Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В, судей Комбаровой И.В, Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю к А.Е.Ц, А.Д.В. о выселении, снятии с регистрационного учета по кассационной жалобе Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, кассационному представлению прокурора Краснодарского края на решение Приморского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 13 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан-Дубровскую Е.Н, поддержавшую доводы кассационного представления, а также объяснения представителя А.Е.Ц, А.Д.В. - Дрохдову С.Ф. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и представления, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - ГУ МЧС России по Краснодарскому краю предъявило исковые требования к А.Е.Ц. и А.Д.В. о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорное жилое помещение, спорная квартира), без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета указанных лиц.
В обоснование исковых требований истец указал на то, что ответчики проживают в служебном жилом помещении без законных оснований, поскольку ранее имевшие служебные отношения А.Е.Ц. со своим работодателем прекращены, поэтому она и её дочь А.Д.В. подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
А.Е.Ц. и А.Д.В. предъявили к ГУ МЧС России по Краснодарскому краю встречный иск о сохранении права проживания в спорном жилом помещении до предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности на ГУ МЧС России по Краснодарскому краю предоставить А.Е.Ц. на семью из двух человек единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, взыскании с ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в пользу А.Е.Ц. в случае неисполнения решения суда в установленный срок судебной неустойки в размере 10 000 рублей за каждый день просрочки неисполнения решения суда с даты вступления в законную силу и до фактического исполнения, возложении на А.Е.Ц. и А.Д.В. обязанности освободить спорную квартиру в двухмесячный срок после получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование иска указано на то, что 3 августа 2013 года с ответчиком по встречному иску заключен договор найма помещения в общежитии. В спорную квартиру вселена и по настоящее время проживает дочь А.Е.Ц. - А.Д.В, которая является студенткой медицинского колледжа. Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Краснодарскому краю А.Е.Ц. поставлена на учет в качестве нуждающейся для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета на семью из двух человек. До момента увольнения со службы проработала в государственной противопожарной службе более 20 лет.
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 13 января 2022 года иск ГУ МЧС России по Краснодарскому краю удовлетворен, встречный иск оставлен без удовлетворения. Исполнение решения суда отсрочено до получения А.Е.Ц. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета с составом семьи 2 человека.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 марта 2022 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска ГУ МЧС России по Краснодарскому краю отказано, а встречный иск А.Е.Ц, А.Д.В. удовлетворен.
В кассационной жалобе ГУ МЧС России по Краснодарскому краю и кассационном представлении прокурора Краснодарского края поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, а также решения суда первой инстанции в части предоставления отсрочки в выселении, как принятых с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился и не сообщил о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции были допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, здание с кадастровым N, расположенное по адресу: "адрес", находится в собственности Российской Федерации.
Постановлением Главы администрации г. Новороссийска Краснодарского края от 21 декабря 2001 года N 1309 утвержден акт городской межведомственной комиссии от 25 июня 2001 года N 156 о признании жилыми переоборудованных нежилых помещений на 1, 2и 3 -м этажах административного корпуса 2-ОГПС по ул. Кутузовской N 1, вчисле которых указана спорная комната N 8 жилой площадью 31, 2 кв.м.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии 2 отряда Федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю от 20 ноября 2012 года N 1 А.Е.Ц. и члену ее семьи (дочери А.Д.В, 2003 года рождения) предоставлена для проживания комната N 8 служебного общежития при пожарной части N 8.
3 августа 2013 года между начальником ФГКУ "2 отряд ФПС по Краснодарскому краю" И.Ю.А. и А.Е.Ц. заключен договор найма жилого помещения в общежитии, по условиям которого А.Е.Ц. совместно с дочерью А.Д.В. вселена в комнату N 8 по ул. Кутузовская в г. Новороссийске.
Выпиской из лицевого счета от 8 апреля 2015 года подтверждается регистрация А.Е.Ц, А.Д.В. по вышеуказанному адресу.
Приказом начальника ФГКУ "2 отряд Федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю" от 10 октября 2018 года старший прапорщик внутренней службы старшина отделения материально-технического обеспечения А.Е.Ц. уволена со службы с 12 октября 2018 года с выслугой в календарном исчислении 20 лет 6 месяцев 24 дня.
По состоянию на 1 января 2022 года А.Е.Ц. как нуждающаяся в жилом помещении состоит на учете в ГУ МЧС России по Краснодарскому краю для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета с составом семьи 2 человека (она и ее дочь А.Д.В.), номер очередности - 132.
Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 1 и 22 сентября 2021 года на территории Российской Федерации недвижимого имущества, находящегося в собственности А.Е.Ц. и А.Д.В. не имеется.
Из определения Арбитражного суда Краснодарского края от 4 марта 2020 года (дело N А32-28044/2019-29/159-Б) следует, что в отношении А.Е.Ц. завершена процедура реализации имущества, как должника, признанного банкротом.
Согласно справке Управления социальной защиты населения Краснодарского края от 22 сентября 2021 года семье А.Е.Ц. как малоимущей с 1 сентября 2021 года назначена государственная социальная помощь.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым прекращение трудовых отношенийлибо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или навыборной должности, а также увольнение со службы является основаниемпрекращения договора найма служебного жилого помещения, пришел к выводу о том, что после увольнения со службы А.Е.Ц. утратила право на проживание в служебном помещении, в связи с чем принял решение об удовлетворении иска ГУ МЧС России по Краснодарскому краю и отказе в удовлетворении встречных исковых требований.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении встречного иска и оставлении без удовлетворения требований ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что до получения единовременной социальной выплаты А.Е.Ц, как не обеспеченная жилым помещением, не может быть выселена из служебного жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что апелляционное определение принято с нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 102 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим кодексом основаниям.
Как указано в части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отказывая в иске о выселении А.Е.Ц. и А.Д.В. из служебного жилого помещения, суд апелляционной инстанции руководствовался пунктом 28 типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897, в силу которого сотрудник, имеющий выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Между тем установленный данным положением порядок распоряжения жилыми помещения не распространяет свое действие на жилые помещения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий либо федеральной противопожарной службы.
Суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, поскольку на А.Е.Ц, относящуюся к сотрудникам противопожарной службы, распространяются указанные Правила, согласно которым расторжение служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, то применение судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям типового положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897, является ошибочным.
Ссылка суда апелляционной инстанции на невозможность выселения ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в связи с их нахождением в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья не имеет правового значения, поскольку спорное жилье является служебным, было предоставлено в пользование А.Е.Ц. члену её семьи для временного проживания в нем на период прохождения ею службы и на момент разрешения судом спора она в служебных отношениях с ГУ МЧС России по Краснодарскому краю не состояла.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 марта 2022 года нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела.
Исходя из изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного чудо общей юрисдикции находит нужным отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 марта 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи И.В. Комбарова
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.