Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Бетрозовой Н.В, Авериной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Моргун Ирины Викторовны к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым о признании решений незаконными и их отмене, назначении социальной выплаты
по кассационной жалобе представителя Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 05 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Моргун И.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым, в котором просила:
- признать незаконными и отменить решения Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым об отказе Моргун И.В. в назначении ежемесячной социальной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно, оформленные протоколами от 03 декабря 2021 года и от 30 декабря 2021 года;
- возложить на Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым обязанность назначить и выплатить Моргун И.В. ежемесячную социальную выплату на ребенка от трех до семи лет за 2021 года в отношении ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27 апреля 2022 года административный иск Моргун И.В. удовлетворен.
Признаны незаконными и отменены решения Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым об отказе Моргун И.В. в назначении ежемесячной социальной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, оформленные протоколами от 03 декабря 2021 года и 30 декабря 2021 года.
На Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым возложена обязанность назначить и выплатить Моргун И.В. ежемесячную социальную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно за 2021 год в отношении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Определением судьи судебной коллеги по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июня 2020 года осуществлен переход к рассмотрению дела по административному иску Моргун И.В. к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым по правилам гражданского судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 05 июля 2022 года решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, постановив новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым указывает, что от продажи недвижимости Моргун И.В. получила денежные средства и распорядилась ими по своему усмотрению, при этом согласно действующему налоговому законодательству данные денежные средства являются доходом, но не облагаются налогом. Обращает внимание, что с точки зрения налогового законодательства продажа недвижимого имущества всегда является доходом, независимо от того, облагают его налогом или нет, в связи с чем данные денежные средства также является доходом и должны учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи. Кроме того, указывает, что период назначения выплаты должен рассматриваться судом с 13 ноября 2021 года (дата подачи заявления), а не за весь 2021 год.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 13 ноября 2021 года Моргун И.В. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей.
Решением Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым, оформленным в виде протокола от 03 декабря 2021 года Моргун И.В. отказано в назначении ежемесячной социальной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Крым на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Согласно учтенным при вынесении данного протокола сведениям о доходах Моргун И.В. за период с 01 июля 2020 года по 30 июня 2021 года совокупный доход за месяц составил 133 797, 64 рублей, среднемесячный доход на 1 человека - 44 599, 21 рублей; при расчете принят во внимание доход, полученный в сентябре 2020 года от реализации и сдачи в аренду (наём) недвижимого имущества, транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов в размере 1 566 666, 67 рублей.
В последующем протоколом Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым от 30 декабря 2021 года Моргун И.В. также отказано в назначении ежемесячной социальной выплаты на ребёнка в возрасте от трех до семи лет включительно, в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Крым на дату обращения за назначение ежемесячной выплаты.
Среднемесячный доход Моргун И.В. рассчитан исходя из сведений о ее доходах за период с 01 августа 2020 года по 30 июля 2021 года с учетом суммы дохода, полученного в сентябре 2020 года от реализации и сдачи в аренду (наём) недвижимого имущества, транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов в размере 1 566 666, 67 рублей.
Из письма Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 04 февраля 2022 года следует, что в результате рассмотрения заявления Моргун И.В. специалистами Департамента труда и социальной защиты населения администрации юрода Евпатории Республики Крым согласно информации, полученной посредством межведомственного взаимодействия из Росреестра установлено, что в сведениях об имуществе, принадлежащем Моргун И.В. на праве собственности произошли изменения, а именно: в расчетном периоде с 01 июля 2020 года по 30 июня 2021 года по договору купли-продажи от 21 сентября 2020 года осуществлена продажа жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", доход от реализации которой учитывается при расчете среднедушевого дохода семьи. Доход от договора купли-продажи от 21 сентября 2020 года составил 4 600 000 рублей. Поскольку в жилом помещении по "адрес" согласно данным Росреестра 1/3 доля принадлежала Моргун И.В, доход от продажи жилого помещения составил 1 566 666, 67 рублей (1/3 от полученной суммы). Таким образом, среднедушевой доход семьи Моргун И.В. в расчетный период 01 июля 2020 года по 30 июня 2021 года составил 44 599, 21 рублей, что значительно превышает величину прожиточного минимума, установленную в Республике Крым.
Согласно свидетельству о праве собственности на жилье от 11 мая 1998 года, выданному Евпаторийским горсоветом, квартира, расположенная по адресу: "адрес", приватизирована и принадлежит на собственности Гусевой С.А, Клименко И.В, Левченко Н.А. в равных долях. По договору купли-продажи квартиры от 01 сентября 2020 года Моргун (Клименко) И.В, Васильева Н.А, Гусева С.А. продали, а покупатель Сычева Ю.П. купила жилое помещение: квартиру "данные изъяты", расположенную по адресу: "адрес". На момент заключения договора квартира принадлежала продавцам на праве собственности на основании свидетельства о праве собственности на жилье от 11 мая 1998 года. Установленная данным договором цена квартиры - 4 700 000 рублей.
