Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковальчука Андрея Демьяновича к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым, администрации города Керчи Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Крым о признании незаконными действия, о возложении обязанности произвести определенные действия
по кассационной жалобе Ковальчука Андрея Демьяновича на решение Керченского городского суда Республики Крым от 10 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Ковальчук А.Д. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым, администрации города Керчи Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Крым, в котором просил:
- признать действия Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым по присвоению статуса "инвалид Чернобыля" Ковальчуку А.Д. вновь и внесения этого статуса в электронный реестр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, вместо имеющегося статуса "инвалид войны" незаконными;
- возложить на Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Керчи, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым обязанность применить Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федеральный закон от 22 декабря 2014 года N421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и внести изменения в электронный реестр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, заменив статус "инвалид Чернобыля" на статус "инвалид войны" с изменением кода льгот 94 и 92 на 11.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 10 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований Ковальчука А.Д. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верхового Суда Республики Крым от 29 июня 2022 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 14 июня 2022 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе истец Ковальчук А.Д. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, постановив новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец Ковальчук А.Д. указывает, что судами первой и апелляционной инстанций не применены положения Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и Федерального закона от 22 декабря 2014 года N421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя", поскольку проживая на территории Украины, истцу установлено два статуса - инвалид войны и пострадавший в результате аварии на ЧАЭС первой категории, льготы ему предоставлялись как инвалиду войны, следовательно, исходя из положений статьи 12 указанного выше Федерального конституционного закона эти два статуса остались действительны и на территории Республики Крым. Ссылаясь на положения статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя", указывает, что истец имеет право на статус, который установлен на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года без подтверждения и иных каких- либо условий, при этом выбор статуса остается за лицом, которому этот статус установлен.
Полагает, что суды первой и апелляционной инстанций необоснованно сослались на постановление Совета министров Республики Крым от 30 июля 2015 года N 438, несмотря на то что, указанное постановление не определяет порядок установления статуса. Считает, что нижестоящие суды руководствовались нормативно-правовыми актами, которые приняты до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, которые не определяют особенности вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации и не учитывают требования Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ и Федерального закона от 22 декабря 2014 года N421-ФЗ, регулирующих общественные отношения вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, а нормативно-правовые акты, которые приняты до 2014 года, необходимо применять для регулирования общественных отношений, которые не урегулированы Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ и Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N421-ФЗ.
Указывает, что статус, потерпевший в результате аварии на ЧАЭС первой категории установлен истцу на основании программного комплекса АИС ЭСРН. Одним из документов является справка МСЭ с формулировкой причины инвалидности "военная травма", однако, эта справка выдана на Украине без формулировки "военная травма", поскольку такая формулировка не предусматривалась. В тоже время программный комплекс АИС ЭСРН не является нормативно-правовым актом, а является техническим продуктом разработчиков. На день вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации данная программа функционировала во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Таким образом, действующий в Республике Крым программный комплекс АИС ЭСРН применяется с 2014 года без учета требований Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ и Федерального закона от 22 декабря 2014 года N421-ФЗ. Полагает, что ответчиками ему предлагается подтвердить статус "инвалид войны" по российскому законодательству, что противоречит требованиям Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ и Федерального закона от 22 декабря 2014 года N421-ФЗ. Исходя из выше изложенного, программный комплекс АИС ЭСРН, как технический продукт, не может служить основанием для принятия решения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ковальчук А.Д. в период прохождения службы в МВД УССР в 1986 году принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где получил значительную дозу радиоактивного облучения.
В 1992 году региональным экспертным Советом МВД УССР истцу дано заключение о получении увечья в результате воздействия радиационного облучения при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, присвоена вторая группа инвалидности.
В соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 18 марта 2014 года, Ковальчуку А.Д. установлен статус инвалид войны и инвалид второй группы, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, о чем выданы соответствующие удостоверения - "Инвалид войны" (серии Б N от 14 мая 2001 года) и удостоверение лица, пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС категории 1 серии А N от 24 января 1995 года и вкладыш N от 19 декабря 2002 года к удостоверению гражданина, который пострадал вследствие катастроф на Чернобыльской АЭС.
В 2015 году Ковальчуку А.Д. выдано удостоверение серия Б N от 30 мая 2015 году как лицу, получившему или перенесшему лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом.
