018 - январь 2020 гг.) работы на объекте не проводились. В настоящее время, работы на объекте "Строительство комплекса многоквартирных домов по ул. Пляжная 37/1 Б" завершены. Застройщиком подано извещение об окончании строительства на объекте. Службой ГСН 7 мая 2021 года проведена выездная проверка, по результату которой установлено, что все замечания, которые имелись ранее согласно Предписаний, устранены в полном объеме, за исключением пункта "предоставление государственной экспертизы проектной документации". Застройщику службой ГСН выдано итоговое предписание с указанием единственного замечания "предоставление государственной экспертизы проектной документации". 3 июня 2021 года застройщиком подан иск в суд на неправомерность указанного требования. 18 октября 2021 года Арбитражным судом Ростовской области вынесено решение об отказе в исковых требованиях. Департаментом строительства и городского развития Администрации города направлено обращение в адрес Губернатора Ростовской области (РК N от 10.01.2022) с целью выделения денежных средств в размере 128, 8 миллионов рублей для обеспечения жильем 55 детей - сирот, в число которых также входит ФИО5, однако с профильными министерствами указанное обращение не согласовано и возвращено для устранения замечаний.
После устранения замечаний повторно направлено обращение в адрес Губернатора Ростовской области (РК N от 8 апреля 2022 года) на выделение средств областного бюджета в 2022 году в сумме 124 141, 4 рублей для приобретения жилых помещений для 53 детей-сирот, туда также входит ФИО5
Вместе с тем, ссылаясь на указанное, кассационный суд отмечает, что распоряжением Правительства Ростовской Области от 15 апреля 2022 года N "О выделении средств" выделены денежные средства для администрации города Новочеркасска по обеспечению жильем детей сирот. Жилые помещения для указанного числа детей-сирот приобретаются на вторичном рынке жилья в рамках процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Во исполнение Федерального закона департаментом строительства и городского развития администрации города объявлены электронные аукционы на приобретения жилья 29 апреля 2022 года, 18 мая 2022 года, 6 июня 2022 года, 27 июня 2022 года, 12 июля 2022 года.
Контракт заключен 2 августа 2022 года, квартира находится по адресу: пер. Интернатный, д.6 кв.2. вынесено постановление об окончании исполнительного производства N-ИП.
Таким образом, в силу части 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ N 229-ФЗ), статьи 112 ФЗ N 229-ФЗ, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N-П, статей 49, 50, 52-54, 55 Конституции РФ, пункта 1 статьи 401 ГК РФ, пункта 2 статьи 401 ГК РФ освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительского документа. Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 15.09.2015 N-КГ15-17, от 11.09.2019 N-КА19- 10).
Учитывая, что взимание исполнительского сбора, как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Изложенное соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 30.07.2001 N-П, от 17.01.2013 N-П, от 25.02.2014 N-П и от 19.01.2017 N-П, определению от 02.04.2015 N. Данная позиция содержится также и в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации N (2019), от 11.09.2019 N-КА19-10).
Однако, указанное не принято во внимание судами, как и решение Новочеркасского городского суда от 26 октября 2021 года (по делу N), не установлен конкретный срок его исполнения.
Судебным приставом - исполнителем не учтено, что жилые помещения детям - сиротам и детям оставшихся без попечения родителей на территории Ростовской области предоставляются в соответствии с определенным порядком установленным действующим законодательством. При этом, как отмечает заявитель, администрацией города Новочеркасска приняты все возможные меры для исполнения решения суда.
В силу изложенного, указанное требует дополнительной проверки.
При таких обстоятельствах, оспариваемые судебные акты не могут быть признаны законными, на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежат отмене.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел. Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N "О судебном решении").
В данном случае, нижестоящими судами приведенные нормы действующего законодательства не соблюдены, без устранения допущенных нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов участников судопроизводства, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку дело подлежит направлению на новое рассмотрение, в соответствии с пунктом 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
При новом рассмотрении дела, районному суду следует учесть изложенное, принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права; дать правовую оценку обстоятельствам дела и доводам административного истца, рассмотреть вопрос о снижении исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить оспариваемые судебные акты и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 2 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 31 августа 2022 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Новочеркасский городской суд Ростовской области в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 апреля 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Русаков А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.