Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А.
судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N75RS0002-01-2022-004691-49 (2-2153/2022) по иску Леонова Юрия Дмитриевича к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Забайкальского края" о возложении обязанности выдать воинские перевозочные документы, по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Забайкальского края" на решение Ингодинского районного суда г. Читы от 10 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Леонов Ю.Д. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Забайкальского края" (далее- Военный комиссариат Забайкальского края) о возложении обязанности выдать воинские перевозочные документы.
В обоснование требований указал, что приказом временно исполняющего обязанности начальника ГУ МЧС России по Читинской области от 28 июля 2005 г. N исключен из списка личного состава и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Ингодинского района г. Читы.
В настоящее время решилпереехать на постоянное место жительство в другой регион. При обращении в военный комиссариат с заявлением о выдаче ему воинских перевозочных документов для следования к избранному месту жительства, получил письменный отказ, в котором указано, что не представлены документы формы Ф1 и Ф2, с записью о том, что указанные документы не выдавались, хотя в личном деле имеется выписка из приказа по личному составу от 28 июля 2005 г. N, из которой видно, что воинские перевозочные документы установленной формы Ф1 и Ф2 после увольнения с военной службы ему не выдавались.
Просил суд признать незаконным отказ ФКУ "Военный комиссариат Забайкальского края" от 16 августа 2022 г. N в выдаче ему перевозочных документов, возложить на ФКУ "Военный комиссариат Забайкальского края" обязанность выдать ему воинские перевозочные документы на проезд и перевоз багажа к избранному месту жительства.
Решением Ингодинского районного суда г. Читы от 10 октября 2022 г. исковые требования Леонова Ю.Д. удовлетворены. Суд признал ответ ФКУ "Военный комиссариат Забайкальского края" от 16 августа 2022 г. N незаконным, возложил на ФКУ "Военный комиссариат Забайкальского края" обязанность выдать Леонову Ю.Д. воинские перевозочные документы (Ф-1 и Ф-2) на проезд и перевозку личного имущества и багажа к избранному месту жительства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 января 2023 г. решение Ингодинского районного суда г. Читы от 10 октября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представителем ФКУ "Военный комиссариат Забайкальского края" ставится вопрос об отмене решения Ингодинского районного суда г. Читы от 10 октября 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 января 2023 г, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В обосновании кассационной жалобы указано, что реализацию социальных гарантий по проезду и перевозке личного имуществу граждан, уволенных с военной службы, обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых они проходили военную службу, соответственно справки, которые предоставил Леонов Ю.Д. в военный комиссариат г. Читы, выданы по увольнению Леонова Ю.Д. ГУ МЧС России, данное учреждение не относится к ведомству Министерства обороны Российской Федерации. Осуществление воинского учета указанных граждан в военных комиссариатах не влечет за собой автоматическое возложение на Минобороны России функции по реализации, установленных для них социальных гарантий. Полагает, что истец имеет право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества к новому постоянному месту жительства, которым не воспользовался ранее, но это право должно быть реализовано ГУ МЧС по Забайкальскому краю.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились извещены надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалобы.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы представителя ответчика.
Как следует из материалов дела, Леонов Ю.Д. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за пенсионером и его семьей сохраняются медицинские права и льготы от Министерства обороны.
При увольнении с военной службы воинские перевозочные документы Леоновым Ю.Д. и членами его семьи для переезда к новому месту жительства (по форме N 1) и для провоза домашних вещей (по форме N 2) не использовались, что подтверждается выпиской из приказа Главного управления МЧС России по Читинской области от 28 июля 2005 г. N и требованием на перевозку воинских пассажиров N от 1 августа 2005 года и требованием - накладной на воинские перевозки эшелонов и грузов N от 1 августа 2005 г.
В связи с решением переехать на новое место жительство, 12 августа 2022 г. Леонов Ю.Д. обратился в Военный комиссариат г. Читы с заявлением о выдаче воинских перевозочных документов форма N 1, форма N 2 для проезда к вновь избранному месту жительства.
Истец обращался в Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю с заявлением о выдаче воинских перевозочных документов, на которое им был получен ответ от 7 сентября 2022 г. Из ответа следует, что в выдаче воинских перевозочных документов ему отказано, что на момент увольнения истца из системы МЧС действовал приказ МЧС РФ от 6 мая 2003 г. N 236 "Об утверждении Положения о порядке оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе МЧС России", который утратил силу в связи с изданием приказа МЧС от 26 марта 2013 г. N 200 "Об утверждении Порядка возмещения (оплаты) расходов, связанных с проездом и перевозкой личного имущества, военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудникам ФПС ГПС и членам их семей... ", которым вместо выдачи воинских перевозочных документов предусмотрено возмещение стоимости проезда и перевозки личного имущества к новому месту жительства по фактическим расходам на основании документов, подтверждающих фактические расходы.
