Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Новосибирской области Коростылева С.Г. на вступившее в законную силу постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 20 октября 2022г., вынесенное в отношении Щербатова Александра Федоровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 20 октября 2022г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении руководителя Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Щербатова А.Ф, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте первый заместитель прокурора Новосибирской области Коростылев С.Г. просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Щербатов А.Ф. уведомлен в соответствии с требованиями ч.2 ст.30.15 КоАП РФ о подаче протеста, представил возражения.
Изучив материалы дела, доводы протеста и возражения, прихожу к следующему выводу.
Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Постановлением и.о. прокурора Новосибирской области от 27 июля 2022 г. в отношении руководителя Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Щербатова А.Ф. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, согласно которому, прокуратурой области в июне 2022 г. проверено исполнение должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области и его территориальными подразделениями ограничений в сфере контрольной (надзорной) деятельности. Выявлены многочисленные факты проведения должностными лицами органа контроля в отношении хозяйствующих субъектов внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (N (ИП ФИО8), N (ИП ФИО9), N (ИП ФИО10), N (ИП ФИО11), N (ИП ФИО12), N (ИП ФИО13), 54 N (ИП ФИО14), N (ИП Воликова n.A.), N (ИП ФИО15), N ФИО16), N (ИП ФИО17), N (ИП ФИО18), N (ИП ФИО19), N (ИП ФИО20), N (ИП ФИО21), N (ИП ФИО22), N (ИП ФИО23), N (ИП ФИО24), N (ИП ФИО25), N (ИП ФИО26), N (ИП ФИО27), N (ИП ФИО28), N (ИП ФИО29), N (ИП ФИО30), N ИП ФИО31), N (ИЛ ФИО32), N (ИП ФИО33), N (ИП ФИО34), N (ИП ФИО35), N (ИП Скутина T.B.), N (ИП ФИО36), N (ИП ФИО37), 54 N (ИП ФИО38), N (ИП ФИО39), при отсутствии оснований.
По результатам проверки 10 июня 2022 г. руководителю управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Щербатову А.Ф. вынесено представление об устранении нарушений законодательства о государственном контроле (исх. 7-57-22), в котором заявлено требование отменить результаты вышеперечисленных контрольных мероприятий.
Вопреки требованию прокурора, рассмотрев акт прокурорского реагирования, 15 июля 2022 г. письмом N руководитель управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Щербатов А.Ф. сообщил в прокуратуру области об отсутствии оснований для отмены результатов перечисленных в представлении контрольных (надзорных) мероприятий.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ в действиях должностного лица, поскольку оснований для внесения представления, в части отмены результатов проведенных контрольных мероприятий, не имелось, они проведены на основании поручения Президента Российской Федерации, что соответствует положениям, предусмотренным п.3 ч.1 ст. 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в отношении поставщиков пищевых продуктов в образовательные учреждения, то есть в отношении субъектов, на которые распространяются действие приказа от 16 октября 2020г. N723 "О проведении внеплановых проверок образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов".
Вместе с тем с принятым постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ) основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.
Во исполнении поручения Президента Российской Федерации от 14.10.2020 N Пр-1665, издан приказ Роспотребнадзора от 16 октября 2020г. N723 "О проведении внеплановых проверок образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов".
Вместе с тем, согласно ч.1 ст.91 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора. В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.
Грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является: отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий (п.1 ч.2 ст.91 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ).
Согласно представлению от 10 июня 2022г. N7-57-22 выданному руководителю Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области, требование об отмене результатов перечисленных в представлении контрольных (надзорных) мероприятий заявлено в связи с выявлением фактов несоблюдения административным органом требований ч.1, п.1 ч.2 ст.91 Федерального закона от 31.07.2020 N248-ФЗ, в части отсутствия оснований для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, расширения предмета проверки и круга проверяемых лиц, истребовании документов не относящихся к предмету этих проверок, необоснованное включение в решении о проведении проверок, в качестве предмета, иных санитарных норм и правил, которые не охватывались поручением Президента Российской Федерации от 14.10.2020 N Пр-1665.
Придя к выводу о наличии законных оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, необоснованности предписания прокурора, суд мотивировал тем, что указанные мероприятия осуществлены в отношении поставщиков пищевых продуктов в образовательные учреждения, то есть в отношении лиц, предусмотренных поручением Президента Российской Федерации, приказом от 16 октября 2020г. N723. Однако, в нарушение ст.24.1, ст.26.1 КоАП РФ, изложенным в предписании данным о расширении предмета проверки и круга проверяемых лиц, истребовании документов не относящихся к предмету этих проверок, необоснованном включении в решении о проведении мероприятий в качестве предмета иных санитарных норм и правил, которые не охватывались поручением Президента Российской Федерации от 14.10.2020 N Пр-1665, то есть нарушение требований Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, в части соблюдения пределов проверки (оснований), фактически не проверил, правовой оценки им не дал.
С учетом изложенного, выводы суда о незаконности представления прокурора, отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, являются преждевременными. Основания для прекращения производства по делу по приведенным в постановлении мотивам отсутствовали.
Допущенные судом нарушения норм процессуального права являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела и привели к неправильному его разрешению.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Поскольку на момент рассмотрения протеста срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, в отношении должностных лиц, не истек, настоящее дело, в соответствии с требованиями п.3 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ, подлежит возвращению на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Новосибирска.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
протест первого заместителя прокурора Новосибирской области Коростылева С.Г. удовлетворить.
Постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 20 октября 2022г, вынесенное в отношении Щербатова Александра Федоровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, отменить.
Настоящее дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Новосибирска.
Судья Д.А. Безденежных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.