Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кретова Владимира Александровича к государственному учреждению - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 1 об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, по назначению досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе представителя государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 22 сентября 2021 года (с учетом определения от 16 февраля 2022 года об устранении описки), дополнительное решение Волжского городского суда Волгоградской области от 16 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Кретов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N1 (далее - ГУ-Центр ПФР N1 по установлению пенсий в Волгоградской области), в котором просил:
- признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Жирновском районе Волгоградской области (далее - ГУ-УПФР в Жирновском районе Волгоградской области) N от 12 декабря 2018 года об отказе Кретову В.А. в установлении досрочной пенсии;
- возложить на ГУ-Центр ПФР N1 по установлению пенсий в Волгоградской области обязанность включить Кретову В.А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы:
с 01 апреля 2001 года по 09 марта 2005 года в должности электрогазосварщика сельскохозяйственной артели (колхоза) "им. Вавилова", с 10 марта 2005 года по 29 апреля 2005 года в должности электрогазосварщика общества с ограниченной ответственностью "Вавиловское", с 10 января 2006 года по 05 февраля 2009 года, с 04 июня 2010 года по 05 октября 2010 года в должности электрогазосварщика общества с ограниченной ответственностью "ПКФ Стройбетон", с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2017 года в должности электрогазосварщика МКУ "Благоустройство г. Жирновск";
- возложить на ГУ-Центр ПФР N1 по установлению пенсий в Волгоградской области обязанность назначить Кретову В.А. досрочно страховую пенсию по старости с момента возникновения права на нее.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 22 сентября 2021 года, с учетом определения об устранении описки от 16 февраля 2022 года и дополнительного решения от 16 февраля 2022 года, исковые требования Кретова В.А. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ГУ-УПФР в Жирновском районе Волгоградской области N от 12 ноября 2018 года об отказе во включении в специальный стаж Кретова В.А. периода работы с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2017 года в должности электрогазосварщика МКУ "Благоустройство г. Жирновск".
На ГУ-Центр ПФР N1 по установлению пенсий в Волгоградской области возложена обязанность по включению вышеуказанного периода в специальный стаж для досрочного назначения Кретову В.А. страховой пенсии по старости.
В удовлетворении остальной части требований Кретова В.А. о признании незаконным решения ГУ-УПФР в Жирновском районе Волгоградской области N от 12 ноября 2018 года об отказе во включении в специальный стаж периодов работы с 01 апреля 2001 года по 09 марта 2005 года в должности электрогазосварщика сельскохозяйственной артели (колхоза) "им. Вавилова", с 10 марта 2005 года по 29 апреля 2005 года в должности электрогазосварщик общества с ограниченной ответственностью "Вавиловское", с 10 января 2006 года по 05 февраля 2009 года, с 04 июня 2010 года по 05 октября 2010 года в должности электрогазосварщика общества с ограниченной ответственностью "ПКФ Стройбетон", возложении обязанности по включению данных периодов работы в специальный стаж, по назначению досрочной страховой пенсии по старости, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 апреля 2022 года решение Волжского городского суда Волгоградской области от 22 сентября 2021 года, с учетом определения об устранении описки от 16 февраля 2022 года и дополнительного решения от 16 февраля 2022 года, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, постановив новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ответчика указывает на отсутствие документального подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня на профессиях и должностях, на тех производствах и работах, которые предусмотрены Списками. Критикует выводы судов, что, несмотря на отсутствие в выписке из индивидуального персонифицированного учета застрахованного лица кода льготы, работодателем подтвержден специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Обращает внимание, что справка, уточняющая льготный характер работы выдана в 2021 году и в 2018 году не предоставлялась. Считает, что спорный период с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2017 года должен подтверждаться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица. В нарушение указанного требования судом включен указанный период, несмотря на отсутствие кода льготных условий труда в сведениях персонифицированного учета застрахованного лица и уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 31 июля 2018 года Кретов В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ-Центр ПФР N1 по установлению пенсий в Волгоградской области с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
12 ноября 2018 года решением пенсионного органа N Кретову В.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого специального стажа 12 лет 6 месяцев.
Специальный стаж Кретова В.А. по подсчетам пенсионного органа составлял 2 года 09 месяцев 19 дней.
В специальный стаж ответчиком не включены периоды работы Кретова В.А.: с 01 апреля 2001 года по 09 марта 2005 года в должности электрогазосварщика сельскохозяйственной артели (колхоза) "им. Вавилова", с 10 марта 2005 года по 29 апреля 2005 года в должности электрогазосварщик общества с ограниченной ответственностью "Вавиловское", с 10 января 2006 года по 05 февраля 2009 года, с 04 июня 2010 года по 05 октября 2010 года в должности электрогазосварщика в общества с ограниченной ответственностью "ПКФ Стройбетон".
