Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей: Благодатских Г.В, Долматовой Н.И, рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи гражданское дело N 04RS0020-01-2020-000930-93 по иску Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к акционерному обществу "Регионстрой" о признании незаконной деятельности по добыче полезных ископаемых и запрете осуществлять хозяйственную деятельность по добыче полезных ископаемых
по кассационной жалобе ответчика акционерного общества Регионстрой" на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 9 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 30 января 2023 г, по кассационным жалобам третьего лица администрации муниципального образования городского поселения "поселок Кичера", третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, лица, не привлеченного к участию в деле - Иванова В.И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 30 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л,
УСТАНОВИЛА:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу "Регионстрой" (далее - АО "Регионстрой") о признании незаконной деятельности по добыче полезных ископаемых и запрете осуществлять хозяйственную деятельность по добыче полезных ископаемых.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлен факт осуществления незаконной деятельности по добыче полезных ископаемых АО "Регионстрой" в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Ответчик осуществляет добычу песка на участке недр "данные изъяты" "адрес" на основании лицензии.
Лицензия выдана сроком пользования до 30 апреля 2029 г, целевое назначение и вид работ - совмещенное пользование (геологическое изучение, разведка и добыча песка) на участке недр "данные изъяты".
Считает, что деятельность АО "Регионстрой" по добыче полезных ископаемых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, является незаконной, экологически опасной и подлежит запрету.
Федеральным законом предусмотрен запрет на разработку полезных ископаемых в границах центральной экологической зоне Байкальской природной территории, ранее не затронутых разработками.
Участок недр "данные изъяты" расположен в "адрес" в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Данный участок недр включен в Перечень участков недр местного значения по Республике Бурятия распоряжением Правительства Республики Бурятия от 6 марта 2014 г. N 111-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Бурятия от 20 февраля 2013 г. N 73-р".
Согласно п. 167 Перечня, участок недр "данные изъяты" является месторождением песка, оценка запасов полезных ископаемых не проводилась.
Вместе с тем, на момент включения участка недр "данные изъяты" в Перечень участков недр местного значения по Республике Бурятия, отсутствовали достоверные и достаточные сведения о том, что ранее данный карьер был затронут эксплуатационными работами.
Установлено, что в период строительства Байкало-Амурской Магистрали (далее БАМ) и до 1993 года в местности, на которой впоследствии образован участок недр "данные изъяты", велись сельскохозяйственные работы совхозом "Эстония" и сельскохозяйственным кооперативом "Ойхал".
Учитывая, что карьер "данные изъяты" расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, где федеральным законодательством об охране озера Байкал прямо запрещены разведка и разработка новых месторождений, ранее не затронутых эксплуатационными работами, добыча общераспространенных полезных ископаемых АО "Регионстрой", является незаконной.
Кроме того, проверкой установлено, что АО "Регионстрой" осуществляет недропользование с грубым нарушением законодательства о недрах, а именно с декабря 2019 г. осуществляет добычу песка в отсутствие технического проекта на разработку месторождения "данные изъяты".
Хозяйственная деятельность АО "Регионстрой" по добыче полезных ископаемых на участке недр - карьере "данные изъяты" "адрес", и расположенном в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории нарушает требования законодательства об охране окружающей среды и озера Байкал, носит неустранимый характер и является экологически опасной, поскольку создает риск уничтожения лесов, выполняющих водоохранные функции, и расположенных в ЦЭЗ БПТ, угрозу причинения невосполнимого вреда уникальной экосистеме озера Байкал, включенного в Список всемирного наследия, что указывает на необходимость запрета вышеуказанной деятельности.
Прокурор просил признать незаконной деятельность ответчика по добыче полезных ископаемых, запретить осуществлять хозяйственную деятельность по добыче полезных ископаемых на участке недр - карьере "данные изъяты" в "адрес", расположенном в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 9 июня 2021 г. исковые требования Северобайкальского межрайонного, природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворены.
Признана незаконной деятельность акционерного общества "Регионстрой" по добыче полезных ископаемых на участке недр - карьере "данные изъяты" в "адрес", в приведенных географических координатах, расположенном в "адрес", в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, определенных распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N1641-р.
АО "Регионстрой" запрещено осуществлять хозяйственную деятельность по добыче полезных ископаемых на участке недр - карьере "данные изъяты", в приведенных географических координатах угловых точек, расположенном в "адрес", в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, определенных распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N1641-р.
С АО "Регионстрой" взыскана госпошлина в доход МО "город Северобайкальск" в размере 6000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 30 января 2023 г. решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 9 июня 2021 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба - АО "Регионстрой" без удовлетворения. Апелляционные жалобы администрации МО "Северобайкальский район", МКУ "Комитет по управлению городским хозяйством" Администрации МО "город Северобайкальск" оставлены без рассмотрения.
