Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сороколетовой Натальи Павловны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю об установлении факта постоянного проживания на территории города Севастополя, признании незаконным отказа в перерасчете пенсии
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 25 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, выслушав представителя истца по доверенности Соколову В.С, судебная коллегия
установила:
Сороколетова Н.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю (далее - ГУ-ОПФР по городу Севастополю), в котором с учетом уточненного иска просила:
- установить факт постоянного проживания истца на территории города Севастополя в период с 07 июля 2000 года, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 года;
- признать незаконным отказ ГУ-ОПФР по городу Севастополю от 19 марта 2021 года об отсутствии права у Сороколетовой Н.П. на исчисление размера пенсии с учетом норм Федерального закона от 02 июля 2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь";
- признать за истцом право на перерасчет размера пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 02 июля 2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь", в связи с чем на ответчика возложить обязанность произвести перерасчет ранее назначенной пенсии Сороколетовой Н.П. с 01 января 2015 года с учетом особенностей, предусмотренных нормами пунктов 1 и 4 статьи 5 Федерального закона от 02 июля 2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь", дальнейшее начисление производить в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации с учетом произведенного перерасчета.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 25 мая 2022 года исковые требования Сороколетовой Н.П. удовлетворены частично.
Установлен факт постоянного проживания Сороколетовой Н.П. на территории г. Севастополя в период с 07 июля 2000 года, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 года.
Признано за Сороколетовой Н.П. право на перерасчет размера пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 02 июля 2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь", в связи с чем на ГУ-ОПФР по городу Севастополю возложена обязанность произвести перерасчет ранее назначенной пенсии истцу с 01 января 2015 года с учетом особенностей, предусмотренных нормами пунктами 1 и 4 статьи 5 Федерального закона от 02 июля 2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь", дальнейшее начисление производить в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации с учетом произведенного перерасчета.
В удовлетворении остальной части исковых требований Сороколетовой Н.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 июля 2022 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 25 мая 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, существенным нарушением норм материального и процессуального права, постановив в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе указывает, что согласно статье 1 Федерального закона от 02 июля 2014 года N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь", указанный закон распространяется только на граждан Российской Федерации, которые по состоянию на 18 марта 2014 года проживали на территориях г. Севастополя и Республики Крым, при этом в соответствии с частью 3 статьи 2 указанного закона подтверждением постоянного проживания на территориях Республики Крым и г. Севастополя на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте о регистрации по месту жительства на территориях Республики Крым и г. Севастополя по состоянию на указанную дату. Кроме этого, с даты регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета Российской Федерации и отражения работодателем сведений о начисленных страховых взносах (с 01 января 2015 года) для исчисления пенсии учитывается не стаж, а начисленные страховые взносы. Обращает внимание, что истец до 18 января 2021 года не являлась гражданином Российской Федерации, а также у истца отсутствует отметка в паспорте о регистрации по месту жительства на территориях Республики Крым и г. Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года. Учитывая указанные факты применить при исчислении страховой пенсии по старости нормы статьи 5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь" у ответчика нет законных оснований.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Соколова В.С. против удовлетворения кассационной жалобы возражали.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание явку представителя не обеспечил.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Сороколетова Н.П, являясь гражданкой Белоруссии, 18 апреля 2000 года оформила выезд из Республики Беларусь, 05 июля 2000 года получила временное удостоверение на жительство для иностранных граждан серии КР N, действующее до 05 июля 2007 года.
02 октября 2007 года Сороколетова Н.П. получила свидетельство на постоянное проживание в Украине серии СВ N, со сроком действия до 04 сентября 2055 года, в котором проставлен штамп о постоянной ее регистрации с 07 июля 2000 года по адресу: "адрес".
18 января 2021 года Сороколетова Н.П. получила паспорт гражданина Российской Федерации, в котором поставлена отметка о ее регистрации по указанному адресу с 06 февраля 2021 года.
С 2010 года Сороколетова Н.П. является пенсионером и получателем пенсии по возрасту, начисленной в соответствии с законодательством Украины, действовавшим на территории Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года в размере 1 907, 75 грн, о чем выдано пенсионной удостоверение серии ААЕ N, дата выдачи - 25 февраля 2011 года.
С 20 ноября 2013 года Сороколетова Н.П. в собственности имеет квартиру, площадью 56, 4 кв.м, расположенную по адресу: "адрес".
