Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Авериной Е.Г, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ромасько Станислава Николаевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю о включении периодов работы в специальный страховой стаж, перерасчете пенсии
по кассационной жалобе представителя Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 18 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, выслушав истца и его представителя по ордеру Спиридонову И.М, судебная коллегия
установила:
истец Ромасько С.Н. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю, с учетом уточненного иска, с требованиями о:
- признании действий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю, выраженных в неправильном перерасчёте истцу пенсии (перевода с одного вида пенсии на другой), незаконными, - признании действий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по исключению льготного стажа на соответствующих видах работ Ромасько С.Н. незаконными, - включении Ромасько С.Н. в льготный стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению периоды работы: с 05 февраля 1982 года по 21 ноября 1991 года 1 год за 2 года (поскольку выполнена годовая норма прыжков) в должности парашютиста-спасателя в Харьковском областном авиационно-спортивного клуба ДОСААФ СССР, с 26 ноября 1991 года по 06 октября 1992 года 1 год за 2 года (поскольку выполнена годовая норма прыжков) в должности парашютиста-спасателя на Харьковском авиационном заводе им. Ленинского комсомола, с 07 октября 1992 года по 01 октября 2004 года 1 год за 2 года в должности парашютиста-испытателя (члена лётно-испытательного экипажа) на Харьковском авиационном заводе им. Ленинского комсомола (ХГАПП), - понуждении Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю произвести Ромасько С.Н. перерасчет размера пенсии с учетом положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и пункта 1 статьи 17.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, с 01 января 2015 года, назначив к выплате причитающуюся недополученную сумму пенсии.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 18 мая 2022 года иск Ромасько С.Н. удовлетворен.
Действия государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю, выраженные в неправильном перерасчете пенсии и по исключению льготного стажа на соответствующих видах работ Ромасько С.Н, признаны незаконными.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю обязано засчитать Ромасько С.Н. в льготный стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению периоды работы: с 05 февраля 1982 года по 21 ноября 1991 года - 1 год за 2 года в должности парашютиста-спасателя в Харьковском областном авиационно-спортивного клуба ДОСААФ СССР, с 26 ноября 1991 года по 06 октября 1992 года - 1 год за 2 года в должности парашютиста-спасателя на Харьковском авиационном заводе им. Ленинского комсомола, с 07 октября 1992 года по 01 октября 2004 - 1 год за 2 года в должности парашютиста-испытателя на Харьковском авиационном заводе им. Ленинского комсомола.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю обязано произвести Ромасько С.Н. перерасчет размера пенсии с учётом положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и пункта 1 статьи 17.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, с 01 января 2015 года, назначив к выплате причитающуюся недополученную сумму пенсии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15 августа 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи неправильным применением норм материального права, указывает, что выводы судов, изложенные в вышеуказанных судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно определены значимые по делу обстоятельства, ставит вопрос об отказе истцу в иске в полном объеме.
В обоснование доводов представитель ответчика ссылается на то, что при вынесении обжалуемых судебных актов судами не учтены доводы пенсионного органа о том, что занятость истца на должностях мастера производственного обучения, преподавателя кафедры физической подготовки и спорта, руководителя кружка парашютистов, авиатехника не подтверждает непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно- десантной техники. Частью 2 статьи 7.2 Федерального закона N 166-ФЗ предусмотрено, что список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 постановления Совета Министров РСФСР от 05 июля 1991 года N 384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава" право на пенсию за выслугу лет имеют: летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, в том числе, парашютисты-испытатели. Согласно статье 17.2 Федерального закона N 166-ФЗ гражданам из числа работников летно-испытательного состава при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 1 000 процентам размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что, исходя из записей в трудовой книжке, в периоды с 09 февраля 1982 по 01 октября 2004 года Ромасько С.Н. работал на должностях, которые не относятся к штатным рабочим местам членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, как это предусмотрено нормами Федерального закона N 166-ФЗ и постановления Совета Министров РСФСР от 05 июля 1991 года N 384. Документы относительно трудовой деятельности Ромасько С.Н. в период с 05 февраля 1982 года по 26 ноября 1991 года не подтверждают непосредственное выполнение полетов на штатных должностях, как это установлено требованиями Федерального закона N 166-ФЗ и постановления Совета Министров РСФСР от 05 июля 1991 года N 384. что не учтено судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения. Кроме того, указанные документы не предоставлялись в органы пенсионного обеспечения Украины и не рассматривались органом пенсионного обеспечения при установлении истцу пенсии за выслугу лет.
