Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу представителя АО "Тепловодоканал" Алексеева А.И., на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 27 мая 2022г, решение судьи Каларского районного суда Забайкальского края от 13 июля 2022г, решение судьи Забайкальского краевого суда от 26 сентября 2022г, вынесенные в отношении АО "Тепловодоканал", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 27 мая 2022г, АО "Тепловодоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Решением судьи Каларского районного суда Забайкальского края от 13 июля 2022г, оставленным без изменения решением судьи Забайкальского краевого суда от 26 сентября 2022г, постановление должностного лица от 27 мая 2022г оставлено без изменения.
В жалобе представитель АО "Тепловодоканал" Алексеев А.И. просит об отмене постановления и решений судебных инстанций, прекращении производства по делу.
ФИО9 уведомленный о подачи жалобы, в установленный срок возражений не представил.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Статьей 219 ТК РФ (действующий в редакции на момент совершения правонарушения) каждый работник имеет право на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статья 214 ТК РФ (в ред. на 03.02.2022г) возлагает на работника обязанность соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Пунктом 2.1.3 Порядка обучения по охране и проверке знаний по охране труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2002г N 1/29 предусмотрено, кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий (п.2.1.7).
В силу п.5 Правил по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденных приказом Минтруда России от 17.12.2020 N 924н, работодатель обязан обеспечить: содержание объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок в исправном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил и технической документации организации-изготовителя; обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда; контроль за соблюдением работниками требований Правил и инструкций по охране труда; обучение работников правилам оказанию первой помощи пострадавшим.
К выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок допускаются работники, имеющие профессиональную подготовку, соответствующую характеру выполняемых работ, включая обучение по охране труда (п.11 Правил).
Из материалов дела следует и установлено должностным лицом и судебными инстанциями, что АО "Тепловодоканал" в нарушение требований ст. 214, 219 ТК РФ, п.п.5, 11 Правил, п.2.1.3, 2.1.7 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003г N 1/29, не проведен целевой инструктаж по безопасному выполнению работ. В ходе проведенного расследования несчастного случая на производстве установлено, что мастером ФИО10. совместно с бригадой работников, перед началом работ по ремонту на подогревателе не снято давление, не произведен контроль его наличия, не осуществлен полный слив горячей воды, работы повышенной опасности велись без наряда-допуска. При разбалчивании фланцевого соединения произошел выброс горячей воды.
Изложенное явилось основанием для привлечения АО "Тепловодоканал" к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом по делу об административном правонарушении, актом о несчастном случае на производстве, актом о расследовании группового несчастного случая, копией оперативного журнала распоряжений, распоряжением Государственной инспекции труда в Забайкальском крае о проведении расследования тяжелого несчастного случая, извещением о групповой несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом), протоколом осмотра места несчастного случая, журналом регистрации инструктажа на рабочем месте, журналом регистрации вводного инструктажа, должностными инструкциями мастера, электрогазосварщика, протоколом проверки знаний, Положением о системе управления охраной труда АО "Тепловодоканал" и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Действия АО "Тепловодоканал" правильно квалифицированы по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с нормами Кодекса об административном правонарушении и положений Трудового Кодекса Российской Федерации.
Из п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021г N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" следует, что нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влекут административную ответственность по статье 5.27.1 КоАП РФ. Указанная норма является специальной по отношению к статье 5.27 КоАП РФ.
Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влечет административную ответственность по соответствующей части статьи 5.27.1 КоАП РФ (п.18).
Из представленных материалов следует, что 03.02.2022г в 8:30час бригаде из 3 человек (ФИО11, ФИО12 и ФИО14.) мастером ФИО15. выдано задание под роспись в оперативном журнале (журнале распоряжений) заменить прокладку в бойлере горячего водоснабжения (подогревателе) в подвальном помещении жилого дома по адресу: "адрес" При этом, наряд-допуск ответственным должностным лицом АО "Тепловодоканал" на выполнение указанной работы не оформлялся, работодателем не проводилось в установленном порядке целевого инструктажа по безопасному выполнению работ, в результате чего произошел несчастный случай с работником общества.
Доводы жалобы о том, что суды неправильно пришли к выводу о том, что не требовалось проведение проверки в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ от 31 июля 2020г "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", основаны на неправильном толковании указанного закона.
Согласно ч.3 ст. 1 Федерального закона N 248-ФЗ от 31 июля 2020г, для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу (п.8).
Суды правильно сделали вывод о том, что нарушение норм трудового законодательства, допущенные обществом, были выявлены должностным лицом в результате произошедшего несчастного случая на производстве, а не в рамках проверки. Указанные выводы соответствуют материалам дела и сомнений не вызывают.
Жалобы на постановление судьями районного и краевого суда рассмотрены в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, имущественного и финансового положения общества, в минимальном размере. Правовых оснований для снижения размере административного штрафа, равно как и для применения ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ, по делу не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 27 мая 2022г, решение судьи Каларского районного суда Забайкальского края от 13 июля 2022г, решение судьи Забайкальского краевого суда от 26 сентября 2022г, вынесенные в отношении АО "Тепловодоканал", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу представителя АО "Тепловодоканал" Алексеева А.И. - без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.