Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беленко Александра Михайловича к муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия
по кассационной жалобе представителя администрации города Симферополя Республики Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Беленко А.М. обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым, в котором с учетом уточненного иска просил:
- признать незаконным и отменить решение муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым от 15 июля 2020 года об отказе Беленко А.М. в выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий;
-признать за Беленко А.М. право на получение единовременной выплаты для улучшения жилищных условий;
- возложить на муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым обязанность выдать сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий.
Определением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 17 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 апреля 2022 года исковые требования Беленко А.М. удовлетворены частично.
Признано незаконным и отменено решение муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым от 15 июля 2020 года об отказе Беленко А.М. в предоставлении государственной услуги по назначению "Выдача сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий".
На муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым возложена обязанность выдать Беленко А.М. сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий на основании его заявления от 22 мая 2020 года.
В удовлетворении остальной части заявленных Беленко А.М. требований отказано.
С муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу Беленко А.М. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24 августа 2022 года решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, постановив по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ответчика указывает, что у супруги истца отсутствует отметка о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина Российской Федерации. Согласно пункту 4 Постановления Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 г. N 659 "Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-3PK/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", на которое ссылается истец, право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей), но одному адресу. При этом отсутствие в паспорте Заец Т.Л. отметки о регистрации по месту жительства исключает возникновение права истца на предоставление дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, на дату обращения и, соответственно, влечет за собой отсутствие правовых оснований для предоставления государственной услуги с 22 мая 2020 года.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 22 мая 2020 года Беленко А.М. в муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий.
К вышеуказанному заявлению Беленко А.М. приложены все необходимые документы, в том числе документы, подтверждающие гражданство и проживание на территории Российской Федерации супруги истца - Заец Т.Л, документы на ребенка - ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также финансовый лицевой счет, подтверждающий факт совместного проживания истца и его ребенка ФИО6, сведения о доходах.
Решением муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым от 15 июля 2020 года Беленко А.М. отказано в выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, поскольку к заявлению не приложены документы, подтверждающие постоянное проживание в Республике Крым супруги истца - Заец Т.Л.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N631-ЗРК "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", исходил из того, что материалами дела подтвержден факт постоянного проживания Заец Т.Л. (супруги истца) на территории Республики Крым, как минимум с 2012 года, получения ею гражданства Российской Федерации на территории Республики Крым на основании Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Учет, подтверждение права граждан на предоставление им мер социальной поддержки, осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных образований Ростовской области по месту их регистрации по месту жительства.
Возникшие между сторонами правоотношения регулируются Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" и Положением о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.10.2019 N 574, действовавшим на дату обращения истца к ответчику, действовавшим на дату принятия ответчиком обжалуемого решения.
Так, согласно положению статьи 3 Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 (в редакции, действовавшей на момент выдачи истцу сертификата) право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.
Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.
Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
Распоряжение средствами единовременной выплаты осуществляется лицами, указанными в статье 3 настоящего Закона, получившими сертификат, путем подачи в орган труда и социальной защиты по месту жительства заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с настоящим Законом в течение 24 месяцев со дня получения сертификата (абзац 2 части 1 статьи 7 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019).
Правила подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами единовременной выплаты, устанавливаются Советом министров Республики Крым (часть 2 статьи 7 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019).
Законом Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" приостановлено до 01 января 2030 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
В пункте 7 Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" дополнительная мера социальной поддержки предоставляется гражданам независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, при соблюдении одного из следующих условий:
1) родитель (одинокий родитель) рожден на территории Республики Крым и проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;
2) один родитель рожден на территории Республики Крым, а второй родитель проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;
3) родители (одинокий родитель) проживают на территории Республики Крым суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата.
При определении права на дополнительную меру социальной поддержки также учитывается период проживания родителя (одинокого родителя) на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года.
Согласно пункту 16 приведенного Положения решение об отказе в выдаче сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях:
1) отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с Законом N 631-ЗРК/2019;
2) представления неполного пакета документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки.
Судом установлено, что Заец Т.Л. признана гражданкой Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", документирована паспортом гражданина Российской Федерации 20 марта 2019 года.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 02 марта 2018 года установлен факт постоянного проживания Заец Т.Л. по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым.
В материалы дела представлена копия свидетельства о регистрации по месту пребывания N, выданного 30 июля 2019 года, из которой следует, что Заяц Т.Л. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес" на период с 30 июля 2019 года по 30 июля 2022 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих судов о том, что поскольку истец Беленко А.М. рожден на территории Республики Крым, с 07 июля 2009 года зарегистрирован и проживает на территории Республики Крым, его супруга Заец Т.Л. проживает на территории Республики Крым с 2012 года, является гражданской Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в рассматриваемый период имела регистрацию на территории Республики Крым, ребенок истца - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 11 марта 2020 года проживает совместно с истцом, то истцом соблюдены требования статьи 3, части 1 статьи 6 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о предоставлении государственной услуги), пункта 3 Положения N 574 (в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о предоставлении государственной услуги), отказ ответчика в выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий является незаконным.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Беленко А.М, суды первой и апелляционной инстанций исследовали необходимые юридически значимые обстоятельства, правильно применив к установленным обстоятельствам нормы материального права, обоснованно пришел к выводу, что у истца имеются правовые основания для получения истцом государственной услуги на распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах решение суда и апелляционное определение являются законными и обоснованными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.