Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1247/2022 (УИД 42RS0009-01-2022-002962-64) по иску Жвинене Галины Эдильбаевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании решения о назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части, включении периода работы в страховой стаж, признании незаконным решения об отказе в корректировке сведений индивидуального персонифицированного учета, обязании произвести корректировку индивидуального персонифицированного учета, по кассационной жалобе Жвинене Галины Эдильбаевны на решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Жвинене Галина Эдильбаевна (далее по тексту - Жвинене Г.Э, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее по тексту - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, ответчик) о признании решения о назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части, включении периода работы в страховой стаж, признании незаконным решения об отказе в корректировке сведений индивидуального персонифицированного учета, обязании произвести корректировку индивидуального персонифицированного учета.
Требования мотивированы тем, что решением УПФР в г. Новокузнецке (межрайонное) от 10 сентября 2018 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Данное решение УПФР в г. Новокузнецке (межрайонное) от 10 сентября 2018 г. N было обжаловано в Центральный районный суд г. Новокузнецка в части не включения периодов работы с 5 сентября 1985 г. по 31 декабря 1997 г. в должности медицинской сестры туберкулезной больницы в Учреждении АК 159/11 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, а также в части не включения периода учебы в Карагандинском медицинском училище с 1 сентября 1983 г. по 4 июня 1984 г. в страховой стаж для назначения пенсии. В остальной части решение УПФР в г. Новокузнецке (межрайонное) от 10 сентября 2018 г. N обжаловано не было.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 24 января 2019 г. исковые требования были удовлетворены частично, в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включен период работы с 5 сентября 1985 г. по 31 декабря 1997 г. в должности медицинской сестры туберкулезной больницы в Учреждении АК 159/11, в остальной части заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Вместе с тем, истицей не было обжаловано решение УПФР в г. Новокузнецке (межрайонное) от 10 сентября 2018 г. N в части не включения в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы после 1998 г. в Республике Казахстан.
Между тем, в период с 1 января 1998 г. по 13 августа 2017 г. она работала в должности медицинской сестры туберкулезного отделения туберкулезной больницы Учреждения АК 159/11, что подтверждается справкой, уточняющей характер и условиях труда от 12 июля 2017 г, выданной Учреждением АК 159/11, записями в трудовой книжке, выписками об обязательных пенсионных взносах АО "Единый накопительный пенсионный фонд Казахстана".
Более того, она повторно неоднократно обращалась в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о включении данных периодов работы в стаж в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу об отказе в корректировке сведений индивидуального персонифицированного учета и внесении дополнений и уточнений в индивидуальный лицевой счет N от 13 января 2022 г. ей было отказано во включении периодов работы после 2002 г.
С указанным решением УПФР в г. Новокузнецке (межрайонное) от 10 сентября 2018 г. N в части не включения периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу об отказе в корректировке сведений индивидуального персонифицированного учета и внесении дополнений и уточнений в индивидуальный лицевой счет от 13 января 2022 г. N, истец не согласна, поскольку по ее мнению представлены все доказательства, подтверждающие льготный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
С учетом изложенного просила признать незаконным решение УПФР в г. Новокузнецке (межрайонное) от 10 сентября 2018 г. N в части не включения в стаж, дающий право назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 1 января 1998 г. по 13 августа 2017 г. в должности медицинской сестры туберкулезного отделения туберкулезной больницы Учреждения АК 159/11 КУИС по Карагандинской области, также признать незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу об отказе в корректировке сведений индивидуального персонифицированного учета и внесении дополнений и уточнений в индивидуальный лицевой счет от 13 января 2022 г. N, обязать ответчика включить в стаж истца периоды работы, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 1998 г. по 13 августа 2017 г. в должности медицинской сестры туберкулезного отделения туберкулезной больницы Учреждения АК 159/11 КУИС по Карагандинской области, обязать ответчика произвести корректировку сведений индивидуального персонифицированного учета Жвинене Г.Э. с учетом периодов работы с 1 января 1998 г. по 13 августа 2017 г. в должности медицинской сестры туберкулезного отделения туберкулезной больницы Учреждения АК 159/11 КУИС по Карагандинской области.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка от 15 ноября 2022 г. заявленные исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным решение УПФР в г. Новокузнецке (межрайонное) от 10 сентября 2018 г. N в части не включения периодов работы с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. в должности медицинской сестры туберкулезного отделения туберкулезной больницы Учреждения АК 159/11 КУИС по Карагандинской области в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу возложена обязанность включить в специальный стаж Жвинене Г.