Также Леонову Ю.Д. разъяснено, что возмещение расходов военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и членов их семей на проезд и перевозку личного имущества к новому месту жительства после увольнения с военной службы предусмотрено после осуществления переезда и перевозки личного имущества и в том случае, если переезд военнослужащего и членов его семьи, а также перевозка личного имущества к новому месту жительства непосредственно связаны с его увольнением из МЧС России. Ему рекомендовано обратиться в военный комиссариат Забайкальского края, в котором он состоит на учете.
Как следует, из ответа Военного комиссариата г. Читы Забайкальского края от 16 августа 2022 г. Леонову Ю.Д. отказано в удовлетворении заявления на основании того, что социальные гарантии по проезду и перевозке личного имущества граждан, уволенных с военной службы, обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых они проходили военную службу.
Леонов Ю.Д. полагая, что указанные действия ответчика нарушают его права, обратился с иском в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования исходил из того, что истец имеет право на бесплатный проезд и провоз личного имущества к избранному месту жительства, которое до настоящего времени им не реализовано, при этом руководствовался Порядком выдачи воинских проездных документов, урегулированным в Руководстве по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200 "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, кроме того, отметил, что истец Леонов Ю.Д. не просто состоит на воинском учете, как лицо, уволенное с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, но и является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами нормы материального права применены правильно
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ) социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.
Абзацем 2 п. 1 ст. 20 указанного Федерального закона установлено право военнослужащих на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в том числе на избранное место жительства при увольнении с военной службы.
В п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ закреплено также право уволенных в запас военнослужащих при переезде к новому месту жительства и увольнении с военной службы на перевоз на безвозмездной основе личного имущества. Такой перевоз осуществляется железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 9 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 определен порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества, в соответствии с пунктом 4 которого правом на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту, а также члены семей умерших (погибших) военнослужащих от прежнего места жительства на момент увольнения с военной службы или смерти (гибели) военнослужащего к избранному новому месту жительства пользуются один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи со смертью (гибелью).
При этом в п. 5 Постановления Министерству обороны Российской Федерации определено выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза.
Судами установлено, что на момент увольнения Леонова Ю.Д. с военной службы и исключения из списков личного состава действовал приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200 "Об утверждении руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации" (далее - Руководство), утративший силу в настоящее время.
Согласно п. 2 Руководства воинские перевозочные документы выдаются военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования.
Пунктом 3 Руководства установлено, что к воинским перевозочным документам относятся: требование формы 1 - для оформления пассажирских билетов на проезд одиночно следующих военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников) и воинских команд железнодорожным, воздушным и водным транспортом; требование-накладная формы 2 - на оформление перевозки воинских эшелонов, транспортов, грузов, караулов, железнодорожного подвижного состава, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации, направляемого в плановый ремонт и возвращающегося из ремонта, личного имущества военнослужащих и членов их семей.
Основанием для выдачи воинских перевозочных документов являются, в частности документы (неиспользованные воинские перевозочные документы, справки о неполучении воинских перевозочных документов, копии свидетельства о браке, об усыновлении (удочерении), справки о регистрации по месту жительства (пребывания), о возврате билетов в транспортные организации, подтверждения от начальников военных сообщений на видах транспорта о произведенном перерасчете, расчеты на доплаты и т.п.) (подп. "в" п. 11 Руководства).
Воинские перевозочные документы или денежные средства на проезд и перевозку личного имущества выдаются в военных комиссариатах - гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, членам семей и родителям погибших (умерших) военнослужащих (п. 35 Руководства).
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и офицеры, проходящие военную службу по призыву, увольняемые с военной службы, а также члены их семей имеют право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства, избранному военнослужащим при увольнении. Указанное право может быть использовано один раз, независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы (смерти) военнослужащего (п. 69 Руководства).
Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали места жительства, и в связи с этим зачисляются на учет в военных комиссариатах по месту увольнения с военной службы, воинские части выдают требования формы 1, в которых производится запись о том, что военнослужащему при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества не выдавались (п. 70 Руководства).
Таким образом, реализация права на бесплатный проезд и провоз личного имущества к избранному месту жительства сохраняется за уволенным военнослужащим и членами его семьи один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы с условием предоставления в военный комиссариат требования формы 1, подлежащего выдаче воинской частью с указанием, что при увольнении военнослужащий не использовал данное право.
Выписка из приказа Главного управления МЧС России по Читинской области от 28 июля 2005 г. N об исключении Леонова Ю.Д. из списков личного состава, содержит сведения о том, что последнему не выдавались воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества (ВПД формы N 2).
Установив, что на момент увольнения из МЧС истец своим правом на получение воинских перевозочных документов не воспользовался, что он состоит на соответствующем учете в военном комиссариате Забайкальского края, получает пенсию по линии Министерства Обороны РФ, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении иска.
Вышеприведенные доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая давалась судами, а также к иному толкованию норм материального права.
Вопреки доводам кассатора, материальный закон применен судами верно, судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ингодинского районного суда г. Читы от 10 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Забайкальского края" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.