Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1502/2022 (УИД 19RS0003-01-2022-002458-44) по иску прокурора г. Саяногорска в интересах Головчика Василия Петровича, Балашова Владимира Владимировича, Анашкина Сергея Николаевича, Кашлева Евгения Владимировича, Королева Ильи Дмитриевича, Кирсанова Виталия Владимировича, Скрипова Виталия Владимировича, Скрынника Владимира Евгеньевича, Соловьева Артема Викторовича, Тухтасинова Вячеслава Бахтияровича, Ролкова Валерия Леонидовича, Турска Ильи Игоревича, Ревуцкого Кирилла Андреевича, Бережного Евгения Васильевича, Таранухи Алексея Васильевича, Васильцова Егора Юрьевича, Середы Виктора Витальевича, Ротанова Сергея Алексеевича, Грищенко Алексея Алексеевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия о возложении обязанности устранить выявленные нарушения, по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия на решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 6 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 28 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Саяногорска в интересах Головчика Василия Петровича (далее по тексту - Головчик В.П.), Балашова Владимира Владимировича (далее по тексту - Балашов В.В.), Анашкина Сергея Николаевича (далее по тексту - Анашкин С.Н.), Кашлева Евгения Владимировича (далее по тексту - Кашлев Е.В.), Королева Ильи Дмитриевича (далее по тексту - Королев И.Д.), Кирсанова Виталия Владимировича (далее по тексту - Кирсанов В.В.), Скрипова Виталия Владимировича (далее по тексту - Скрипов В.В.), Скрынника Владимира Евгеньевича (далее по тексту - Скрынник В.Е.), Соловьева Артема Викторовича (далее по тексту - Соловьев А.В.), Тухтасинова Вячеслава Бахтияровича (далее по тексту - Тухтасинов В.Б.), Ролкова Валерия Леонидовича (далее по тексту - Ролков В.Л.), Турска Ильи Игоревича (далее по тексту- Турск И.И.), Ревуцкого Кирилла Андреевича (далее по тексту- Ревуцкий К.А.), Бережного Евгения Васильевича (далее по тексту - Бережной Е.В.), Таранухи Алексея Васильевича (далее по тексту - Тарануха А.В.), Васильцова Егора Юрьевича (далее по тексту - Васильцов Е.Ю.), Середы Виктора Витальевича (далее по тексту - Середа В.В.), Ротанова Сергея Алексеевича (далее по тексту - Ротанов С.А.), Грищенко Алексея Алексеевича (далее по тексту - Грищенко А.А.) обратился в Саяногорский городской суд Республики Хакасия с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее по тексту - Главное управление МЧС России по Республике Хакасия) о возложении обязанности устранить выявленные нарушения.
Решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 6 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 28 февраля 2023 г, исковые требования удовлетворены. На Главное управление МЧС России по Республике Хакасия возложена обязанность выдать Головчику В.П, Балашову В.В, Анашкину С.Н, Кашлеву Е.В, Королеву И.Д, Кирсанову В.В, Скрипову В.В, Скрыннику В.Е, Соловьеву А.В, Тухтасинову В.Б, Ролкову В.Л, Турску И.И, Ревуцкому К.А, Бережному Е.В, Таранухе А.В, Васильцову Е.Ю, Середе В.В, Ротанову С.А, Грищенко А.А. вещевое обеспечение в соответствии с нормами N N 9, 10 приложения N 4 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2017 г. N 928 "О вещевом обеспечении в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" в течение 60 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Главное управление МЧС России по Республике Хакасия обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 6 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 28 февраля 2023 г. отменить полностью и принять новое судебное постановление, оставив требования прокурора г. Саяногорска без удовлетворения.
В обоснование кассационной жалобы указано, что обеспечение сотрудников федеральной противопожарной службы полотенцами, наволочками, простынями и мылом является дополнительным материально-вещевым обеспечением, необходимым для бытовых нужд сотрудников, к средствам индивидуальной защиты не относится. Несвоевременное обеспечение вещевым имуществом сотрудников не препятствует должностным лицам выполнять возложенные на них функции, направленные на тушение пожаров. Возложение на Главное управление МЧС России по Республика Хакасия обязанностей заведомо не обеспеченных в рамках текущего финансирования его деятельности, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, а удовлетворение требований прокурора привело к ограничению права главного распорядителя средств федерального бюджета, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и повлекло за собой нарушение конституционного принципа разделения властей. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании контракта от 14 декабря 2017 г. Головчик В.П. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности помощника начальника караула 6 пожарно-спасательной части Федерального государственного казенного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия" (далее по тексту - 6 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС), с изменениями внесенными в контракт на основании дополнительного соглашения от 1 января 2020 г.
На основании контракта от 19 апреля 2021 г. Балашов В.В. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности командира отделения 6 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС.