Э, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в календарном исчислении период работы с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. в должности медицинской сестры туберкулезного отделения туберкулезной больницы Учреждения АК 159/11 КУИС по Карагандинской области, в остальной части заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 марта 2023 г. решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка от 15 ноября 2022 г. отменено в части разрешения требований относительно периода с 1 января 1998 г. по 13 августа 2017 г, в указанной части принято новое решение, которым признано незаконным решение УПФР в г. Новокузнецке (межрайонное) от 10 сентября 2018 г. N в части не включения периодов работы истца с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2012 г. в должности медицинской сестры туберкулезного отделения туберкулезной больницы Учреждения АК 159/11 КУИС по Карагандинской области в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области -Кузбассу возложена обязанность включить в специальный стаж Жвинене Г.Э. для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в календарном исчислении период работы с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2012 г. в должности медицинской сестры туберкулезного отделения туберкулезной больницы Учреждения АК 159/11 КУИС по Карагандинской области, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Жвинене Г.Э. просит отменить решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка от 15 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 марта 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 1, утвержденным приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР N 235 от 8 января 1992 г. "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517", действующих в спорный период, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом, в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, действующих в настоящее время, где указано, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 2 названного Порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258 н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в Фонд документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых пенсионный орган вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, при этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Жвинене Г.Э. 7 июня 2018 г. обратилась в УПФР в г. Новокузнецке (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Новокузнецке (межрайонное) от 10 сентября 2018 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано, в специальный стаж работы Жвинене Г.Э. по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" включены следующие периоды работы: 1 год 26 дней в должности санитарки в Карагандинской областной клинической больнице с 5 июня 1984 г. по 30 июня 1985 г, 6 лет 2 месяца 26 дней в должности медсестры УВД Карагандинского облисполкома с 5 сентября 1985 г. по 30 ноября 1991 г, 10 лет 1 месяц 1 день в должности медсестры УВД Карагандинского облисполкома, с 1 декабря 1991 г. по 31 декабря 2001 г, 9 месяцев 16 дней - список N 2, в должности младшей медицинской сестры, медицинской сестры в ГКУЗ "Новокузнецкий клинический противотуберкулезный диспансер" с 21 августа 1917 г. по 6 июня 2018 г.
При этом пенсионным органом не засчитаны в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды ее работы с 28 апреля 1986 г. по 31 декабря 2001 г. - работа в Учреждении АК-159/11 Департамента уголовно исполнительной системы по Карагандинской области, данное учреждение не предусмотрено в Списке N 2, а также периоды учебы с 1 сентября 1983 г. по 4 июня 1984 г. и с 1 июля 1985 г. по 1 июля 1985 г.
Ответчик признал у Жвинене Г.Э. специальный стаж по Списку N 2, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии 9 месяцев 16 дней, страховой стаж 18 лет 2 месяца 9 дней (с учетом периода ухода за детьми 19 лет 8 месяцев 9 дней), при требуемом страховом стаже 20 лет и 10 лет специального стажа.
Жвинене Г.Э. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации 1 сентября 2017 г.
Решение УПФР в г. Новокузнецке (межрайонное) от 10 сентября 2018 г. N Истцом было обжаловано в судебном порядке в части не включения в специальный страховой стаж периодов работы с 5 сентября 1985 г. по 31 декабря 1997 г. в должности медицинской сестры туберкулезной больницы в Учреждении АК-159/11, а также в части не включения периода учебы в Карагандинском медицинском училище с 1 сентября 1983 г. по 4 июня 1984 г. в страховой стаж для назначения пенсии.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 января 2019 г. исковые требования удовлетворены частично, в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", включен период работы с 5 сентября 1985 г. по 31 декабря 1997 г. в должности медицинской сестры туберкулезной больницы в Учреждении АК 159/11, в остальной части заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Решением УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 8 сентября 2021 г. N внесена корректировка сведений в ИПУ в части трудового (страхового) стажа Жвинене Г.Э, а именно дополнены в СЗВ-К периоды: Карагандинская областная клиническая больница с 5 июня 1984 г. по 30 июня 1985 г. в должности санитарки, Учреждение АК-159/11 УВД Карагандинского облисполкома с 5 сентября 1985 г. по 31 декабря 1997 г. в должности медицинской сестры туберкулезного отделения, с указанием особых условий труда N
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 13 января 2022 г. отказано корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в отношении периода с 1 января 2002 г. по 13 августа 2017 г.
Согласно справке от 3 марта 2022 г. Жвинене Г.Э. установлена пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 25 января 2019 г. бессрочно. Суммарный размер страховой пенсии, определенный к выплате, составляет 11543, 76 рубля.
