Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н, судей Жогина О.В, Макаровой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного автономного образовательного учреждения Астраханской области высшего образования "Астраханский государственный архитектурно-строительный университет" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 11 января 2023 года по гражданскому делу по иску прокурора Трусовского района г. Астрахани в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному автономному образовательному учреждению Астраханский области высшего образования "Астраханский государственный архитектурно-строительный университет" об обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями правил эксплуатации, заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, выслушав прокурора отдела управления Генерального управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Трусовского района г. Астрахани в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к Государственному автономному образовательному учреждению Астраханский области высшего образования "Астраханский государственный архитектурно-строительный университет" об обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями правил эксплуатации.
Решением Ленинского районного Суда города Астрахани от 19 октября 2022 года исковые требования удовлетворены. На ГАОУ АО ВО "АГАСУ" возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитные сооружения гражданской обороны: укрытие, инвентаризационный N, расположенное по адресу: "адрес"; убежище, инвентаризационный N, расположенное по адресу: "адрес"; убежище, инвентаризационный N, расположенное по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583. С ГАОУ АО ВО "АТАСУ" взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 11 января 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем ГАОУ АО ВО "АТАСУ" поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения ввиду нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов установленным обстоятельствам дела. Полагает необоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения иска. Указывает, что ГАОУ АО ВО "АГАСУ" является автономным учреждением, оказывающим образовательные услуги за счет финансирования из бюджета Астраханской области. Кроме того, ссылается на то обстоятельство, что состояние объектов не позволяет их надлежащую эксплуатацию и целесообразно поднять вопрос о снятии их с учета.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанции, в собственности ГАОУ АО ВО "АТАСУ" числятся: укрытие (инвентаризационный N), принятое в эксплуатацию 1977 году, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 268, 3 кв. м, вместимостью 462 чел, А-III класса; убежище (инвентаризационный N), принятое в эксплуатацию в 1979 году, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 72, 6 кв. м, вместимостью 100 чел, A-IV -класса; убежище (инвентаризационный N), принятое в эксплуатацию в 1983 году, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 104 кв. м, вместимостью 100 чел, А- III класса.
Проведенной прокуратурой района в феврале 2020 года проверкой выявлены нарушения законодательства в сфере содержания и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в нарушение пункта 3.2.1 Правил в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: "адрес" (инвентарный N), не обеспечена сохранность защитно - герметических свойств дверей защитного сооружений гражданской обороны, выраженная в перекрытий входа бетонными плитами и грунтом. Также выявлены нарушения пунктов 3.2.1 3.2.3, 3.2.6, 3.2.11, 3.2.21 Правил, в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: "адрес" (инвентарный N), инженерно-техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны находится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению (фильтровентиляционная система, санитарно-техническое оборудование, система водоснабжения и канализация находятся в неисправном состоянии или отсутствуют на своих штатных местах); защитное сооружение гражданской обороны не обеспечено аварийными безнапорными| емкостями для питьевой воды, в защитном сооружении гражданской обороны не обеспечена сохранность защитно-герметических свойств дверей; вход в защитное сооружение гражданской обороны загроможден отходами производства употребления.
17 февраля 2020 вынесено представление прокурора об устранении нарушений, которое до настоящего времени не исполнено.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что ГАОУ АО ВО "АГАСУ" не принимается мер к сохранности защитных сооружений, они не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проводится их техническое обслуживание. Выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении мероприятий по гражданской обороне со стороны учреждения, необеспечение мер по поддержанию в надлежащем состоянии объектов защитных сооружений гражданской обороны создает угрозу защищенности граждан. Непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что они обоснованы и соответствуют требованиям закона, а также обстоятельствам дела.
С выводами суда первой и апелляционной инстанции судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается и не находит оснований для отмены постановленных судебных решений.
Доводы заявителя о необоснованном удовлетворении заявленного иска, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные ввиду следующего.
Как следует из статей 1, 2, 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Одними из основных задач в области гражданской обороны являются: предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Правительство Российской Федерации определяет, в том числе, порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; порядок приведения в готовность гражданской обороны.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны относятся: убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Пункт 10 указанного постановления предусматривает, что организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В силу пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 N359 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются: строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" определено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны.
Согласно приказу МЧС Российской Федерации от 15 декабря 2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", при эксплуатации ЗСГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗСГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 3.2.1 указанных Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 3.2.3 Правил пути движения, входы в ЗСГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение.
Входы и аварийные выходы должны быть защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод (п. 3.2.6. Правил).
В соответствии с пунктом 3.2.11 указанных Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы (п. 3.2.21 Правил).
Применительно к вышеизложенному, суды нижестоящих инстанций, установив, что ГАОУ АО ВО "АГАСУ" не принимается мер к сохранности защитных сооружений, они не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и не проводится их техническое обслуживание, приняв во внимание, что выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении мероприятий по гражданской обороне со стороны учреждения, необеспечение мер по поддержанию в надлежащем состоянии объектов защитных сооружений гражданской обороны создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении иска прокурора Трусовского района г. Астрахани о возложении на ГАОУ Астраханский области высшего образования "Астраханский государственный архитектурно-строительный университет" обязанности привести защитные сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями правил эксплуатации.
Судами нижестоящих инстанций правомерно было принято во внимание то обстоятельство, что принятие ГАОУ АО ВО "АГАСУ" мер для списания указанных выше защитных сооружений гражданской обороны, не освобождает ответчика от возложенной обязанности по их надлежащему содержанию, поскольку статус данных сооружений как защитных сооружений гражданской обороны не утрачен и является действующим.
Решение по списанию с прекращением за ГАОУ АО ВО "АГАСУ" права оперативного управления в установленном законом порядке компетентными органами не принято.
Вопреки доводам кассатора о том, что Уставом ГАОУ АО ВО "АГАСУ" не предусмотрено использование, владение и эксплуатация объектов защитных сооружений гражданской обороны, судами нижестоящих инстанций, со ссылкой на положения статей 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно отмечено, что объекты на момент рассмотрения дела имели статус убежища, являются государственной собственностью и закреплены на праве оперативного управления за ГАОУ АО ВО "АГАСУ", неудовлетворительное состояние данных объектов как ЗС ГО не соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы кассатора о том, что после вынесения оспариваемых судебного акта вопрос о выделении денежных средств на подготовку технической документации был решен, в настоящее время подготовлены технические заключения на вышеуказанные объекты, не могут являться основанием к отмене обжалуемых правильно постановленных судебного акта, поскольку на момент их вынесения, ответчиком надлежащих мер в области гражданской обороны, принято не было.
Таким образом, вопреки позиции кассатора, судебная коллегия полагает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судами нижестоящих инстанций правильно, обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства, подробно изложена в обжалуемых судебных актах, а доводы жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда первой и апелляционной инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований к отмене апелляционного определения.
Иных доводов, которые бы не были проверены судами нижестоящих инстанций и могли повлиять на принятое судами решение, кассационная жалоба не содержит.
Несогласие с установленными судами обстоятельствами и произведенной оценкой доказательств само по себе не может служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку данные обстоятельства установлены в отсутствие существенных нарушений норм процессуального и материального права.
Нарушений судом положений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, допущено не было, тем самым оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 11 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Жогин О.В.
Макарова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.