На основании контракта от 14 декабря 2017г. Анашкин С.Н. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности старшего пожарного 6 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС, с изменениями внесенными в контракт на основании дополнительного соглашения от 1 февраля 2022г.
На основании контракта от 14 декабря 2017г. Кашлев Е.В. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности помощника начальника караула 6 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС, с изменениями внесенными в контракт на основании дополнительного соглашения от 8 мая 2020г.
На основании контракта от 20 марта 2018г. Королев И.Д. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности старшего пожарного 6 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС, с изменениями внесенными в контракт на основании дополнительного соглашения от 1 февраля 2022г.
На основании контракта от 14 декабря 2017г. Кирсанов В.В. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности командира отделения 6 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС.
На основании контракта от 14 декабря 2017г. Скрипов В.В. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности старшего инструктора по вождению пожарной машины ? водителя 6 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС, с изменениями внесенными в контракт на основании дополнительного соглашения от 1 февраля 2022г.
На основании контракта от 14 декабря 2017 г. Скрынник В.Е. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности старшего пожарного 6 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС, с изменениями внесенными в контракт на основании дополнительного соглашения от 1 февраля 2022г.
На основании контракта от 3 декабря 2018 г. Соловьев А.В. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности командира отделения 6 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС, с изменениями внесенными в контракт на основании дополнительного соглашения от 1 мая 2022г.
На основании контракта от 14 декабря 2017 г. Тухтасинов В.Б. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности старшего пожарного 6 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС, с изменениями внесенными в контракт на основании дополнительного соглашения от 1 февраля 2022г.
На основании контракта от 26 ноября 2021 г. Ролков В.Л. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности командира отделения 6 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС.
На основании контракта от 1 июня 2022г. Турск И.И. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности пожарного 6 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС.
На основании контракта от 26 июля 2021 г. Ревуцкий К.А. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности начальника караула 6 пожарно-спасательной части.
На основании контракта от 27 января 2022 г. Бережной Е.В. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности старшего инструктора по вождению пожарной машины водителя 6 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС, с изменениями внесенными в контракт на основании дополнительного соглашения от 1 февраля 2022г.
На основании контракта от 1 июня 2022 г. Тарануха А.В. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности пожарного 6 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС.
На основании контракта от 3 декабря 2018 г. Васильцов Е.Ю. проходит службу в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия в должности старшего пожарного 6 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС, с изменениями внесенными в контракт на основании дополнительного соглашения от 1 февраля 2022г.
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 сентября 2019 г. N 523, Федеральное государственное казенное учреждение отряд федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия ликвидирован, правопреемник учреждения - Главное управление МЧС России по Республике Хакасия.
На основании коллективной жалобы прокуратурой г. Саяногорска проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности 3 ПСО ГПС Главного управления МЧС России по Республике Хакасия.
Из ответа и.о. начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 5 августа 2022 г. следует, что сотрудники управления обеспечиваются постельным бельем, постельными принадлежностями, мылом на основании норм N 9, N 10 приложения N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 2 августа 2017 г. N 928 "О вещевом обеспечении в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы", исходя из которых каждому сотруднику положены: наволочка, простыня, полотенце вафельное по 2 штуки на одного сотрудника в год, мыло 100 грамм на одного сотрудника в месяц. Обеспечению вышеуказанными принадлежностями подлежат должностные лица категории сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Выдача сотрудникам стирального порошка нормами не предусмотрена. Объем выделенных для обеспечения вещевым имуществом денежных средств для Главного управления в 2022 году составил 15 % от расчетной потребности. При этом приоритетным направлением деятельности МЧС России в указанной сфере является организация материального обеспечения группировки МЧС России, участвующей в мероприятиях по гуманитарному реагированию. Сотрудникам 6 пожарно-спасательной части 3 пожарно-спасательного отряда Главного управления в декабре 2021 г. были выданы наволочки 20 сотрудникам. В полном объеме выполнить нормы по обеспечению указанными принадлежностями не представилось возможным в связи с недостаточным финансированием. Постельное белье, постельные принадлежности и мыло в рамках ежегодных централизованных поставок не поступают, в целях разрешения сложившейся ситуации Главным управлением в Департамент тылового и технического обеспечения направлялись заявки на выделение дополнительных лимитов бюджетных обязательств. Работа с Центральным аппаратом МЧС России в указанном направлении продолжается и находится на постоянном контроле Главного управления.
