Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лопаткиной Н.А, судей Лозовой Н.В, Песоцкого В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Судака Республики Крым, действующего в интересах муниципального образования городской округ Судак, к администрации города Судака Республики Крым, Сильчуку Михаилу Юрьевичу, Щукиной Алене Викторовне, Сильчук Анастасии Михайловне о признании постановлений незаконными и их отмене, о признании недействительными договоров, о прекращении права собственности на жилое помещение, о признании права собственности на жилое помещение по кассационным жалобам Щукиной Алены Викторовны, Сильчука Михаила Юрьевича, главы администрации города Судака Подсевалова К.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Лопаткиной Н.А, выслушав Сильчук М.Ю, Щукину А.В, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалову О.Ю, судебная коллегия
установила:
Прокурор г..Судака, действуя в интересах муниципального образования городской округ Судак Республики Крым и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г..Судака Республики Крым, Сильчуку М.Ю, Щукиной А.В, Сильчук А.М, в котором просил признать постановление администрации г..Судака от ДД.ММ.ГГГГ N "О приватизации служебного жилого помещения" в части разрешения Сильчуку М.Ю. приватизации "адрес" кадастровым номером N, общей площадью 38, 3 кв.м, жилой площадью 28, 60 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", незаконным, противоречащим требованиям статьи 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"; признать постановление администрации г "адрес" от 24 октября 2017 года N 1267 "О передаче жилого помещения в собственность граждан Щукиной А.В, Сильчук А.М." незаконным, противоречащим требованиям статьи 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и отменить его; признать недействительным договор передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенный между администрацией г..Судака, с одной стороны, и Щукиной А.В. и Сильчук А.М, с другой, в отношении жилого помещения - "адрес" кадастровым номером N, общей площадью 38, 3 кв.м, жилой площадью 28, 60 кв.м, расположенной по адресу: "адрес"; признать недействительным договор дарения доли в праве общей собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Щукиной А.В. и Сильчук А.М, согласно которому Щукина А.А. подарила своей дочери Сильчук А.М. 1/2 доли в праве собственности на "адрес" кадастровым номером N, общей площадью 38, 3 кв.м, жилой площадью 28, 60 кв.м, расположенной по адресу: "адрес"; прекратить право собственности Сильчук А.М. на указанное спорное жилое помещение; исключить из ЕГРН запись о регистрации права собственности Сильчук A. M. на спорное жилое помещение; признать право собственности на спорное жилое помещение за муниципальным образованием городской округ Судак Республики Крым в
лице администрации г..Судака.
Требования мотивированы тем, что в ходе осуществления надзорной деятельности прокуратурой города установлен факт нарушения требований законодательства при приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, расположенного по адресу: "адрес", которая была включена в специализированный жилищный фонд муниципального образования городской округ Судак в качестве служебного помещения. Так, в период прохождения муниципальной службы Сильчуку М.Ю. составом семьи 3 человека (супруга Щукина А.В, дочь Сильчук А.М.) было предоставлено спорное жилое помещение по договору найма служебного жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Сильчук М.Ю. обратился в администрацию г..Судака с заявлением об исключении указанной квартиры из специализированного муниципального жилищного фонда и разрешении приватизации указанного жилого помещения. Постановлением администрации г..Судака от ДД.ММ.ГГГГ N указанная служебная однокомнатная квартира с кадастровым номером N была исключена из специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Судак и включена в жилищный фонд социального использования муниципального образования городской округ Судак. ДД.ММ.ГГГГ Щукина А.В. (супруга Сильчука М.Ю.) и Сильчук А.М. (дочь) обратились в администрацию г..Судака с заявлением о заключении договора безвозмездной передачи в общую долевую собственность (по 1/2 доли в праве) указанного жилого помещения. Сильчук М.Ю. от участия в приватизации отказался. Постановлением администрации г..Судака от ДД.ММ.ГГГГ N Сильчуку М.Ю. дано разрешение на приватизацию жилого помещения.
