Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Благодатских Г.В, Татаринцевой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0002-01-2022-001419-82 по иску краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Ачинский психоневрологический интернат" к администрации Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности привести в соответствие качество холодной воды, по кассационной жалобе администрации Ачинского района Красноярского края на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 14 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Благодатских Г.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Ачинский психоневрологический интернат" (далее КГБУ СО "Ачинский психоневрологический интернат") обратилось в суд с иском администрации Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности привести в соответствие качество холодной воды.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N1672-р водонапорная башня, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с.Ястребово, военный городок N7 (почтовый адрес: с.Ястребово, ул.Лесная, 1) принадлежит муниципальному образованию Ачинский район. Данная водонапорная башня снабжает холодной питьевой водой жилой корпус N3 КГБУ СО "Ачинский психоневрологический интернат", в котором проживают граждане пожилого возраста и инвалиды, страдающие хроническими психическими заболеваниями, и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе. Истец неоднократно в течение 2020 и 2021 годов обращался к собственнику водонапорной башни о несоответствии качества поставляемой в учреждение холодной воды, представлял заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы о том, что питьевая вода, подаваемая в пищеблок интерната, не соответствует требованиям п.3.3, 3.5 СанПин 2.1.4.1074-01.
Истец просил обязать администрацию Ачинского района Красноярского края привести в соответствие качество холодной воды согласно ГОСТ, поставляемой по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с.Ястребово, в/г N7 (с.Ястребово, ул.Лесная, 1).
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 14 ноября 2022 г. исковые требования удовлетворены.
На Администрацию Ачинского района Красноярского края возложена обязанность привести качество холодной воды в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на объектах водоснабжения, расположенных по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с.Ястребово, ул.Лесная, 1, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 марта 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации Ачинского района Красноярского края Степанова И.В. ставит вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций ввиду нарушения норм материального права, неверной оценки обстоятельств по делу и представленных доказательств. Указывает, что администрация Ачинского района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку по договору аренды водонапорная башня передана третьему лицу ООО "Ачинская районная снабжающая компания" для добычи, производства, транспортировки и реализации коммунального ресурса установленного качества. Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение суда о возложении на МУП "Районный коммунальный комплекс" обязанности проведения мероприятий по организации водоснабжения населения с. Ястребово Ачинского района водой надлежащего качества.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским дела Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд кассационной инстанции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с. Ястребово входит в состав Ястребовского сельсовета Ачинского района.
Источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения населения с. Ястребово являются подземные водоисточники.
Водозаборные скважины, водонапорные башни, водопроводные сети, расположенные по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с. Ястребово, в том числе и по ул. Лесной, 1, являются собственностью муниципального образования Ачинский район.
Согласно договору приема-передачи военного городка N7 Ачинского района Красноярского края от 1998 года, перечню объектов жилого фонда, социально-культурного, коммунально-бытового назначения и акту приема-передачи государственного имущества от 06 марта 2003 г. администрация Ачинского района приняла безвозмездно в муниципальную собственность Ачинского района объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе водонасосную станцию, общей площадью 38 кв.м. в Ачинском районе, с.Ястребово.
Обращаясь с иском, истец ссылался на то, что качество поставляемой в учреждение холодной воды не соответствует требованиям п.3.3, 3.5 СанПин 2.1.4.1074-01.
Так, согласно заключению от 31 декабря 2019 г. N 21617 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной по предписанию территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Ачинске, качество пробы питьевой, отобранной из крана для мытья рук на пищеблоке КГБУ СО "Ачинский психоневрологический интернат", расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с.Ястребово, ул.Лесная, 1 (протокол N301-37 от 27 декабря 2019 г.), по санитарно-химическим показателям (железо, мутность, запах при 60 град. С, цветность, марганец) не соответствует требованиям п.3.3, п.3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01.
Согласно протоколу исследований (испытаний), измерений от 27 декабря 2019 г. N 301-37, в пробах воды, отобранных 26 декабря 2019 г. из крана на пищеблоке для мытья рук по адресу: Ачинский район, с. Ястребово, ул.Лесная, 1, содержание железа составило 1, 99 +/- 0, 42 мг/дм3, при допустимом - не более 0, 3, содержания марганца 0, 213 +/0, 32 мг/дм3, при допустимом - не более 0, 1, запах при 60 град. С - 2 балла (болотный) (при величине допустимого уровня - не более 2 баллов), запах при 20 град С - 1 балл (при величине допустимого уровня - более 2 баллов), цветность - 65, 7+5, 3 град, (при величине допустимых уровней не более 20 град), мутность -10, 13+1, 42 мг/д3.
В 2020 году протоколом исследований (испытаний) от 17 сентября 2020 г, в 2021 году протоколом исследований (испытаний) от 04 октября 2021 г. и в 2022 году протоколом исследований (испытаний) от 23 мая 2022 г. отобраны аналогичные пробы, где концентрация мутности, цветности превышает предельно допустимые нормы.
Постановлением администрации Ачинского района от 29 августа 2022 г. N136-п определен перечень единых теплоснабжающих организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также эксплуатирующих водопроводные и (или) канализационные сети на территориях муниципальных образований Ачинского района, установлена их зона деятельности.
