Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4682/2022 (УИД 42RS0009-01-2022-007868-90) по исковому заявлению Кобзарь Юрия Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 9 ноября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения представителя Кобзарь Юрия Александровича по ордеру Смирновой Маргариты Алексеевны, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кобзарь Юрий Александрович (далее по тексту - Кобзарь Ю.А, истец) обратился в Центральный районный суд г. Кемерово к иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (далее по тексту - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии от 21 июля 2022 г. N; об обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 1 января 1998 г. по 7 февраля 1999 г, с 12 марта 1999 г. по 12 июля 1999 г, с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 января 2002 г. по 30 сентября 2015 г, с 1 ноября 2015 г. по 31 декабря 2015 г. подземным электрослесарем, подземным стволовым на шахте имени В.И. Ленина АО "Испат-Кармет" (Республика Казахстан); об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения, с 19 апреля 2022 г.; о взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 35 000 рублей, оплате госпошлины в размере 300 рублей, почтовых расходов в размере 280 рублей.
Решением Центрального районного суда г..Кемерово от 9 ноября 2022 г..исковые требования Кобзарь Ю.А. удовлетворены. Признано незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 21 июля 2022 г..об отказе в установлении пенсии Кобзарь Ю.А. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части не включения в специальный страховой стаж периодов работы: с 1 января 1998 г..по 7 февраля 1999 г..подземным электрослесарем на шахте имени В.И. Ленина АО "Испат-Кармет" (Республика Казахстан); с 12 марта 1999 г..по 12 июля 1999 г..подземным электрослесарем на шахте имени В.И. Ленина АО "Испат-Кармет" (Республика Казахстан); с 1 ноября 1999 г..по 31 декабря 2001 г..; с 1 января 2002 г..по 30 сентября 2015 г..; с 1 ноября 2015 г..по 31 декабря 2015 г..стволовым подземным в Угольном департаменте АО "Миттал Стил Темиртау" (Республика Казахстан). На ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить Кобзарь Ю.А. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы: с 1 января 1998 г..по 7 февраля 1999 г..подземным электрослесарем на шахте имени В.И. Ленина АО "Испат-Кармет" (Республика Казахстан); с 12 марта 1999 г..по 12 июля 1999 г..подземным электрослесарем на шахте имени В.И.
Ленина АО "Испат-Кармет" (Республика Казахстан); с 1 ноября 1999 г..по 31 декабря 2001 г..; с 1 января 2002 г..по 30 сентября 2015 г..; с 1 ноября 2015 г..по 31 декабря 2015 г..стволовым подземным в Угольном департаменте АО "Миттал Стил Темиртау" (Республика Казахстан) и назначить Кобзарь Ю.А. досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 19 апреля 2022 г..С ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Кобзарь Ю.А. взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в размере 280 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 18 000 рублей, всего 18 580 рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 февраля 2023 г. произведена замена ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 февраля 2023 г..решение Центрального районного суда г..Кемерово от 9 ноября 2022 г..отменено в части признания решения от 21 июля 2022 г..незаконным в части не включения в стаж на соответствующих видах работ по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 1 января 2013 г..по 30 сентября 2015 г..; с 1 ноября 2015 г..по 31 декабря 2015 г..в качестве стволового подземного в Угольном департаменте АО "Миттал Стил Темиртау" (Республика Казахстан); и включения в стаж на соответствующих видах работ по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 1 января 2013 г..по 30 сентября 2015 г..; с 1 ноября 2015 г..по 31 декабря 2015 г..в качестве стволового подземного в Угольном департаменте АО "Миттал Стил Темиртау" (Республика Казахстан); обязании включить в стаж Кобзарь Ю.А. на соответствующих видах работ по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 1 января 2013 г..по 30 сентября 2015 г..; с 1 ноября 2015 г..по 31 декабря 2015 г..в качестве стволового подземного в Угольном департаменте АО "Миттал Стил Темиртау" (Республика Казахстан), принято в данной части новое решение. В удовлетворении исковых требований Кобзарь Ю.А. к ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу о признании решения от 21 июля 2022 г..незаконным в части не включения в стаж на соответствующих видах работ по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 1 января 2013 г..по 30 сентября 2015 г..; с 1 ноября 2015 г..по 31 декабря 2015 г..в качестве стволового подземного в Угольном департаменте АО "Миттал Стил Темиртау" (Республика Казахстан); обязании включить в стаж Кобзарь Ю.А. на соответствующих видах работ по пункту 1 части 1 статьи 30
Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 1 января 2013 г..по 30 сентября 2015 г..; с 1 ноября 2015 г..по 31 декабря 2015 г..в качестве стволового подземного в Угольном департаменте АО "Миттал Стил Темиртау" (Республика Казахстан) отказано. В остальной части решение Центрального районного суда г..Кемерово от 9 ноября 2022 г..оставлено без изменения.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой указав на отсутствие оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, поскольку в Республике Казахстан с 1 января 1998 г. назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено, с 1 января 2000 г. периоды соответствующих работ до 1 января 1998 г. включаются в стаж для государственного специального пособия, в этой связи периоды работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, могут учитываться при назначении досрочной страховой пенсии по старости до 1 января 1998 г, просит решение Центрального районного суда г. Кемерово от 9 ноября 2022 г. отменить, в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 февраля 2022 г. отменить в части оставленной без изменения.