В кассационной жалобе АО "Регионстрой" ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В кассационных жалобах администрация муниципального образования городского поселения "поселок Кичера", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, лицо, не привлеченное к участию в деле Иванов В.И. ставят вопрос об отмене апелляционного определения как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Северобайкальским межрайонным природоохранным прокурором представлены возражения на кассационные жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель АО "Регионстрой" - Путинцев Р.А, представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия - Костина Л.И, представитель Иванова В.И. - Савченков А.А. поддержали доводы кассационных жалоб.
Прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакова О.Г, представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории - Цыренжапова И.Ж. просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационных жалоб ответчика и третьих лиц в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
В силу п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как разъяснено в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера и природных ландшафтов его водоохраной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы на принципах устойчивого развития; обязательность государственной экспертизы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30 ноября 2018 г. Министерством природных ресурсов Республики Бурятия издан приказ N 432-ПР, которым утвержден план проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Республики Бурятия на 2019 год.
Протоколом рассмотрения заявления на участие в аукционе от 3 апреля 2019 г. N на пользование недрами местного значения на территории Республики Бурятия Министерством природных ресурсов Республики Бурятия АО "Регионстрой" признан победителем.
По результатам проведения аукциона на предоставление права пользования недрами местного значения на территории Республики Бурятия Министерством природных ресурсов Республики Бурятия 8 апреля 2019 г. издан приказ о предоставлении права пользования N-ПР, пунктом 1.1 которого АО "Регионстрой" предоставлено право пользования, в том числе участком недр "данные изъяты", расположенным в "адрес", с целью совмещенного пользования.
На основании лицензии "данные изъяты" от 30 апреля 2019 г. АО "Регионстрой" осуществлял добычу песка на участке недр "данные изъяты" "адрес" сроком пользования до 30 апреля 2029 г, целевое назначение и вид работ - совмещенное пользование (геологическое изучение, разведка и добыча песка) на участке недр "Песчаный".
Участок недр "данные изъяты" расположен в "адрес" в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, определенных распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 1641-р.
На основании договора аренды земельного участка, находящегося муниципальной собственности, от 30 сентября 2019 г, сроком действия до 30 сентября 2029 г. земельный участок с кадастровым N, передан АО "Регионстрой". Место расположение данного земельного "адрес" Категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под разработку и добычу общераспространенных полезных ископаемых.
На основании договора аренды земельного участка, находящегося муниципальной собственности, от 30 сентября 2019 г, сроком действия до 30 сентября 2029 г. земельный участок с кадастровым N, передан АО "Регионстрой". Место расположение данного земельного "адрес" Категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под разработку и добычу общераспространенных полезных ископаемых.
Ранее распоряжением Правительства Республики Бурятия от 6 марта 2014 г. N 111-р, утратившим силу с 24 марта 2014 г, внесены изменения в Перечень участков недр местного значения по Республике Бурятия, утвержденный распоряжением Правительства Республики Бурятия от 20 февраля 2013 г. N 73-р.
В частности, внесен пункт 167 в Группу полезных ископаемых: "общераспространенные полезные ископаемые", где вид полезного ископаемого - песок; наименование участка недр (месторождение, перспективная площадь, горизонт и т.д.), местоположение (район) - участок недр "данные изъяты", "адрес"; общая площадь (S) - 0, 693 кв.м.; указаны географические координаты крайних точек участка недр.
Включение в Группу полезных ископаемых участка недр "данные изъяты" было инициировано ИП Фомич А.В, который владел и пользовался земельным участком с кадастровым N на основании договора аренды земельного участка, заключенными между администрацией МО "Северо-Байкальский район", соответственно, осуществлял добычу полезных ископаемых на участке недр "Песчаный".
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что участок недр "данные изъяты" располагается в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ), утвержденных распоряжением Правительства РФ N 1641-р от 27 ноября 2006 г. и, поскольку достоверных сведений о том, что ранее участок недр разрабатывался не имеется, то на деятельность ответчика распространяется действие Постановления Правительства РФ от 30 августа 2001 г. N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории", согласно которому в ЦЭЗ БПТ запрещается разведка и разработка новых месторождений, ранее не затронутых эксплуатационными работами.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об охране озера Байкал" установлено, что Байкальская природная территория - это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния. В центральную экологическую зону входит территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2 статьи 2 данного Федерального закона).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в которую включена территория озера Байкал, Байкало-Ленский государственный природный заповедник. Байкальский государственный природный биосферный заповедник, Баргузинский государственный природный биосферный заповедник, Прибайкальский национальный парк, Тункинский национальный парк, Забайкальский национальный парк, государственный природный заказник федерального значения "Фролихинский", ряд особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также территория водоохранной зоны озера Байкал, установленная постановлением Совета Министров СССР от 21 января 1969 г. N 52 "О мерах но сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна озера Байкал" и постановлением Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 13 апреля 1987 г. N 434 "О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987 - 1995 годах".