В соответствии с договором купли-продажи земельного участка, жилого дома и нежилого здания от 23 января 2021 года Моргун И.В. купила следующее недвижимое имущество: земельный участок, жилой дом и нежилое здание - сарай, расположенные по адресу: "адрес", стоимость приобретённого имущества - 3 450 000 рублей. По данному договору государственная регистрация перехода права собственности осуществлена 26 января 2021 года.
Согласно ответу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Крым от 14 марта 2022 года N имущество (1/3 доли), расположенное по адресу: "адрес", кадастровый номер N, находится в собственности с 11 мая 1998 года на основании свидетельства о праве собственности на жилье, в связи с чем, на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации доходы Моргун И.В. от продажи 1/3 доли указанной квартиры освобождены от налогообложения на доходы физических лиц.
В соответствии с представлением прокурора города Евпатории от 14 марта 2022 года N об устранении нарушений требований федерального законодательства, внесенного в адрес врио главы администрации города Евпатории по результатам рассмотрения обращения Моргун И.В, при рассмотрении обращения установлены нарушения, выразившиеся в том, что вопреки требованиям действующего законодательства в среднедушевой доход семьи в расчетный период с 01 июля 2020 года по 30 июня 2021 года включен доход от продажи жилого помещения, который не должен учитываться, так как согласно сведениям налогового органа, указанная продажа недвижимости не является доходом. Кроме того, в нарушение пункта 17 постановления Правительства Российской Федерации N 384 решение об отказе в назначении ежемесячной социальной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно принято на 3 дня позднее установленного срока, то есть по истечении 13 рабочих дней со дня приема заявления. Также в нарушение пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации N 384 ежемесячная выплата, установленная в 2020 году, по истечении 12 месяцев со дня предыдущего обращения (01 июля 2020 года) не пролонгирована, а, следовательно, и не назначена.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", статей 1, 3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N384, постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N489, Законом Республики Крым от 06 апреля 2020 года N 53-3PK/2020 "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", постановлением Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 года N 253 "Об утверждении Порядка определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, условий ее осуществления и прекращения", исходил из того, что денежные средства, полученные Моргун И.В. от реализации своей доли в праве собственности на недвижимое имущество и по сведениям Федеральной налоговой службы России не подлежащие налогообложению как доход физического лица, не являются доходом, подлежащим учету при определении среднедушевого дохода семьи и решения вопроса о назначении ежемесячного пособия на ребенка.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым при рассмотрении заявлений Моргун И.В. о назначении ежемесячной социальной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно не соблюден принцип адресности, поскольку не принято во внимание то, что в расчетных периодах истцом понесены расходы на приобретение единственного жилья, значительно превышающие сумму необоснованно учтенного ответчиком дохода, что нарушает социальные права истца.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - постановление N 384).
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 года N 140 "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в 2021 году гражданам, которым назначена ежемесячная выплата, производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты (пункт 2(1) постановления N 384).
Заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (пункт 10 постановления N 384).
Пунктом 12 указанного постановления предусмотрено, что документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
Согласно подпункту "б" пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации N 384 основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В силу пункта 21 постановления N 384 при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества (подпункт "м").
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 постановления N 384).
Аналогичные положения предусмотрены Законом Республики Крым от 06 апреля 2020 года N 53-3PK/2020 "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" и постановлением Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 года N 253 "Об утверждении Порядка определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, условий ее осуществления и прекращения".
Согласно пункту 23 Примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384, сведения о доходах от реализации недвижимого имущества, находящегося в собственности менее срока владения, указанного в статье 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества поступают в уполномоченные органы социальной защиты посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия с Федеральной налоговой службы России.
Судом установлено, что Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым при принятии решений об отказе в назначении Моргун И.В. ежемесячной социальной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, оформленных протоколами от 03 декабря 2021 года и 30 декабря 2021 года, и при расчете среднедушевого дохода семьи Моргун И.В. учтен доход от продажи 1/3 доли квартиры в отсутствие соответствующих сведений о доходах истца от реализации недвижимого имущества, представленных Федеральной налоговой службы России посредством межведомственного электронного взаимодействия, при этом согласно сведениям налогового органа, указанная продажа недвижимости не является доходом.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что денежные средства, полученные Моргун И.В. от реализации своей доли в праве собственности на недвижимое имущество и по сведениям Федеральной налоговой службы России не подлежащие налогообложению как доход физического лица, не являются доходом, подлежащим учету при определении среднедушевого дохода семьи и решения вопроса о назначении ежемесячного пособия на ребенка, как основанными на законе.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Моргун И.В, суд первой инстанции исследовал необходимые юридически значимые обстоятельства, правильно применив к установленным обстоятельствам нормы материального права, обоснованно пришел к выводу, что у истца имеются правовые основания для получения истцом ежемесячной социальной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
В судебных актах приведен исчерпывающий перечень толкования норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций мотивированы, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных актах отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение являются законными и обоснованными, они приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для отмены указанных судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 05 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.