Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу Главы Идринского района Красноярского края Г.В. Безъязыкова на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения (далее - КГКУ) "Лесная охрана" от 3 июня 2022г., решение судьи Идринского районного суда Красноярского края от 21 декабря 2022г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 22 марта 2023г., вынесенные в отношении администрации Идринского района Красноярского края (далее также администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности заместителя руководителя КГКУ "Лесная охрана" от 3 июня 2022г, оставленным без изменения решением судьи Идринского районного суда Красноярского края от 21 декабря 2022г. и решением судьи Красноярского краевого суда от 22 марта 2023г, администрация Идринского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель администрации Безъязыков Г.В. настаивает на отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ) установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020г. N 1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра или иным противопожарным барьером.
Как следует из материалов дела, по результатам расследования лесного пожара, произошедшего 27 апреля 2022г. на территории лесного фонда выдела 13 квартала N 3 Идринского сельского участкового лесничества, совхоз "Салбинский" Красноярского края, установлено, что причиной пожара послужило возгорание на территории прилегающих к лесной полосе земель.
По результатам административного расследования, возбужденного по настоящему делу, должностное лицо КГКУ "Лесная охрана" пришло к выводу о том, что администрацией Идринского района Красноярского края не соблюдаются требования п. 10 Правил, а именно, земли, прилегающие к территории выдела N 13 квартала N 3 Идринского сельского участкового лесничества Красноярского края, не имеют заградительной минерализованной полосы, шириной не менее 1, 4м, или иного противопожарного барьера, а также не подвергаются очистке от сухой травянистой растительности на полосе не менее 10м от леса.
К выводу о виновности администрации должностное лицо пришло на том основании, что спорные территории находятся в ведении муниципального образования и обязывают муниципальный район к выполнению противопожарных мероприятий.
В порядке ст. 29.13 КоАП РФ исполняющим обязанности заместителя руководителя КГКУ "Лесная охрана" по указанным обстоятельствам вынесено представление N 525/5-пред-2022 от 3 июня 2022г, согласно которому администрации следует не допускать нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, усилить контроль за соблюдением лесного законодательства, об исполнении представления сообщить должностному лицу в течение месяца сод дня получения представления. Представление получено администрацией в день его вынесения.
С выводом должностного лица административного органа и вынесенним им представлением согласились судебные инстанции.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Деяние администрации Идринского района Красноярского края квалифицировано по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и противопожарного законодательства, представление вынесено согласно выявленным нарушениям.
Судебными инстанциями при рассмотрении дела в порядке ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, соответственно, всем доводам жалобы заявителя дана надлежащая правовая оценка, с которой нет оснований не согласиться.
Доводы жалобы заявителя о незаконности вынесенного представления, о том, что земли лесного фонда не находятся во владении муниципального органа, несостоятельны, на законность постановления и судебных решений не влияют, поскольку администрации вменено в вину несоблюдение противопожарных мер на землях, прилегающих к лесному фонду в границах муниципального района. Согласно п. 7.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Доводы жалобы о том, что администрация не имеет финансового обеспечения, неоднократно обращалась за финансовой помощью в органы государственной власти субъекта, так и не получив помощь, потому в силу ч.4 ст. 24.5КоАП РФ не может нести ответственность за неисполнение муниципальным образованием возложенных на последнее законом обязанностей по разрешению вопросов местного значения, несостоятельны, поскольку обеспечение исполнения вопросов местного значения, в том числе финансовое, возложено на исполнительные органы муниципального образования (п. 1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ).
Согласно ч.1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 31 Устава Идринского района Красноярского края, утвержденного решением Идринского районного Совета депутатов Красноярского края от 25января 1997г, администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
Исходя из смысла и содержания Устава Идринского района Красноярского края, в частности, положений ст. 7, 8, 33-34, к компетенции администрации отнесены вопросы местного значения муниципального района, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, осуществление муниципального лесного контроля (п.9, 35 ч.1 ст. 8 Устава). Также администрация осуществляет от имени района в соответствии с решениями Совета депутатов правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью района; в соответствии с порядком (положением), утвержденным районным Советом депутатов управляет и распоряжается имуществом, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Идринского района (п.п. 2, 14 ч.1 ст. 36 Устава).
Муниципальные служащие, осуществляя муниципальный контроль, должны принимать меры по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 4 ч.4 ст. 33.2 Устава).
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать постановление должностного лица, вынесенное им представление и судебные акты незаконными, подлежащими отмене.
Порядок и срок привлечения администрации к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление исполняющего обязанности заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения (далее - КГКУ) "Лесная охрана" от 3 июня 2022г, решение судьи Идринского районного суда Красноярского края от 21 декабря 2022г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 22 марта 2023г. оставить без изменений, жалобу Главы Идринского района Красноярского края Г.В. Безъязыкова - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.