Согласно сообщению Управления Росреестра по Республике Бурятия от 14 июля 2020 г, представленному по запросу суда, при сопоставлении географических координат участка, точек и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, выявлено, что участок недр "Песчаный" расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 1641-р", приложена схема.
Таким образом, суды правильно исходили из того, что спорный земельный участок расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Доводы кассационной жалобы АО "Регионстрой" о том, что месторождение, которое разрабатывает ответчик эксплуатировалось до 2001 г, в связи с чем установленный запрет разведки и разработки месторождений полезных ископаемых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на данное месторождение не распространяется, отклоняются судом кассационной инстанции.
Статьей 1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" установлено, что законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Применение Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" на Байкальской природной территории должно осуществляться с учётом требований, запретов и ограничений, установленных законодательством об охране озера Байкал.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал. На Байкальской природной территории выделяются экологические зоны, в том числе, центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (статья 2 Федерального закона "Об охране озера Байкал").
Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Федерального закона "Об охране озера Байкал").
Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. N 643 утвержден Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Данное постановление действовало с 14 сентября 2001 г. и до 1 января 2021 г.
Перечень предусматривал запрет на разведку и разработку новых месторождений, ранее не затронутых эксплуатационными работами.
Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 435, утверждены изменения, которые вносятся в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, согласно которым в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории также был установлен запрет на добычу полезных ископаемых на акватории озера Байкал и в его водоохранной зоне. Данное постановление утратило силу с 1 января 2021 г.
С 1 января 2021 г. утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2399 Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, из пункта 6 которого следует, что запрещена разведка и разработка новых месторождений полезных ископаемых, ранее не затронутых эксплуатационными работами, за исключением разведки и разработки новых месторождений полезных ископаемых для целей питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения, добычи минеральных и термальных вод.
С момента принятия Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" было провозглашено создание государственного фонда недр, а также создание единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации, а также постановку в Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых на основе геологической информации (статьи 2, 32 в первоначальной редакции).
Государственный баланс запасов полезных ископаемых представляет собой учетный документ, составление и ведение которого осуществляется органами государственной власти в качестве одной из функций государственного управления фондом недр, и не может быть отнесен к геологической информации о недрах (ст. 31 Закона РФ "О недрах")
Оператором информационной системы геологической информации о недрах, осуществляющим управление государственным фондом недр является Федеральное агентство по недропользованию (Постановление Правительства РФ от 30 января 2016 г. N 48 "О федеральной государственной информационной системе "Единый фонд геологической информации о недрах", Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 171 "Вопросы Федерального агентства по недропользованию").
ФГБУ "Российский федеральный геологический фонд" (ранее ФГУНПП) осуществляет депозитарное хранение документов архивного фонда Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2006 г. N 808).
Государственный и территориальные балансы запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Российским федеральным фондом геологической информации (Росгеолфондом) и территориальными фондами геологической информации (ТГФ) МПР России в субъектах Российской Федерации, осуществляющими формирование, хранение и организацию использования федерального и территориальных фондов геологической информации в установленном порядке (приказ Минприроды России от 5 мая 2012 г. N 122).
ФГБУ "Росгеолфонд" предоставил информацию об отсутствии сведений о месторождении песчано-гравийных пород, расположенных в границах участка недр "данные изъяты". В каталоге геологической изученности на данной территории учтены только геологосъемочные работы. Сведения о проведении разведочных и добычных работ на участке отсутствуют. Также отсутствуют сведения о наличии аннулированных лицензий.
Как усматривается из материалов дела в местности, на которой впоследствии образован участок недр "данные изъяты", велись сельскохозяйственные работы совхозом "Эстония" и сельскохозяйственным кооперативом "Ойхал".
Впервые данные об участке недр "данные изъяты" внесены в Перечень участков недр местного значения по Республике Бурятия распоряжением Правительства Республики Бурятия от 6 марта 2014 г. N 111-р. В соответствии с внесенными указанным распоряжением сведениями ранее экспертиза запасов не проводилась, протокола оценки прогнозных ресурсов не имеется. Указанное свидетельствует об отсутствии данных геологической разведки, вскрытии и добычи в предшествующие периоды.
Как отмечено в приложении к лицензии "данные изъяты" от 30 апреля 2019 г, данные о предыдущих пользователях на участке недр "данные изъяты", расположенного на территории "адрес", в Министерстве природных ресурсов Бурятии отсутствуют. Также предусмотрено, что срок ввода в разработку месторождения полезных ископаемых не позднее 38 месяцев с даты регистрации лицензии.
