Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Конаревой И.А, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу администрации города Иркутска, поданную через суд первой инстанции 27 апреля 2023 г, на решение Иркутского областного суда от 6 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 марта 2023 г.
по административному делу N 3а-375/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости "Иркутский завод тяжелого машиностроения" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения Загородниковой А.Г, представляющей интересы Общества с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости "Иркутский завод тяжелого машиностроения", Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Центр недвижимости "Иркутский завод тяжелого машиностроения" (далее - ООО "Центр недвижимости "Иркутский завод тяжелого машиностроения") обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что кадастровая стоимость данного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Решением Иркутского областного суда от 6 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 марта 2023 г, административное исковое заявление удовлетворено; установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 4 334 320 рублей, определенной по состоянию на 1 января 2020 г.; датой обращения ООО "Центр недвижимости "Иркутский завод тяжелого машиностроения" с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости постановлено считать 30 декабря 2021 г.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Полагает, что судами допущены нарушения в применении и толковании норм материального права, неправильно установлены обстоятельства дела. Выражает несогласие с выводами судов о том, что рыночная стоимость объекта исследования определена с учетом его индивидуальных характеристик, соответствует диапазону рыночных цен сегмента рынка оцениваемого объекта, установленных в проведенном экспертом исследовании. Судами не дана оценка доводам о том, что кадастровая стоимость объекта экспертизы определена на основе сегментации объектов недвижимости 7 "Транспорт" с кодом расчета N, без учета того, что окружение объекта оценки представлено торгово-административными зданиями, медицинским учреждением, хозяйственными корпусами, авторазборкой, кафе производственными, складскими и административными зданиями, а также незастроенными земельными участками, что значительно влияет на рыночную стоимость недвижимости. Кроме того, не исследована представленная актуальная и достоверная информация об объектах-аналогах исходя из фактического использования земельных участков. Судами не применены положения налогового законодательства.
Относительно доводов кассационной жалобы ООО "Центр недвижимости "Иркутский завод тяжелого машиностроения" принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N
Постановлением Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. N 969-пп кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена в размере 28 447 198, 56 рублей по состоянию на 1 января 2020 г.
Административный истец в подтверждение заявленных требований представил подготовленный "данные изъяты" отчет об оценке от 24 декабря 2021 г. N, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка определена в размере 4 418 000 рублей.
Определением Иркутского областного суда от 18 мая 2022 г. по делу назначена судебная оценочная экспертиза.
Из заключения судебной экспертизы от 27 октября 2022 г. N, выполненной экспертом федерального бюджетного учреждения Иркутская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации ФИО6 следует, что отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2020 г. составляет 4 334 320 рублей.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ, пунктов 2, 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 1.1. статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Иркутской области от 1 февраля 2021 г. N 46-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 27 декабря 2021 г. N 1056-пп), Постановления Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. N 969-пп, пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы в размере 4 334 320 руб. по состоянию на 1 января 2020 г. Оценивая выводы эксперта изложенные в заключении N от 27 октября 2022 г, суд первой инстанции исходил из того, что заключение является допустимым доказательством, выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения для разрешения поставленных перед экспертом вопросов, подтверждает рыночную стоимость объекта оценки на надлежащую дату.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что определение рыночной стоимости является мотивированным и корректным. Экспертное заключение содержит описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки, подходы и проведенные расчеты, иные сведения, имеющие существенное значение для определения рыночной стоимости объекта оценки. Экспертом проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение мотивировано, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности. Выводы эксперта содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Экспертом в заключении даны ответы на все поставленные судом вопросы, заключение обосновано и объективно, отражает ход и результаты проведенных экспертом исследований. При таких данных экспертное заключение соответствует требованиям действующего законодательства, оно правомерно признано достоверным, допустимым, относимым и надлежащим доказательством, а, следовательно, правильно положено в обоснование вывода о рыночной стоимости земельного участка.
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с выводами судов. В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы. В силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора и представленных доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Довод заявителя о недостоверности выводов эксперта, изложенных в экспертном заключении, повлекших неправильные выводы в части определения величины рыночной стоимости объекта недвижимости ввиду неверного подбора объектов-аналогов подлежит отклонению, поскольку переоценка доказательств представленных в материалы дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, существенные нарушения норм материального либо процессуального права при назначении экспертизы, ее проведении, а также оценке судами экспертного заключения, как доказательства, не допущено.
Вопреки доводам подателя кассационной жалобы применительно к возникшим правоотношениям нормы материального права судами применены правильно.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Иркутского областного суда от 6 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 июня 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.