Истец Ромасько и его представитель по ордеру Спиридонова И.М. в судебном заседании против удовлетворения кассационной жалобы возражали.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Выслушав истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судом установлено и из материалов дела следует, что по состоянию на 18 марта 2014 года истец являлся получателем пенсии за выслугу лет. Истцу осуществлен перерасчет пенсии как работнику летно-испытательного состава на основании части 3 статьи 53 Закона Украины "О пенсионном обеспечении".
Истец 07 сентября 2021 года обратился к ответчику с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением управления установления пенсий и социальных выплат Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю от 10 декабря 2021 года N 101034/21 Ромасько С.Н. отказано в установлении пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в связи с отсутствием первичных документов, подтверждающих непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных должностях летно-испытательного состава.
29 декабря 2021 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении расчета пенсии с указанием на используемые коэффициенты, формулы, ссылками на нормы действующего законодательства за период с 01 января 2015 года.
В ответе на обращения истца от 27 января 2022 года ответчик указал, что по состоянию на 31 декабря 2014 года истец получал пенсию в сохраненном размере 50 133, 32 рубля. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 208-ФЗ сохраненный размер пенсии не подлежит корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения до тех пор, пока размер пенсии, исчисленный в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, не достигнет сохраненного размера пенсии.
Постановлением Дзержинского районного суда г. Харькова от 20 ноября 2013 года административный иск Ромасько С.Н. к Управлению Пенсионного фонда Украины в Дзержинском районе г. Харькова удовлетворен.
Управление Пенсионного фонда Украины в Дзержинском районе г. Харькова обязано произвести с 18 апреля 2013 года перерасчет пенсии Ромасько С.Н, как работнику летно-испытательного состава, в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" и пунктом 7 Порядка назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава гражданской авиации в редакции Постановления Кабинета Министров Украины от 09 августа 2005 года N 713 по заработной плате за период работы с 01 января 1996 года по 31 декабря 2000 года, согласно справок о заработке, и за период с 01 июля 2003 года по данным персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного страхования.
Судебной коллегией Харьковского апелляционного административного суда от 25 марта 2014 года постановление суда первой инстанции оставлено без изменения.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от сентября 2014 года (дата не читаема) по делу N 2-1920/2014 установлен факт постоянного проживания Ромасько С.Н. на территории г. Севастополя в период с сентября 2012 года по 01 сентября 2014 года, в том числе состоянием на 18 марта 2014 года.
Согласно приказу Харьковского авиационного производственного объединения N от 07 октября 1992 года истец допущен к полетам.
В материалы дела представлена копия летной книжки истца, заведенной 07 августа 1992 года, согласно которой всего за 1992 год выполнено 8 полетов с испытательным налетом 15 часов 50 минут, за 1993 год - 4 полета с испытательным налетом 8 часов 20 минут, за 1994 год - 4 полета с испытательным налетом 9 часов 30 минут, за 1995 год - 5 полетов с испытательным налетом 4 часа 15 минут, за 1996 год - 3 полета с испытательным налетом 2 часа 30 минут, за 1997 год - 2 полета с испытательным налетом 5 часов 20 минут, за 1998 год - 2 полета с испытательным налетом 3 часа 35 минут, за 1999 год - 2 полета с испытательным налетом 2 часа 20 минут, за 2000 год - 2 полета с испытательным налетом 1 час 15 минут, за 2001 год - 2 полета с испытательным налетом 2 часа 30 минут, за 2002 год - 1 полет с испытательным налетом 1 час 05 минут, за 2003 год - 3 полета с испытательным налетом 1 час 20 минут, за 2004 год - 3 полета с испытательным налетом 1 час 15 мин.
Харьковским государственным авиационным производственным предприятием истцу выдана справка, из которой следует, что в период с 26 ноября 1991 года по 01 октября 2004 года о выполнении ежегодно годовой нормы парашютных прыжков с реактивных самолетов и вертолетов.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 11, 12, 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статей 2, 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статей 7.2, 17.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", постановления Совета Министров РСФСР от 05 июля 1991 года N384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава".
