дело N 2-1138/2022
8г-12527/2023
г. Краснодар
18 мая 2023 года
Резолютивная часть определения объявлена 18 мая 2023 года.
Определение в полном объеме изготовлено 25 мая 2023 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Комбаровой И.В, Песоцкого В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Казарцевой Татьяны Васильевны на решение Гуковского городского суда Ростовской области от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 января 2023 года по иску Казарцевой Татьяны Васильевны к муниципальному казенному учреждению города Гуково "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Гуково" об обязании включить в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, с последующим предоставлением социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
Казарцева Татьяна Васильевна (далее - истец, Казарцева Т.В.) обратилась в суд с иском к муниципальному казенному учреждению города Гуково "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Гуково" (далее - ответчик, учреждение) об обязании включить ее в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты "Антрацит", - доме N 7 по ул. Фурманова в г. Гуково, с последующим включением в списки граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, определив размер социальной выплаты на приобретение жилья по норме, установленной для семьи из трех человек; обязании учреждение заключить с ней договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики РФ, определив размер социальной выплаты на приобретение жилья по норме, установленной для семьи, состоящей из трех человек.
Решением Гуковского городского суда Ростовской области от 21 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 января 2023 года, в удовлетворении исковых требований Казарцевой Т.В. отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Казарцева Т.В. обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение и апелляционное определение отменить, вынести новое решение, которым исковые требования Казарцевой Т.В. удовлетворить в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы суды при разрешении спора не приняли во внимание фактические обстоятельства дела. Семья Казарцевых на момент признания домовладения аварийным и подлежащим переселению проживала в нем фактически и не имела иного пригодного для проживания жилья. Суды не отразили в решении суда полные показатели свидетелей. Нормы материального права применены судами неправильно. Предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Казарцева Т.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 22 февраля 2002 года является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" где согласно данным паспорта зарегистрирована с 6 июля 2004 года.
Также по указанному адресу с ноября 1998 года зарегистрирован Казарцев В.А. и с июля 2004 года Казарцева О.В, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями паспортов.
Распоряжением администрации города Гуково от 3 августа 2022 года N 127 на основании заключения межведомственной комиссии от 25 июля 2022 года N 14 жилой дом "адрес" признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахты "Антрацит" ОАО "Антоком".
Из ответа учреждения от 8 августа 2022 года на заявление Казарцевой Т.В. следует отказ Казарцевой Т.В. во включении ее в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты "Антрацит", так как перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года N 428, является исчерпывающим, а в данном случае оснований для уточнения списков не имеется.
Полагая отказ необоснованным, Казарцева Т.В. обратилась за судебной защитой.
В судебном заседании суда первой инстанции допрошенные в качестве свидетелей Кореева Л.А. и Власкова Н.В. пояснили, что они с 1980, 1987 годов являются соседями Казарцевой Т.В, которая проживает со своими супругом и дочерью в доме "адрес" Ранее этот дом принадлежал родителям Казарцевой Т.В, с которыми она, ее супруг и их дочь практически постоянно совместно проживали по указанному адресу, несмотря на то, что у них было другое жилье. При этом вели ли они совместное хозяйство и общий бюджет, свидетелям неизвестно. По какой причине Казарцева Т.В. была зарегистрирована по другому адресу, проживая в доме N 7 по ул. Фурманова, им также неизвестно.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 428 от 13 июля 2005 года Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - Правила N 428) и исходил из отсутствия оснований для включения Казарцевой Т.В. с составом семьи из трех человек в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ с последующим предоставлением социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты.
В ходе рассмотрения спора установлено, что истец Казарцева Т.В. на момент ликвидации шахты "Антрацит" (март 1998 года) собственником спорного жилого помещения не являлась, достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что она, Казарцев В.А, Казарцева О.В. на указанный период времени постоянно проживали в указанном доме совместно с собственником жилья в качестве членов его семьи, то есть вели с ним общее хозяйство, имели совместный бюджет, не представлено.
Апелляционный суд с выводами первой судебной инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Федеральным законом от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом "б" пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года N 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно пунктам 5, 8 Правил N 428 межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: а) снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 года угольных (сланцевых) шахтах; б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что решая вопрос о ликвидации угольных шахт Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Пункт 8 Правил N 428 в редакции с 8 января 2022 года устанавливает, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, констатировав отсутствие доказательств того, что истец проживал в доме "адрес" на момент ликвидации шахты (с 1998 года), суды пришли к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, определенных Правилами N 428 и являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований.
Дополнительно апелляционным судом отмечено, что правоотношения с таким собственником жилого помещения указанные выше нормативные акты не регулируют, что не может свидетельствовать о нарушении имущественных прав граждан, поскольку эти акты не отменяют нормы действующего гражданского и жилищного законодательства о переселении из ветхого жилья.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, сводятся лишь к несогласию с произведенной оценкой доказательств, фактически кассатор просит еще раз пересмотреть данное дело по существу.
Вместе с тем, по смыслу пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" кассационный суд общей юрисдикции согласно части 3 статьи 390 ГПК РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Гуковского городского суда Ростовской области от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи И.В. Комбарова
В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.