Постановлением администрации г..Судака N от ДД.ММ.ГГГГ Щукиной А.В. и Сильчук А.М. бесплатно в общую долевую собственность (по 1/2 доли в праве) передано занимаемое ими жилое помещение по договору передачи жилого помещения в собственность граждан. В тот же день между администрацией г..Судака и Щукиной А.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Сильчук А.М. заключен договор передачи жилого помещения в собственность. ДД.ММ.ГГГГ Щукина А.В. подарила 1/2 доли в праве собственности на спорную квартиру своей дочери Сильчук А.М, в интересах которой в качестве законного представителя действовал Сильчук М.Ю. Прокурор г..Судака указывает, что оспариваемые постановления Администрации города Судака Республики Крым, а также договор дарения доли спорной квартиры являются недействительными, поскольку Сильчук М.Ю. и Щукина А.В. не состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, договор социального найма жилого помещения с Сильчуком М.Ю. и Щукиной А.В. не заключался.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Судакского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено постановление администрации г. Судака Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О приватизации служебного жилого помещения" в части разрешения Сильчуку М.Ю. приватизации "адрес" кадастровым номером N, общей площадью 38, 3 кв.м, жилой площадью 28, 60 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", г. Судак, "адрес". Признано незаконным и отменено постановление администрации г. Судака от ДД.ММ.ГГГГ N "О передаче жилого помещения в собственность граждан Щукиной А.В, Сильчук А.М.". Признан недействительным договор передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенный между администрацией г. Судака Республики Крым и Щукиной А.В, Сильчук А.М. в отношении жилого помещения - "адрес" кадастровым номером N, общей площадью 38, 3 кв.м, жилой площадью 28, 60 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Из незаконного владения Сильчук А.М. истребована "адрес" кадастровым номером N, расположенную по адресу: "адрес".
В кассационной жалобе ответчик Сильчук М.Ю. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указывает, что договор найма служебного помещения N 1 был заключен на время прохождения кассатором муниципальной службы в администрации г. Судака. Прохождение службы не прекращалось и не прерывалось, вывод суда о том, что договор прекратил свое действие 11 августа 2017 года является ошибочным. Все условия, предусмотренные постановлением администрации г. Судака от 21 сентября 2017 года "О приватизации служебного жилого помещения" соблюдены. Кассатор полагает, что у него и членов его семьи возникло право на приватизацию жилого помещения, отсутствие договора социального найма не может препятствовать осуществлению прав нанимателя.
В кассационной жалобе ответчица Щукина А.В. просит отменить апелляционное определение, направить дело на новое рассмотрение, указывая на то, что судом был сделан ошибочный вывод об отсутствии оснований применения последствий пропуска срока исковой давности. Прокурор не является субъектом материально-правовых отношений, с которым может быть связано начало течения срока исковой давности, соответственно, такой срок подлежит исчислению с момента, когда муниципальное образование узнало или должно было узнать о нарушении своих прав и выбытии имущества из муниципальной собственности. О заключении договора администрации г. Судака стало известно в момент его заключения ДД.ММ.ГГГГ. Кассатор также считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о применении положений статей 49, 52, 57 Жилищного кодекса РФ, поскольку спорная квартира в порядке очередности по договору социального найма Сильчуку М.Ю. не предоставлялась.
В кассационной жалобе представитель ответчика администрации г. Судака Подсевалов К.Н. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда в связи с тем, что судебной коллегией неверно истолкованы и применены нормы материального права. В обоснование жалобы указывает, что отсутствие договора социального найма спорного жилого помещения между собственником и нанимателем само по себе не свидетельствует о незаконности принятых администрацией решений о приватизации служебного жилого помещения и не влечет ничтожность договора его приватизации. Выводы суда о том, что после исключения спорной квартиры их специализированного жилищного фонда действие договора от ДД.ММ.ГГГГ прекратилось, Сильчук М.Ю. и члены его семьи обязаны освободить помещение, основаны на неправильном толковании закона.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились Сильчук М.Ю. и Щукина А.В, которые поддержали доводы кассационных жалоб.