Суд первой инстанции исходил из того, что в рамках настоящего дела ответчик пересмотрел право истца на получение того вида пенсии, который ему назначен пенсионными органами Украины и не пересчитал правильно данный вид пенсии за выслугу лет, как гражданину из числа летно-испытательного состава, не учёл весь лётный льготный стаж истца и незаконно пересмотрел его право на получение пенсии по выслуге лет, нарушив при этом статью 3 Федерального Закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Суд указал, что обращаясь к ответчику с заявлением от 07 сентября 2021 года истец просил произвести перерасчет размера пенсии, а не назначить ему повторно пенсию по выслуге лет, потому как данный вид пенсии мне уже назначен пенсионными органами Украины, ответчик неправильно произвел перерасчет размера пенсии истца с 01 января 2015 года, как это требовалось законодательством Российской Федерации. В данном случае подача заявления не требовалась, перерасчёт размера пенсии ответчиком должен был производится самостоятельно по назначенному ему виду пенсии по выслуге лет как гражданину из числа летно-испытательного состав с включением всех периодов лётного стажа истца, правильно применив то законодательство, на которое ссылался истец своём исковом заявлении.
Суд счел, что позиция ответчика об установлении зависимости перерасчета пенсии от поступления сведений из Украины является незаконной. Поскольку при отсутствии ответа на запрос перерасчет пенсии истцу так и не будет произведен, чем будет нарушено право истца на получение пенсии в правильном размере.
В качестве доказательства, подтверждающего лётный стаж истца с 05 февраля 1982 года по 21 ноября 1991 года, суд принят представленные в материалы пенсионного дела справку N от 06 февраля 2014 года, выданную Харьковским аэроклубом им. В.С. Гризодубовой общества содействия обороне Украины и копию приказа N от 05 февраля 1982 года по Харьковскому областному авиационно-спортивному клубу ДОСААФ "О поисково-спасательной службе".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что спорные периоды работы истца с 26 ноября 1991 года по 06 октября 1992 года на должности летного состава парашютистом - испытателем и с 07 октября 1992 года по 01 октября 2004 года - в должности парашютиста-испытателя (члена лётно-испытательного экипажа) на Харьковском авиационном заводе им. Ленинского комсомола (ХГАПП) являлись ранее предметом проверки судебными органами Украины, которыми подтверждено право истца на включение указанных периодов работы в специальный стаж истца. Проверку документов выданных работодателем и имеющихся в пенсионном деле, проводимую ответчиком, судебная коллегия сочла противоречащей Федеральному конституционному закону от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Таким образом, на момент назначения пенсии Ромасько С.Н. имел стаж летно-испытательной работы, при этом им выработано 2/3 необходимого летного стажа, вопреки доводам ответчика.
Согласно частям 1 и 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1-3 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается.
Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
Согласно части 1 статьи 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
В силу части 2 статьи 7.2 приведенного закона, список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2009 года N 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава" при назначении в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава засчитывается соответственно в выслугу лет и стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работа в должностях, предусмотренных пунктом 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384, в порядке, установленном пунктом 4 указанного Положения.
При установлении таких пенсий периоды работы (службы) и иные периоды, предусмотренные абзацами вторым - шестым пункта 5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, засчитываются в стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а предусмотренные абзацами вторым, пятым и шестым этого пункта - в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Совмина РСФСР от 05 июля 1991 года N 384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава" право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники:
летчики (пилоты) - испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики-испытатели, бортэлектрики-испытатели, бортрадисты-испытатели, бортоператоры-испытатели, парашютисты-испытатели;
б) инженерно-технический состав, совершающий полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно-десантной техники (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний):
инженеры, техники, механики, операторы и экспериментаторы всех наименований;
в) работники, проводящие инспектирование летного состава в испытательных полетах, а также лица, осуществляющие руководство летно-испытательными службами и участвующие в испытательных полетах в качестве члена экипажа летательного аппарата (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний).
Пунктом 4 приведенного Постановления предусмотрено, что при исчислении сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава считается:
один год работы в должностях, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, - за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний;
один год работы в должностях, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, при налете в год 120 и более часов - за два года, от 50 до 120 часов - за полтора года, менее 50 часов - за один год. В таком же порядке исчисляется выслуга лет при выполнении не менее 50% указанного налета на воздушных судах маневренной авиации и вертолетах;
один год работы в должностях, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего Положения, - за два года при условии выполнения установленной нормы налета часов.