Как следует из ст. ст. 10.1, 18, 32 Закона РФ "О недрах", добыче полезных ископаемых в обязательном порядке предшествует геологическое изучение и разведка общераспространенных полезных ископаемых.
Однако каких-либо документов, подтверждающих проведение геологического изучения и разведки участка недр "данные изъяты" до 2001 года в материалы дела не представлено, напротив, ответчиком суду предоставлен отчёт о результатах геологоразведочных работ на участке недр "данные изъяты" подготовленный ООО Бурятское НПП "Недра-Сервис", которым подтверждается факт проведения разведки месторождения лишь в 2019 году, в период установленного законом запрета на разведку и разработку новых месторождений, ранее не затронутых эксплуатационными работами.
Следовательно, учитывая, что до 2014 г. сведений об учете полезных ископаемых на указанной местности не имеется, в лицензии прямо указано на первичный ввод в разработку месторождения полезных ископаемых, суды первой и апелляционной инстанций правильно признали, что законная деятельность по добыче поземных ископаемых не велась.
Указание в кассационной жалобе АО "Регионстрой" на то, что данный спор подсуден арбитражному суду, является несостоятельным.
В данном случае подлежат применению положения п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Учитывая, что требование прокурором заявлено, в том числе в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, подача названного иска в суд общей юрисдикции являлась правомерной.
Доводы кассационных жалоб АО "Регионстрой", администрации муниципального образования городского поселения "поселок Кичера", Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия о том, что
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2023 г. имеет по делу преюдициальное значение, у суда апелляционной инстанции имелись основания для приостановлении производства по делу до рассмотрения дела в Четвертом арбитражном апелляционном суде об оспаривании лицензии, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Согласно части 3 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным кодексом.
Предметом настоящего спора является признание незаконной деятельности ответчика по добыче полезных ископаемых, при этом лицензия является лишь одним из доказательств по делу.
Обстоятельства дела по каждому спору устанавливаются судом самостоятельно, а постановление арбитражного суда, приведенное кассаторами в обоснование своей позиции, преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, поскольку принято после вступления в законную силу обжалуемых судебных актов.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке судами доказательств допущено не было. Нормы материального и процессуального права применены верно.
Само по себе несогласие с оценкой данной судом доказательствам не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку согласно части 1 статьи 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах ответчика и третьих лиц, были предметом рассмотрения судов, не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационных жалоб АО "Регионстрой", администрации муниципального образования городского поселения "поселок Кичера", Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.
При этом кассационная жалоба лица, не привлеченного к участию в деле Иванова В.И. подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
На основании пункта 6 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 379.1 ГПК РФ кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если при решении вопроса о принятии кассационных жалобы, представления к производству суда установлено, что кассационные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 376 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй статьи 377 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке установленном настоящим параграфом, в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", правом кассационного обжалования обладают как лица, участвующие в деле, и их правопреемники, так и иные лица в случаях, предусмотренных Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К иным лицам относятся лица, не привлеченные к участию в деле при предыдущем рассмотрении дела в судебных инстанциях, если судебным постановлением разрешен вопрос об их правах или обязанностях (пункт 4 части 4 статьи 330, часть 1 статьи 376 ГПК РФ).
Следовательно, лицам, не привлеченным к участию в деле, принадлежит право подачи кассационной жалобы лишь при условии, что обжалуемым судебным постановлением разрешен вопрос об их правах и обязанностях.
Из материалов дела следует, что исковые требования были предъявлены Северобайкальским межрайонным природоохранным прокурором к АО "Регионстрой" о признании незаконной деятельности по добыче полезных ископаемых и запрете осуществлять хозяйственную деятельность по добыче полезных ископаемых.
Из ответа председателя Северобайкальского городского суда следует, что поданная Ивановым В.И. в электронном виде апелляционная жалоба была отклонена как поступившая с нечитаемыми документами.
Кроме того, срок для обжалования указанному лицу не восстанавливался, его апелляционная жалоба к производству не принималась.
Исходя из приведенных положений закона, а также изложенных в кассационной жалобе Иванова В.И. обстоятельств в обоснование отмены судебных постановлений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемыми судебными постановлениями права и законные интересы заявителя не нарушены, вопрос о его правах судом не разрешен, какие-либо обязанности на него не возложены.
Само наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, какого-либо интереса в исходе дела само по себе не наделяет его правом на обжалование судебного постановления.
Таким образом, Иванов В.И. не имеет права на обжалование вышеуказанных судебных постановлений в кассационном порядке, что является основанием для оставления его кассационной жалобы без рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 9 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 30 января 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы АО "Регионстрой", администрации муниципального образования городского поселения "поселок Кичера", Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия - без удовлетворения.
Кассационную жалобу лица, не привлеченного к участию в деле - Иванова В.И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 30 января 2023 г. оставить без рассмотрения по существу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.