Также в судебное заседание явилась прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалова О.Ю, которая возражала против удовлетворения кассационных жалоб.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, согласно постановлению N администрации г. Судака Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 38, 3 кв.м, жилой площадью - 28, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", находящееся в собственности муниципального образования городской округ Судак, включено в специализированный жилищный фонд.
Постановлением администрации г. Судака Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N Сильчуку М.Ю, являющемуся работником администрации г. Судака, Республики Крым, предоставлена указанная квартира на состав семьи 3 человека Сильчук М.Ю, Щукина А.В. - жена, ФИО14 - дочь).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Судака Республики Крым и Сильчук М.Ю. заключен договор найма служебного жилого помещения N, согласно пунктам 1 и 2 которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставляется в связи с прохождением муниципальной службы в администрации города Судака.
Согласно подпункту 3 пункта 14 договора наймодатель имеет право принимать решение о приватизации жилого помещения.
Факт передачи Сильчуку М.Ю. указанной квартиры подтверждается, в том числе, актом приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Сильчук М.Ю. обратился с заявлением к Главе администрации города Судака Республики Крым, в котором просил исключить спорное жилое помещение из специализированного муниципального жилищного фонда и разрешить приватизацию этого жилого помещения.
Постановлением администрации города Судака Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГг спорная квартира исключена из специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Судак Республики Крым и включена в жилищный фонд социального использования муниципального образования городской округ Судак.
Щукина А.В, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Сильчук А.М, 2012 года рождения, в заявлении на имя главы администрации города Судака от ДД.ММ.ГГГГ просила заключить договор безвозмездной передачи занимаемого жилого помещения - "адрес" в г. Судак.
Сильчук М.Ю. в заявлении на имя главы администрации города Судака просил не включать его в число участников общей собственности приватизируемого жилого помещения по адресу "адрес".
Постановлением администрации города Судака N от ДД.ММ.ГГГГ разрешена приватизация жилого помещения (кадастровый N), расположенного по адресу: "адрес", предоставленного Сильчуку М.Ю.
Согласно постановлению администрации города Судака N от ДД.ММ.ГГГГ Щукиной А.В, Сильчук А.М. в общую долевую собственность (по 1/2 доли в праве) бесплатно передано занимаемое жилое помещение - квартира (кадастровый N), общей площадью 38, 3 кв.м, жилой площадью - 28, 6 кв.м, расположенная по адресу: "адрес" "адрес" по договору передачи жилого помещения в собственность граждан.
Во исполнение данного постановления, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Судака, с одной стороны, и Щукиной А.В, действующей за себя и в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с другой, заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому администрация г. Судака передала в собственность Щукиной А.В. и Сильчук А.М. (по 1/2 доли в праве) занимаемое ими жилое помещение - "адрес" по адресу: "адрес", с кадастровым номером N
На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Щукина А.В. подарила Сильчук А.М, в интересах которой действовал Сильчук М.Ю, 1/2 долю в праве общей собственности на квартиру, находящуюся по адресу: "адрес", г. Судак, "адрес". Указанная сделка зарегистрирована в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, номер регистрационной записи N от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении иска прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что Сильчук М.Ю. и члены его семьи на законных основаниях были вселены в спорную квартиру, являющуюся жилым помещением и имеющую соответствующие технические характеристики, добросовестно владели и использовали квартиру по её целевому назначению, производили за свой счет расходы на её содержание, спорная квартира была предоставлена Сильчуку М.Ю. на основании договора найма служебного жилого помещения, при этом после изменения статуса квартиры путем исключения из специализированного жилищного фонда и включения в жилищный фонд социального использования муниципального образования городской округ Судак Республики Крым указанный договор расторгнут не был, право пользования ответчиков прекращено не было, после изменения статуса спорного жилого помещения между администрацией г. Судака и семьей Сильчук фактически сложились правоотношения, вытекающие из договора социального найма, сам по себе факт отсутствия договора социального найма спорного жилого помещения между администрацией г. Судака и семьей Сильчук не свидетельствует о незаконности приватизации помещения, поскольку договор найма служебного жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ фактически продолжал действовать.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым при апелляционном рассмотрении дела, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, признала выводы суда первой инстанции ошибочными, отменив решение суда и придя к выводу об удовлетворении иска прокурора по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 5 Жилищного кодекса РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и др.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 93 ЖК РФ).