Из справки от 12 июля 2017 г. Учреждения АК - 159/11 туберкулезной больницы, подтверждающей характер работы или условий труда следует, что Жвинене Г.Э. в период с 1985 по 2017 гг. работала 31 год 11 месяцев 8 дней полный рабочий день в Учреждении АК - 159/11 туберкулезной больницы во вредных и тяжелых условиях труда в качестве медицинской сестры туберкулезного отделения.
Из выписки индивидуального пенсионного счета (ИПС) в НПФ вкладчика за счет обязательных пенсионных взносов за период с 27 февраля 2002 г. по 26 марта 2014 г, выписки с ИПС по учету ОПВ за период с 26 марта 2014 г. по 1 января 2018 г. и выписки с ИПС по учету обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОПИВ) за период с 15 октября 2014 г. по 1 января 2018 г. на имя Жвинене Г.Э. следует, что за период с 25 июня 1998 г. по 1 января 2018 г. истцом выплачивались страховые взносы в АО "Единый накопительный пенсионный фонд" (ранее НПФ "ГНПФ" на территории респ. Казахстан.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что периоды работы Жвинене Г.Э. с 1 июня 1998 г. по 31 декабря 2001 г. в должности медицинской сестры туберкулезного отделения туберкулезной больницы Учреждения АК-159/11 КУИС по Карагандинской области Республики Казахстан подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2, в связи с чем признал незаконным решение УПФР в г. Новокузнецке (межрайонное) от 10 сентября 2018 г. N в части не включения периодов работы с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. в должности медицинской сестры туберкулезного отделения туберкулезной больницы Учреждения АК 159/11 КУИС по Карагандинской области в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для включения Жвинене Г.Э. в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периода работы с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. в должности медицинской сестры туберкулезного отделения туберкулезной больницы Учреждения АК-159/11 КУИС по Карагандинской области, а также с выводами об отказе в удовлетворении исковых требований Жвинене Г.Э. во включении в стаж на соответствующих видах работ периода с 1 января 2013 г. по 13 августа 2017 г, признании незаконным решения об отказе в корректировке сведений индивидуального персонифицированного учета, обязании произвести корректировку индивидуального персонифицированного учета, указав, что такие выводы суда первой инстанции соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признал не основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в страховой стаж на соответствующих видах работ периода работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2012 г, в связи с чем решение суда первой инстанции в этой части было отменено.
Поскольку решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 марта 2023 г. обжалуются в части отказа в удовлетворении требований, в связи с чем в соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в остальной части решение суда и апелляционное определение предметом проверки суда кассационной инстанции не являются.
Из материалов дела следует, что с 1 января 1998 г. по 13 августа 2017 г. трудовая деятельность Жвинене Г.Э. осуществлялась в Республике Казахстан.
Согласно информации, предоставленной АО "Единый накопительный пенсионный фонд" Казахстана, в период с 27 февраля 2002 г. по 1 января 2018 г. за Жвинене Г.Э производилась уплата страховых взносов.
Вместе с тем, Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" с 1 января 2013 г. в Федеральной закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" введена статья 33.2, которая предусматривает дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР для работодателей - страхователей, чьи работники - застрахованные лица заняты на соответствующих видах работ, то есть имеют право на досрочную трудовую пенсию по старости.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г, периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что обязательные профессиональные пенсионные взносы в Республике Казахстан носят компенсационный характер, имеют иную правовую природу, отличную от правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в Российской Федерации, целью которых является обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий по старости.
Вопреки доводов кассационной жалобы о необходимости включения в специальный страховой стаж всего заявленного истцом периода работы отсутствие доказательств уплаты дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части пенсии за период с 1 января 2013 г. указывает на отсутствие правовых оснований для включения в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода работы истца с 1 января 2013 г. по 13 августа 2017 г. в должности медицинской сестры туберкулезного отделения туберкулезной больницы Учреждения АК-159/11 КУИС по Карагандинской области.
В Определении от 28 февраля 2017 г. N 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений, установленных частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", указав, что правило о том, что периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.
Таким образом, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с 1 января 2013 г. применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части пенсии, установленные частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" до 1 января 2017 г. и частями 1 и 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации после 1 января 2017 г.
Поскольку Жвинене Г.Э. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации 1 сентября 2017 г, тогда как в ее специальный страховой стаж включен период работы по 31 декабря 2012 г, то суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для корректировки сведений индивидуального персонифицированного учета.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения дела, однако им судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судом первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15 ноября 2022 г. в части, оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 марта 2023 г, а также апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Жвинене Галины Эдильбаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.