Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о перерасчете пенсии
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области на решение Тракторозаводского районного суда города Волгограда от 21 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 09 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Ковалева О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N3 (далее - ГУ-Центр ПФР N3 по установлению пенсий в Волгоградской области), в котором с учетом уточненного иска просила:
- отменить решение ГУ-Центр ПФР N3 по установлению пенсий в Волгоградской области N от 13 мая 2021 года об отказе Ковалевой О.В. в перерасчете размера страховой пенсии по старости;
- возложить на ГУ-Центр ПФР N3 по установлению пенсий в Волгоградской области обязанность произвести перерасчет пенсии по старости, исходя из размера заработной платы, указанной в комсомольском билете от 31 января 1978 года N за период с 01 ноября 1983 года по 26 декабря 1988 года.
Решением Тракторозаводского районного суда города Волгограда от 21 сентября 2021 года исковые требования Ковалевой О.В. удовлетворены.
Отменено решение ГУ-Центр ПФР N3 по установлению пенсий в Волгоградской области об отказе Ковалевой О.В. в перерасчете размера страховой пенсии по старости N от 13 мая 2021 года.
На ГУ-Центр ПФР N3 по установлению пенсий в Волгоградской области возложена обязанность произвести Ковалевой О.В. перерасчет пенсии по старости, исходя из размера заработной платы, указанной в комсомольском билете N от 31 января 1978 года за период с 01 ноября 1983 года по 26 декабря 1988 года.
Определением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 10 декабря 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 3 на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 09 июня 2022 года решение Тракторозаводского районного суда города Волгограда от 21 сентября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, постановив новое решение об отказе Ковалевой О.В. в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ответчика указывает, что суды первой и апелляционной инстанции не приняли во внимание, что разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 N 8389-ЮЛ/ЛЧ- 06-27/9704 содержат исчерпывающий перечень причин утраты документов (утрата в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации первичных документов о заработке работников, при невозможности определить причинителя вреда, а также в случаях наводнений, землетрясений, ураганов) и имеют организационно-технический характер, поскольку устанавливают последовательность определенных процессуальных действий пенсионного органа при обращении гражданина, не имеющего возможности подтвердить среднемесячный заработок. Считает, что среднемесячный заработок может быть определен на основании косвенных документов, подтверждающих индивидуальный фактический заработок на конкретном предприятии, при условии соблюдения процессуальных действий, изложенных в письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 N 8389-ЮЛ/ЛЧ- 06-27/9704, только в том случае, если возможность установления заработка на основании первичных бухгалтерских документов отсутствует за весь период трудовой деятельности.
Указывает, что представленный истцом комсомольский билет не является надлежащим доказательством по делу, поскольку не содержит сведений о месте и работе истца, не заверен работодателем, не содержит также сведений о характере получаемых истцом выплат с точки зрения их включения в систему оплаты труда. Сведения о заработной плате, указанные в комсомольском билете могут быть учтены при перерасчете пенсии только при предъявлении справки о не сохранности документов вследствие наводнения, землетрясения, урагана. Также истцом не представлено при рассмотрении дела доказательств того, что организация, в которой она работала, ликвидирована либо произошли какие-либо стихийные бедствия, в результате которых возможно принятие косвенных документов о размере заработка.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Судом первой инстанции установлено, что с 29 июня 2017 года Ковалевой О.В. установлена страховая пенсия по старости бессрочно в размере 9 989, 27 рублей.
Размер назначенной пенсии рассчитан пенсионным органом исходя из представленных Ковалевой О.В. документов, при этом при произведенном расчете не учтена получаемая Ковалевой О.В. заработная плата в Производственном комбинате Волгоградского ДОСААФ в период с 01 ноября 1983 года по 26 декабря 1988 года.
11 мая 2021 года Ковалева О.В. обратилась к ответчику с просьбой учесть получаемую ей заработную плату, согласно представленного комсомольского билета от 31 января 1978 года N.
13 мая 2021 года решением ГУ-Центр ПФР N3 по установлению пенсий в Волгоградской области N Ковалевой О.В. отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости.
Согласно сведениям из трудовой книжки, Ковалева О.В. работала в Производственном комбинате Волгоградского ДОСААФ в период с 01 ноября 1983 года по 26 декабря 1988 года швеей-мотористкой.
19 апреля 2017 года Ковалева О.В. обратилась с заявлением в региональное отделение ДОСААФ о выдаче справки о заработной плате за период работы в данной организации для назначения пенсии.
03 мая 2017 года Ковалевой О.В. отказано в выдаче указанной справки, поскольку справку о заработной плате за время работы в Производственном комбинате Волгоградского ДОСААФ представить не представляется возможным, так как данные в архиве регионального отделения ДОСААФ России отсутствуют.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, руководствуясь положениями статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей 18, 20, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации о 28 ноября 2014 года N958н, исходил из факта отсутствия первичных документов о заработке истца за спорный период времени, в связи с чем комсомольский билет может служить основанием для установления заработной платы в определенном размере.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградской областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
На основании пункта 3 статьи 36 приведенного закона со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 7 пункта 3 статьи 30 указанного выше Закона, при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N16/19па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000-2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также: расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения; копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.
В подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке, и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
Согласно письму Минтруда Российской Федерации N 8389-ЮЛ, Пенсионного Фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года "О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников", в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих судов, что при отсутствии первичных документов о заработной плате за весь период работы в Производственном комбинате Волгоградского ДОСААФ, комсомольский билет является документом, подтверждающим фактический заработок истца за каждый месяц в течение спорного периода времени, как основанными на законе.
Нижестоящими судами обоснованно сделан вывод об индивидуальном характере заработка работника, указанного в комсомольском билете N от 31 января 1978 года, поскольку Ковалева О.В. лишена возможности представить иные доказательства.
Рассматриваемый период включен в страховой стаж истца ответчиком, в отношении указанного периода имеется запись в трудовой книжке истца, заверенная печатями ДОСААФ.
Комсомольский билет истца содержит сведения как о суммах ежемесячного заработка истца, так и о суммах уплаченных взносов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций мотивированы, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных актах отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильного по существу постановления, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводы судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах решение Тракторозаводского районного суда города Волгограда от 21 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 09 июня 2022 года являются законными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тракторозаводского районного суда города Волгограда от 21 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 09 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.