Если работник летно-испытательного состава в течение года не участвовал в летных испытаниях, но имел иной налет (транспортный, в порядке летной подготовки и т.д.), сроки выслуги лет исчисляются в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации.
При отсутствии у работника летно-испытательного состава в течение года налета часов вообще данный год в выслугу лет не засчитывается.
В случае, когда отсутствие налета вызвано трудовым увечьем, полученным при выполнении испытательных полетов, выслуга лет исчисляется по фактической продолжительности.
В выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается:
время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летного состава гражданской авиации - в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летному составу гражданской авиации;
время работы за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации - в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР (за период работы начиная с 1992 года);
время работы в должностях летно-испытательного состава иностранных фирм - в порядке, установленном настоящим Положением, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР (за период работы начиная с 1992 года);
время обучения в высших и средних учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в должностях летного состава (летчикам-испытателям, штурманам-испытателям независимо от этого условия), - по фактической продолжительности, а в Школе летчиков-испытателей (Центре подготовки летного состава) имени А.В. Федотова - в двойном размере при условии участия в испытательных полетах (пункт 5).
Положениями статьи 17.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регулируются размеры пенсий граждан из числа работников летно-испытательного состава.
Согласно части 1 статьи 17.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам из числа работников летно-испытательного состава при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 1 000 процентам размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". За каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, но не более чем до 1 500 процентов размера указанной социальной пенсии.
Истцом заявлены требования о включении периодов в специальный страховой стаж для применения к нему положений статьи 17.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Применение положений части 1 статьи 17.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предполагает наличие у мужчины выслуги не менее 25 лет на должностях летно-испытательного состава, из которой не менее двух третьих (16 лет 4 месяца) указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники.
Судом не дана оценка возможности отнесения периодов работы истца с 05 февраля 1982 года по 21 ноября 1991 года в должности парашютиста-спасателя в Харьковском областном авиационно-спортивного клуба ДОСААФ СССР, с 26 ноября 1991 года по 06 октября 1992 года - в должности парашютиста-спасателя на Харьковском авиационном заводе им. Ленинского комсомола к непосредственному выполнению испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления Совмина РСФСР от 05 июля 1991 года N 384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава" должность парашютиста-испытателя отнесена к летному составу, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники.
Пунктом 4 приведенного Постановления предусмотрено, что при исчислении сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава считается один год работы в должностях, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, - за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний.
Правомерно включенный судом в специальный стаж работы истца для применения положений пункта 1 статьи 17.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" период с 07 октября 1992 года по 01 октября 2004 года в календарном исчислении составляет 11 лет 11 месяцев 25 дней, в льготном - 23 года 11 месяцев 20 дней.
Принимая во внимание, что стаж истца в льготном исчислении составил более 16 лет 4 месяцев, но менее 25 лет, подлежало установлению наличие в составе специального стажа истца периода (суммарных периодов) продолжительностью не менее 1 года и 10 дней, соответствующего требованиям статьи 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Судом первой инстанции не мотивировано соответствие периодов работы истца в должности парашютиста-спасателя требованиям статьи 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции не принял мер к устранению нарушений, допущенных судом первой инстанции.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
При таких обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным правоотношения нормам материального и процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15 августа 2022 года отменить в части оставления без изменения решения Ленинского районного суда города Севастополя от 18 мая 2022 года о признании действий государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю незаконными, включении в специальный страховой стаж для применения положений пункта 1 статьи 17.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Ромасько Станислава Николаевича периодов работы: с 05 февраля 1982 года по 21 ноября 1991 года в должности парашютиста-спасателя в Харьковском областном авиационно-спортивного клуба ДОСААФ СССР, с 26 ноября 1991 года по 06 октября 1992 года - в должности парашютиста-спасателя на Харьковском авиационном заводе им. Ленинского комсомола, перерасчете Ромасько Станиславу Николаевичу размера страховой пенсии.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Севастопольский городской суд.
В остальной части решение Ленинского районного суда города Севастополя от 18 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15 августа 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.