С 01 января 2015 года Ковальчуку А.Д. предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно пункту 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Ковальчука А.Д, руководствовался положениями Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ, статей 2, 8 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N421-ФЗ, статей 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года N36-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым", исходил из того, что документы, имеющиеся у истца, не дают оснований ответчику для назначения мер социальной поддержки по льготной категории "Инвалид войны" с присвоением кодов 10, 11.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, с соблюдением процессуального права.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
18 марта 2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Договор), ратифицированный Российской Федерацией 21 марта 2014 года.
Согласно части 1 статьи 1 Договора, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образовались новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2 Договора).
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или иное не предусмотрено статьей 12.2 названного Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Данные нормы предусматривают признание без дополнительных условий действия на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и города Севастополя документов, в том числе являющихся основанием для предоставления мер социальной защиты.
Реализация прав граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года (часть 1 статьи 2).
Частью 6 статьи 3 Закон Республики Крым N 36-ЗРК/2014 года "Об особенностях установления социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым" предусмотрено, что гражданам из числа военнослужащих, ставшими инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, или заболевания полученных при исполнения иных обязанностей военной службы связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, ядерных аварий, ядерных испытаний, с участием в военных учениях с применением ядерного оружия, другим поражением ядерными материалами, лиц, привлеченных в состав формирований Гражданской обороны, ставших инвалидами вследствие заболеваний, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы (инвалиды войны), с 01 января 2015 года определены дополнительные меры социальной поддержки, в том числе компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов
Постановлением Совета министров Республики Крым от 30 июля 2015 года N 438 утвержден Порядок электронного обмена информацией с предприятиями - поставщиками жилищно-коммунальных услуг с целью осуществления расчетов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги гражданам, имеющим право на скидку.
Информация о гражданах вносится в Реестр граждан, имеющих право на скидку по оплате жилищно-коммунальных услуг (далее - Реестр). В Реестр включается следующая информация: общие сведения о гражданине (фамилия, имя, отчество, число, месяц, год рождения, пол), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, адрес места проживания, серия и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанных документов, на основании которых в Реестр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа, о составе семьи и членах семьи гражданина, о характеристике жилья, о категории гражданина, о детях гражданина (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, данные свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство), о мерах социальной поддержки, которыми гражданин реально пользуется, о дате включения в Реестр (пункт 4 Порядка).
Органы труда и социальной защиты населения организуют сбор, систематизацию и хранение, указанной в пункте 4 настоящего Порядка информации, и обеспечивают ее автоматизированное использование для контроля за сведениями, которые представляются предприятиями и организациями, предоставляющими услуги, для расчетов за предоставленные льготникам услуги, формируют и ведут Реестр, консультируют граждан, предприятия и организации, оказывающие услуги (пункт 6 Порядка).
Льготная категория в данном Реестре заполняется согласно справочнику, где каждой льготной категории присвоен код. Наименование льготных категорий в Реестре указаны в соответствии с их наименованием определенных законодательством Российской Федерации.
В частности код 92 соответствует льготной категории "Инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (имеют право на МСП после 01 января 2015 года)", код 94 соответствует льготной категории "Инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (имеют право на МСП до 01 января 2015 года)", код 10 соответствует льготной категории "Инвалид войны (имеют право на МСП после 01 января 2015 года)", код 11 соответствует льготной категории "Инвалид войны (имеют право на МСП до 01 января 2015 года)".
С учетом имеющихся документов, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в отношении истца внесен код льготы 92, и в соответствии с Законом республики Крым от 17 декабря 2014 г. N 36-3PK/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым"- код льготы 94.
В соответствии с пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах" меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации.
Формулировки причин инвалидности, которые применяются Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N17.
Как следует из пункта 7 вышеназванного Разъяснения, если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой "военная травма".
Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пунктами 9-12 Разъяснения от 15 апреля 2003 года N17 с иными формулировками, например "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года, гражданам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, установлен статус инвалида войны и выданы соответствующие удостоверения.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с данным Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1532 утверждены Правила.
Правила определяют порядок замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Замена документа обязывает уполномоченный орган по предоставлению мер социальной поддержки рассмотреть обращение на общих основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Предусмотренное подпунктом "г" пункта 4 Правил требование о необходимости представления для замены ранее выданных документов на документы российского образца документов, содержащих сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), и наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки), соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что документов, содержащих формулировки инвалидности "военная травма", истцом не представлено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций мотивированы, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных актах отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильного по существу постановления, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение Керченского городского суда Республики Крым от 10 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14 июня 2022 года являются законными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 10 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ковальчука Андрея Демьяновича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.