Из ответа директора Департамента тылового и технического обеспечения МЧС России от 15 апреля 2022 г. следует, что исходя из доведенных до МЧС России в 2022 году бюджетных средств на указанные цели, ДТО организовано пропорциональное распределение финансовых средств между получателями, исходя из годовой, потребности. Территориальным органам и учреждениям МЧС России необходимо организовать повседневную деятельность в течение всего 2022 года в рамках доведенного финансирования. Одним из основных приоритетных направлений деятельности МЧС России в настоящее время, является организация материального обеспечения группировки МЧС России, участвующей в мероприятиях по гуманитарному реагированию. В настоящее время МЧС России ведется работа с Минфином России по истребованию дополнительного объема финансовых средств на организацию материально-технического обеспечения в 2022 году. Заявки на выделение дополнительных средств от территориальных органов и учреждений МЧС России учтены в ДТО и будут реализованы по завершению вышеуказанной работы.
Начальником Главного управления МЧС России по Республике Хакасия в адрес прокурора г. Саяногорска направлен ответ от 16 августа 2022 г, согласно которому информация об обеспечении сотрудников 3 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС постельными принадлежностями и мылом предоставляется Главным управлением за период с 1 января 2020 г, с даты включения отряда в состав Главного управления в качестве его структурного подразделения. С указанного периода в рамках, обеспечения сотрудников постельным бельем, постельными принадлежностями и мылом в соответствии с нормами N 9, N 10 приложения N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 2 августа 2017 г. N 928 "О вещевом обеспечении в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" в декабре 2021 г. были выданы наволочки двадцати сотрудникам. В полном объеме выполнить нормы по обеспечению вышеуказанными принадлежностями не представилось возможным в связи с недостаточным финансированием.
Прокурор г. Саяногорска указав, что в нарушение положений статей 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 70 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", норм N 9 и N 10 приложения N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 2 августа 2017 г. N 928 "О вещевом обеспечении в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" сотрудникам 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по РХ вещевое обеспечение выдается не в полном объеме, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласится суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 70 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормами N 9 и N 10 приложения N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 2 августа 2017 г. N 928 "О вещевом обеспечении в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы", оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Главное управление МЧС России по Республике Хакасия обязанности по обеспечению сотрудников постельным бельем, постельными принадлежностями и мылом в соответствии с нормами N 9, N 10 приложения N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 2 августа 2017 г. N 928 "О вещевом обеспечении в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы, регулируются Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 70 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник федеральной противопожарной службы обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников федеральной противопожарной службы устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 70 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительством Российской Федерации принято постановление от 2 августа 2017 г. N 928 "О вещевом обеспечении в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы", которым в том числе утверждены нормы снабжения вещевым имуществом сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы - приложение N 4.
Нормой N 9 приложения N 4 к постановлению от 2 августа 2017 г. N 928 предусмотрено снабжение постельным бельем и постельными принадлежностями, согласно которой постельное белье (наволочка, простыня) выдается в количестве 2 штук, срок эксплуатации равен 1 год; полотенце вафельное выдается в количестве 2 штук, срок эксплуатации равен 1 год.
Нормой N 10 приложения N 4 к постановлению от 2 августа 2017 г. N 928 предусмотрено снабжение мылом сотрудников, входящих в штатную службу пожаротушения, дежурные караулы, части, смены, отдельные посты при несении круглосуточного дежурства, в количестве 100 грамм на одного сотрудника в месяц.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, и установив, что Главным управлением МЧС по Республике Хакасия не была исполнена надлежащим образом обязанность по обеспечению вышеуказанных сотрудников федеральной противопожарной службы вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по установленным Правительством Российской Федерации нормам, обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, была произведена полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права судами не нарушены.
Доводы кассационной жалобы о том, что обеспечение сотрудников федеральной противопожарной службы полотенцами, наволочками, простынями и мылом является дополнительным материально-вещевым обеспечением, необходимым для бытовых нужд сотрудников, к средствам индивидуальной защиты, не свидетельствуют о незаконности выводов судов.
Доводы кассационной жалобы о том, что несвоевременное обеспечение вещевым имуществом сотрудников не препятствует должностным лицам выполнять возложенные на них функции, направленные на тушение пожаров, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу приведенных норм сотрудники должны быть обеспечены вещевым имуществом в полном объеме в соответствии с установленными нормами.
Доводы кассационной жалобы о том, что возложение на Главное управление МЧС России по Республике Хакасия обязанностей заведомо не обеспеченных в рамках текущего финансирования его деятельности, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, а удовлетворение требований прокурора привело к ограничению права главного распорядителя средств федерального бюджета, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и повлекло за собой нарушение конституционного принципа разделения властей подлежат отклонению, поскольку судом на Главное управление МЧС России по Республике Хакасия не возложена обязанность по финансированию, а возложена обязанность по исполнению обязательств, вытекающих из закона. Отсутствие бюджетных денежных средств для исполнения решения суда не может служить основанием для неисполнения возложенной законом обязанности по обеспечению сотрудников вещевым имуществом.
По существу доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального или процессуального права, влекущие отмену обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 6 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 28 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Л.П. Кожевникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.