Согласно трудовой книжке Сороколетова Н.П. с 1993 года осуществляет трудовую деятельность в городе Севастополе. С апреля 1997 года по настоящее время работает в Спортивно-оздоровительном комплексе им. 200-летия Севастополя (с 2015 года ГБУ города Севастополя "СОК имени 200-летия Севастополя").
С 19 декабря 1997 года Сороколетова Н.П. зарегистрирована в качестве физического лица как плательщик налогов, ей присвоен идентификационный номер N.
Согласно справке Департамента труда и социальной поддержки населения города Севастополя N от 24 ноября 2015 года трудовой стаж истца составляет 36 лет 7 месяцев 7 дней и в соответствии с частью 8 статьи 19 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя", Сороколетова Н.П. имеет право на получение мер социальной поддержки.
03 декабря 2014 года работодателем осуществлено обязательное пенсионное страхование Сороколетовой Н.П. за номером N, о чем выданы уведомление о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета (АДИ-РЕГ) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
28 января 2015 года Сороколетова Н.П. поставлена на учет физического лица в налоговом органе с присвоением ИНН N.
Размер пенсии истца определен пенсионным органом по состоянию на 31 декабря 2014 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", предусматривающим ежемесячные выплаты к пенсии, и постановлением XV сессии Законодательного Собрания г. Севастополя от 24 июня 2014 года N 92, устанавливающим числовое значение гривны по отношению к рублю Российской Федерации при определении заработной платы (дохода) для назначения (перерасчета) пенсии, а также при определении дохода для назначения пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат в размере 38 рублей Российской Федерации за 10 гривен Украины, и составил 14 498, 90 рублей, является сохраненным размером пенсии.
Разрешая заявленные исковые требования, проанализировав предоставленные суду доказательства, а так же положения Федерального закона от 02 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь", Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", исходил из того, что в отношении Сороколетовой Н.П. ответчиком подлежал применению Федеральный закон N 208-ФЗ и размер пенсии исчислен на основании указанных в нем норм, а отказ пенсионного органа в перерасчете размера пенсии, установленной Сороколетовой Н.П. с применением особенностей, установленных указанным законом, не основан на нормах законодательства Российской Федерации и не может гарантировать осуществление в полном объеме приобретенных ею по состоянию на 31 декабря 2014 года пенсионных прав, ухудшает ее материальное положение и умаляет ее конституционные права, в связи с чем является грубым нарушением основ, прав и гарантий, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования Сороколетовой Н.П. об установлении факта постоянного проживания на территории г. Севастополя в период с 07 июля 2000 года, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 года подлежат удовлетворению, и она имеет право на перерасчет размера пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь", при этом ответчик обязан произвести перерасчет ранее назначенной пенсии истцу с 01 января 2015 года с учетом особенностей, предусмотренных нормами пунктов 1 и 4 статьи 5 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь", дальнейшее начисление производить в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации с учетом произведенного перерасчета.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на не правильном толковании и применении норм материального права, сделаны с нарушением норм процессуального права.
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в городе Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года N 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
С той же даты и до 1 января 2015 года в соответствии со статьей 6 данного Договора и статьей 6 Федерального конституционного закона от 18 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в новых субъектах Российской Федерации действовал переходный период, в течение которого подлежали урегулированию вопросы их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, предоставлено право на получение пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 11).
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее N 208-ФЗ) установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на указанных территориях (часть 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 2 названного Федерального закона при обращении граждан, указанных в части 1 его статьи 1, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 г, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
Как следует из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации данных в Определении от 5 декабря 2019 года N 3279-О "По жалобе гражданина Малярчука Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" следует, что факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации в целях назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" может подтверждаться судебным решением, на основании которого он признан гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", если из установленных в данном судебном решении обстоятельств самих по себе или в совокупности с иными доказательствами следует, что названный гражданин по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно и на законных основаниях фактически проживал в соответствующем жилом помещении на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
В силу статьи 3 Федерального закона N 208-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом право на пенсию не пересматривается, а перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
Вышеуказанные нормы специального закона предусматривают право граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым города Федерального значения Севастополя, на получение пенсий, пособий, предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, граждане Российской Федерации, проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на момент принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации и приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве до 18 марта 2014 года, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положениями Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Поскольку Сороколетова Н.П. на юридически значимую дату являлась гражданкой Беларуси, то реализация ее пенсионных прав осуществляется в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", без применения Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В силу положений части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным. При этом согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права существенными, повлиявшими на исход дела, что согласно пункту 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 июля 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Севастопольский городской суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.