В силу положений статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Как разъяснено в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения.
Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Судак Республики Крым, утвержденным решением Судакского горсовета Республики Крым от 25.12.2015 N 377, установлены особенности предоставления жилого фонда муниципалитета.
Так, согласно пунктам 8.2.1, 8.3.1, 8.3.2. Положения жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, на основании постановления администрации, с предварительной проверкой материалов и подготовкой проекта постановления администрации ответственным структурным подразделением администрации.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, не обеспеченных жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления городского округа Судак Республики Крым. Не обеспеченным жилым помещением считается гражданин, если в соответствующем населенном пункте у него и (или) членов его семьи не имеется жилого помещения на праве собственности либо по договору социального найма.
Исключение служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда производится на основании ходатайства руководства предприятия или учреждения на имя главы администрации, при условии если: - работник (сотрудник) имеет стаж муниципальной службы, исчисленный в соответствии с Законом Республики Крым "О муниципальной службе в Республике Крым", и/или стаж работы на предприятиях и/или в учреждениях, учредителем которых является муниципальное образование городской округ Судак Республики Крым, не менее 10 лет и по прошествии не менее пяти лет с момента заключения договора найма служебного жилого помещения; - работник (сотрудник), которому было предоставлено служебное жилое помещение, уволен в связи с достижением пенсионного возраста; - работник (сотрудник), которому было предоставлено служебное жилое помещение, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (пункт 8.4.4. Положения).
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (статья 49 ЖК РФ).
В силу требований статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (статья 57 ЖК РФ).
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сильчук М.Ю. был принят на муниципальную службу и назначен начальником отдела правового обеспечения администрации города Судака.
Постановлением N администрации г. Судака Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 38, 3 кв.м, жилой площадью - 28, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", находящееся в собственности муниципального образования городской округ Судак, включено в специализированный жилищный фонд.
ДД.ММ.ГГГГ Сильчук М.Ю. направил в администрацию города Судака Республики Крым заявление о предоставлении служебного жиловго помещения из специализированного жилого фонда в связи с прохождением муниципальной службы в администрации города Судак РК.
Постановлением администрации г. Судака Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N Сильчуку М.Ю, являющемуся работником администрации г. Судака, Республики Крым, предоставлена указанная квартира на состав семьи 3 человека Сильчук М.Ю, Щукина А.В. - жена, Сильчук А.М. - дочь).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Судака Республики Крым и Сильчук М.Ю. заключен договор найма служебного жилого помещения.
При этом, материалы дела не содержат сведений о том, что на момент предоставления служебного жилого помещения Сильчук М.Ю. относился к категории лиц, имеющих право на предоставление служебного жилого помещения в соответствии с положениями закона и нормативных актов.
Постановлением администрации г. Судака Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ служебная однокомнатная квартира по адресу: "адрес", исключена из специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Судак Республики Крым и включена в жилищный фонд социального использования муниципального образования городской округ Судак Республики Крым.
Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира утратила статус специализированного жилищного фонда и включена в жилищный фонд социального использования.
Удовлетворяя требование прокурора, судебная коллегия пришла к выводу о том, что с указанного времени спорная квартира, будучи объектом фонда социального использования могла быть предоставлена только гражданам, признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.
Позиция кассаторов о том, что данное обстоятельство не имеет правового значения, не основана на неверном толковании норм материального права.