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Кретова В.Н, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 22, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665, постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173, постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, исходил из того, что период работы с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2017 года в должности электрогазосварщика МКУ "Благоустройство г. Жирновск" подлежит включению в специальный стаж, поскольку несмотря на сведения из индивидуального персонифицированного учета застрахованного лица, работодателем подтвержден специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Отказывая во включении в специальный стаж периодов работы истца с 01 апреля 2001 года по 09 марта 2005 года, с 10 марта 2005 года по 29 апреля 2005 года, с 10 января 2006 года по 05 февраля 2009 года, с 04 июня 2010 года по 05 октября 2010 года, суд первой инстанции пришел к выводу, что из записей в трудовой книжке истца не представляется возможным установить льготный характер его работы, так как обязательным условием для включения в специальный стаж периодов работы в данной должности является наличие доказательств занятости на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756), при этом справки, уточняющие льготный характер работы за вышеуказанные периоды, истцом не представлены, а в выписке из индивидуального персонифицированного учета застрахованного лица сведения о льготном характере работы отсутствуют, сведения о трудовой деятельности истца представлены общим стажем.
Поскольку специальный стаж истца по решению пенсионного органа составил 2 года 9 месяцев 19 дней, а по решению суда дополнительно подлежит включению 1 год 6 месяцев 1 день, а всего 4 года 3 месяца 20 дней, в то время как с учетом снижения возраста пропорционально отработанному стажу на соответствующих видах работ для назначения досрочной страховой пенсии по старости по достижению возраста 55 лет является наличие специального стажа не менее 12 лет 6 месяцев, суд первой инстанции руководствуясь статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу об отказе в иске о назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты возникновения права.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пункта 2 части 1 статьи Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вышеуказанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона (60 лет), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списки льготных профессий, должностей, утвержденные Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, составлены по производственному признаку, поэтому для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимо установить производство, к которому относится выполняемая работа.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 и действующему после 01 января 1992 года, пользуются:
газосварщики (позиция 23200000-11620);
электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756);
электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905);
электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).
Список N 2 от 22 августа 1956 года N 1173, раздел XXXII "Общие профессии" содержит наименование должности газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные.
Согласно информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 3073-17, Пенсионного фонда Российской Федерации N 06-27/7017 от 02 августа 2000 года "О праве на льготное пенсионное обеспечение электросварщиков" правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу ХХХIII Списка N 2 пользуются электросварщики, которые в соответствии с ЕТКС (выпуск 2) выполняют работы по дуговой и газовой сварке (резке) металлов и металлических изделий. "Электрогазосварщик" и "газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 раздела ХХХIII как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
При этом, определяющим показателем является постоянная занятость в течение полного рабочего дня в профессиях и должностях, поименованных в соответствующих разделах Списков. Для назначения работнику досрочной трудовой пенсии по старости необходимо установить на основании первичных документов полное соответствие характеру фактически выполнявшейся им работы с работой, предусмотренной Списками.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники, в связи с сокращением объемов производства, работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).
Ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня, до 1 января 1992 года не требовалось, а после указанной даты должно подтверждаться соответствующими доказательствами, представляемыми работником в пенсионный орган при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии.
В силу пункта 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичный порядок подсчета страхового стажа закреплен в пункте 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В рассматриваемом случае условиями, при которых истцу могут быть включены в специальный стаж спорный период работы с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2017 года, имевший место после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, являются занятость истца в течение полного рабочего дня на соответствующих работах, подтвержденная документами, выданными работодателем.
В материалы дела представлена справка, уточняющая особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, выданная МКУ "Благоустройство г. Жирновск" от 13 сентября 2021 года N 415 со ссылкой на соответствующие раздел и подраздел Списка N2, занятость в течение полного рабочего дня, справка содержит ссылку на документы, на основании которых она составлена.
Следовательно, это время работы истца должно засчитываться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованным выводам о наличии основанной для включения периодов работы истца в специальный стаж, поскольку им представлены относимые, допустимые и достоверные доказательства.
Судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах решение Волжского городского суда Волгоградской области от 22 сентября 2021 года (с учетом определения от 16 февраля 2022 года об устранении описки), дополнительное решение Волжского городского суда Волгоградской области от 16 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 апреля 2022 года являются законными, постановленными в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 22 сентября 2021 года (с учетом определения от 16 февраля 2022 года об устранении описки), дополнительное решение Волжского городского суда Волгоградской области от 16 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.