Неявка представителя пенсионного органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кобзарь Ю.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 19 апреля 2022 г. обратился в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 21 июля 2022 г. N Кобзарь Ю.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (в наличии - 6 лет 3 месяца 17 дней, при требуемом - 8 лет).
Пенсионным органом не зачтены в стаж на соответствующих видах работ периоды работы Кобзарь Ю.А. с 1 января 1998 г. по 7 февраля 1999 г, с 12 марта 1999 г. по 12 июля 1999 г, с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 января 2002 г. по 30 сентября 2015 г, с 1 ноября 2015 г. по 31 декабря 2015 г. подземным электрослесарем, подземным стволовым на шахте имени В.И. Ленина АО "Испат-Кармет" (Республика Казахстан), поскольку в Республике Казахстан с 1 января 1998 г. назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено. С 1 января 2000 г. периоды соответствующих работ до 1 января 1998 г. включаются в стаж для государственного специального пособия. В этой связи периоды работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, могут учитываться при назначении досрочной страховой пенсии по старости до 1 января 1998 г.
Кобзарь Ю.А, не согласившись с решением пенсионного органа, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г.."О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьями 8, 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение", Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г..N 516, пунктом 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г..N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по выслуге лет", утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г..N 29, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходил из документального
подтверждения факта осуществления истцом трудовой деятельности в спорные периоды на подземных работах с полным рабочим днем, занятость в которых дает право на досрочную пенсию по старости на основании Списка N 1от 26 января 1991 г, наличия оснований для включения указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Установив, что с учетом включенных периодов работы специальный стаж Кобзарь Ю.А. составляет более 20 лет, страховой стаж более 25 лет, за назначением пенсии Кобзарь Ю.А. обратился 19 апреля 2022 г, на дату обращения достиг возраста 53 лет, суд пришел к выводу о праве Кобзарь Ю.А. на досрочное назначение пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с момента обращения, с 19 апреля 2022 г.
Руководствуясь статьями 98. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскал с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате услуг представителя, по оплате госпошлины и почтовые расходы в общем размере 18 580 рублей, несение которых подтверждено документально.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда о наличии оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы истца с 1 января 1998 г. по 7 февраля 1999 г, с 12 марта 1999 г. по 12 июля 1999 г. подземным электрослесарем на шахте имени В.И. Ленина АО "Испат-Кармет" (Республика Казахстан), и с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2012 г. подземным стволовым в Угольном департаменте АО "Миттал Стил Темиртау" (Республика Казахстан).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда о наличии оснований для включения в стаж истца на соответствующих видах работ периодов работы с 1 января 2013 г. по 30 сентября 2015 г, с 1 ноября 2015 г. по 31 декабря 2015 г. в качестве стволового подземного в Угольном департаменте АО "Миттал Стил Темиртау" (Республика Казахстан).
Отменяя решение суда в указанной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что после 1 января 2013 г. периоды работы могут быть зачтены в специальный стаж при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, проведения специальной оценки условий труда, однако таких доказательств в материалах дела не имеется.
Установив, что на дату обращения 19 апреля 2022 г. стаж на соответствующих видах работ, за исключением периодов работы, не подлежащих включению (с 1 января 2013 г. по 30 сентября 2015 г, с 1 ноября 2015 г. по 31 декабря 2015 г.), составляет 20 лет 10 месяцев 24 дня (бесспорный стаж - 6 лет 3 месяца 17 дней, с учетом включенных периодов работы (14 лет 7 месяцев 7 дней)), суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда о праве Кобзарь Ю.А. на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения.
С размером взысканных по делу судебных расходов суд апелляционной инстанции согласился, отметив, что признание части требований незаконными не влияет на размер определенных судом первой инстанции к взысканию судебных расходов.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости подтверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, в том числе Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Список N 1).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30, 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 5 Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца в части включения периодов работы с 1 января 1998 г. по 7 февраля 1999 г, с 12 марта 1999 г. по 12 июля 1999 г. подземным электрослесарем на шахте имени В.И. Ленина АО "Испат-Кармет" (Республика Казахстан), и с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2012 г. подземным стволовым в Угольном департаменте АО "Миттал Стил Темиртау" (Республика Казахстан) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, и наличии оснований для назначения указанной пенсии с момента обращения за ней.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы пенсионного органа об отмене на территории Республики Казахстан с 1998 г. института досрочных пенсий не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в обжалуемой части. Отмена института досрочных пенсий на территории Республики Казахстан не является безусловным основанием для не включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку оценка пенсионных прав истца постоянно проживающего на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан. Соглашение от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" не содержит в себе положений, препятствующих досрочному назначению пенсии гражданину, переехавшему на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 9 ноября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Л.П. Кожевникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.