Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Бетрозова Н.В. и Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Теплинской Е.Н. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю об оспаривании решения и возложении обязанности включить периоды работы, дающие право на установление пенсии, по кассационной жалобе Теплинской Е.Н. на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 20 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Теплинская Е.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю, в котором просила суд: признать незаконным решение пенсионного органа от 30 декабря 2020 г. об отказе в установлении пенсии; обязать ответчика включить период работы с 20 апреля 2013г. по 03 ноября 2020г. в должности педагога дополнительного образования в МБУ ДО ЦНТТ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и назначить пенсию с даты обращения с заявлением, то есть с 04 ноября 2020г.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 20 июля 2022 г. в удовлетворении исковых требований Теплинской Е.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2023 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Теплинская Е.Н. просит отменить указанные судебные акты в связи с тем, что судами первой и апелляционной инстанции были существенно нарушены нормы материального права, примененного к периодам осуществления истцом трудовой деятельности. Указывает, что трудовую деятельность осуществляет в качестве педагога дополнительного образования.
В возражениях на кассационную жалобу Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю выражает несогласие с доводами изложенными в ней и указывает на законность принятых по делу судебных актов.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон в суд кассационной инстанции, ввиду подробно изложенной правовой позиции истца в кассационной жалобе, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такого характера нарушения не допущены судами нижестоящих инстанций, в связи с чем, основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Из материалов дела следует, что 04 ноября 2020г. Теплинская Е.Н. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Армавире Краснодарского края с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГг. Теплинской Е.Н. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием специального педагогического стажа 25 лет. По мнению пенсионного органа специальный стаж истицы составил 17 лет 5 месяцев 19 дней. При этом в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью не включен период работы Теплинской Е.Н. с 20 апреля 2013г. по 03 ноября 2020г. в качестве педагога дополнительного образования в МБОУ ДО Центр детского (юношеского) научно-технического творчества, поскольку согласно п. 3 Правил от 22 сентября 1999г. N 1067 и п. 12 Правил с 29 октября 2002г. N 781 работа в должностях п. 2 раздела "Наименование должностей" и п. 15 раздела "Наименование Учреждений" Списка от 22 сентября 1999г. N 1067 в п. 2 раздела "Наименование должностей" и п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002г. N 781 за периоды с 1 января 2001г. засчитывается в педагогический стаж при наличии одновременно следующих условий:
- если на 1 января 2001г. подтвержден стаж работы в учреждениях и должностях, указанных в Списках от 6 сентября 1991г. N 463, от 22 сентября 1999г. N 1067 и от 29 октября 2002 N 781 продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- если имеется факт работы и период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2000г. в учреждениях и должностях, указанных п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п.2 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 N 781 (л.д.5, 6).
Из трудовой книжки следует, что Теплинская Е.Н. осуществляла трудовую деятельность в следующих должностях и учреждениях: с 01 августа 1988г. по 01 марта 1993г. в должности воспитателя в детского сада-яслей N 43 Армавирского производственного мебельно - деревообрабатывающего объединения "Армавир"; с 02 марта 1993г. по 01 ноября 2002г. в должности воспитателя МАДОУ N43 г. Армавир; с 30 мая 2005г. по 30 июня 2009г. в должности воспитателя в МДОУ N 14 г.Армавир; с 01 июля 2009г. по 21 июня 2012г. в должности воспитателя в МДОУ N8 г.Армавир; с 20 апреля 2013г. по настоящее время в должности педагога дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского (юношеского) научно-технического творчества.
Из справки МБУ ДО Центр детского (юношеского) научно - технического творчества от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что Теплинская Е.Н. в указанном учреждении осуществляет образовательно - воспитательную работу с детьми 4-6 лет по программ "Большие дела маленьких рук", "Посчитаем, поиграем", "Волшебные ручки", количество учащихся за неделю составляет более 200 человек.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, установив факт отсутствия у истца на 01 января 2001г. необходимого стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списках, продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев, приняв во внимание, что работодателем - МБУ ДО Центр детского (юношеского) творчества за оспариваемый период представлены индивидуальные сведения на Теплинскую Е.Н. без указания кода льготы, пришел к выводу об отсутствии оснований, для удовлетворения требований истицы.
С такими выводами суда первой и апелляционной инстанции согласна судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, поскольку с учетом установленных обстоятельств, у судов не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение". Согласно пункту 3 данного Постановления Правительства исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением: Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, положения статей 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.
С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Основанное на анализе объективных данных исключение должности педагога дополнительного образования из категории должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, произведено Правительством Российской Федерации во исполнение возложенных на него законодателем полномочий.
Для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности.
Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождается установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения (Определение Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 N 512-О).
Согласно установленным обстоятельствам, Теплинская Е.Н. с 20 апреля 2013г. по настоящее время работает в должности педагога дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского (юношеского) научно-технического творчества. Занимаемая ею должность подпадает под должности, указанные в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, а учреждение, критерию учреждений, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Вместе с тем, условия, предусмотренные Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 истцом выполнены не в полном объеме, в связи с чем, оснований для зачета ей в стаж педагогической деятельности периодов имевших место после с 20 апреля 2013 года у суда первой инстанции не имелось.
При указанных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к верному выводу, что периоды работы Теплинской Е.Н. с 20 апреля 2013г. по 03 ноября 2020г. в должности педагога дополнительного образования в МБУ ДО ЦНТТ не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Доводы жалобы повторяют позицию истца при разбирательстве дела, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра апелляционного определения кассационным судом общей юрисдикции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 20 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Теплинской Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи: Н.В. Бетрозова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.