По смыслу положений статьи 49 ЖК РФ для возникновения жилищного правоотношения социального найма в том числе муниципального жилищного фонда необходимо наличие таких юридических фактов как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Между тем, вопреки указанным положениям закона указанные обстоятельства в отношении ответчиков не подтверждены надлежащими доказательствами.
Судом с достоверностью установлено и не оспорено ответчиками, что ни Сильчук М.Ю, ни Щукина А.В. с заявлениями о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по месту жительства в администрацию Судака не обращались. На момент предоставления Сильчуку М.Ю. служебного жилого помещения на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по месту жительства не состояли, что соответственно исключало предоставление им спорной квартиры на условиях договора социального найма, в том числе и во внеочередном порядке.
В силу части 1 статьи 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. На основании данного решения заключается договор социального найма в письменной форме (часть 4 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
Как верно указал суд апелляционной инстанции, сославшись на приведенные положения норм материального права, в рассматриваемом споре решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Сильчуку М.Ю. и членам его семьи уполномоченным органом не принималось, договор социального найма с Сильчуком М.Ю. и членами его семьи на "адрес" по адресу: "адрес", г. "адрес", не заключался.
Доводы ответчиков о том, что договор найма специализированного жилого помещения, заключенный ДД.ММ.ГГГГ с Сильчуком М.Ю, фактически трансформировался после исключения квартиры из специализированного жилищного фонда в договор социального найма, и что между администрацией города Судака и семьей Сильчук фактически сложились правоотношения, вытекающие из договора социального найма, были предметом апелляционного рассмотрения, обоснованно отклонены, поскольку не основаны на законе.
В статье 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" закреплено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Соответственно, право на приватизацию имеют лица, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
С учетом того, что семья Сильчук не имела права предоставление им в пользование на условиях социального найма спорной квартиры, договор социального найма на нее с ними не заключался, то и право на приватизацию данной квартиры не возникло.
В силу указанного, судебная коллегия постановление администрации города Судака N от ДД.ММ.ГГГГ, которым разрешена приватизация жилого помещения (кадастровый N), расположенного по адресу: "адрес", постановление администрации города Судака N от ДД.ММ.ГГГГ о передаче Щукиной А.В, Сильчук А.М. в общую долевую собственность (по 1/2 доли в праве) бесплатно занимаемое жилое помещение - квартира (кадастровый N), общей площадью 38, 3 кв.м, жилой площадью - 28, 6 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", признала незаконными, а договор передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому администрация г. Судака передала в собственность Щукиной А.В. и Сильчук А.М. (по 1/2 доли в праве) занимаемое ими жилое помещение - "адрес" по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, недействительной сделкой.
Ссылка в кассационной жалобе Щукиной А.В. на пропуск прокурором срока исковой давности является несостоятельной.
В силу положений части 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Как видно из материалов дела, исковые требования прокурора о признании сделки недействительной (ничтожной) заявлены на основании части 2 статьи 168 ГК РФ, в связи с чем подлежат применению нормы ст. 181 ГК РФ и оснований для вывода о пропуске срока исковой давности не имеется.
Как видно, доводы кассационных жалоб исходят из иного толкования норм материального права, в связи с чем не могут явиться основанием к отмене судебного постановления.
В остальном, фактически заявители выражают несогласие с оценкой судебными инстанциями исследованных доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Между тем, исследование и оценка доказательств по делу, установление фактических обстоятельств дела, а также переоценка выводов судов о фактических обстоятельствах относятся к компетенции судов первой и апелляционной инстанций. При рассмотрении вопроса о наличии оснований для пересмотра дела в кассационном порядке учитываются фактические обстоятельства, установленные судебным актом, вступившим в законную силу.
Полномочия суда кассационной инстанции определены ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы ответчиков Щукиной Алены Викторовны, Сильчука Михаила Юрьевича, а также главы администрации города Судака Подсевалова К.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.