В соответствии с приложением N 2 к указанному постановлению за гарантирующей организацией ООО "Ачинская районная снабжающая компания" определена зона деятельности - Ястребовский сельсовет.
На основании договора аренды N3-22 движимых и недвижимых муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение на территории Ястребовского сельсовета от 01 сентября 2022 г, заключенного между администрацией Ачинского района (арендодатель), МКУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" Ачинского района (балансодержатель) и ООО "Ачинская районная - снабжающая компания" (арендатор), балансодержатель и арендодатель передали арендатору за плату во временное владение и пользование движимое и недвижимое муниципальное имущество коммунальной инфраструктуры, расположенное на территории Ястребовского сельсовета Ачинского района. Согласно списку, в том числе сооружение - водонапорная башня с.Ястребово, ул.Лесная, 1 на срок с 1 сентября 2022 г. по 31 августа 2023 г. (п.6 списка).
Согласно п. 1.3 договора целевым назначением имущества, указанного в п.1.2 договора, является добыча, производство, транспортировка и реализация коммунальных ресурсов установленного качества.
КГБУ СО "Ачинский психоневрологический интернат" в силу своего статуса является исполняющим обязанности опекуна недееспособных граждан, признанных инвалидами по результатам проведения медико-социальной экспертизы, проживающих, в жилом корпусе N 3 по ул. Лесная, 1 в с. Ястребово, а также работодателем медицинского персонала учреждения. Указанные граждане пользуются холодным водоснабжением соответственно в период пребывания в учреждении и исполнения трудовых обязанностей в нем.
Учреждение не подключено к централизованной системе холодного водоснабжения, так как находится отдаленно от централизованной системы.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив факт подачи холодной воды из водопроводной сети в с. Ястребово на жилой корпус N 3 по ул. Лесной, 1, ненадлежащего качества, не соответствующего требованиям СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца.
Определяя в качестве надлежащего ответчика администрацию Ачинского района, суд первой инстанции исходил из того, что лицом, ответственным за обеспечение населения с. Ястребово холодной водой надлежащего качества, является именно администрация Ачинского района, поскольку в муниципальную собственность передана водонасосная станция, следовательно, обязанность по организации холодного водоснабжения на указанной территории возлагается на администрацию Ачинского района, равно как и принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, своих обязательств.
Принимая во внимание, что водоснабжение в с. Ястребово осуществляется ООО "Ачинская районная снабжающая компания" с использованием нецентрализованных систем водоснабжения, но качество поставляемой воды не отвечает требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов, предъявляемых к качеству питьевой воды, суд первой инстанции пришел к выводу, что органом местного самоуправления муниципального района обязанность по организации водоснабжения на указанной территории, равно как и принятие мер по организации водоснабжения населения при наличии данных, свидетельствующих о невозможности исполнения организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, своих обязательств, не исполнена.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием, оставив решение суда без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
На основании части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения среди прочих относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
При рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций достоверно установлено, что администрация Ачинского района Красноярского края не обеспечивает условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Вопреки положениям ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 416-ФЗ ответчик не принимает меры по организации холодного водоснабжения населения при установленном факте невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение.
Так, из материалов дела следует, что подача некачественной холодной воды на объекты истца явилась в 2020 году основанием для обращения Ачинского городского прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию "Районный коммунальный комплекс" с иском о возложении обязанности провести мероприятия по организации водоснабжения населения с. Ястребово Ачинского района Красноярского края водой надлежащего качества, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Вступившим в законную силу решением Ачинского городского суда Красноярского края от 16 декабря 2020 г. на организацию, осуществлявшую на тот момент холодное водоснабжение в с. Ястребово Ачинского района - муниципальное унитарное предприятие "Районный коммунальный комплекс" была возложена обязанность по проведению мероприятия по организации водоснабжения населения с. Ястребово Ачинского района к исполнению в срок до 01 июля 2021 г.
Данным решением от 16 декабря 2020 г. установлено, что указанному юридическому лицу еще в 2017 году были переданы объекты холодного водоснабжения с. Ястребово Ачинского района.
На основании вступившего в законную силу решения суда было возбуждено исполнительное производство, однако установленная обязанность подачи качественной воды указанным юридическим лицом не исполнена, что следует из копии апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 07 сентября 2022 г. Данным определением было отменено определение Ачинского городского суда Красноярского края от 04 июля 2022 г. об удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя о замене должника МУП "РКК" на ООО "Ачинская районная сетевая компания", вопрос разрешен по существу, в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя отказано по тем мотивам, что передача органом местного самоуправления имущества иному хозяйствующему субъекту порождает получение такого имущества во временное пользование, но не порождает правопреемство в исполнительном производстве об исполнении обязательства.
Из указанного определения также следует, что администрация Ачинского района Красноярского края как учредитель приняла решение о ликвидации МУП "РКК", в отношении данного юридического лица производится процедура добровольной ликвидации, предприятие уже не занимается водоснабжением с. Ястребово.
Так, по договору аренды от 14 сентября 2021 года сооружение водонапорной башни в составе комплекса водопроводной сети с. Ястребово было передано ответчиком ООО "Ачинская районная сетевая компания" (ИНН 2443041289), которое приняло функции организации, осуществляющей холодное водоснабжение с. Ястребово.
В период рассмотрения дела распорядительными действиями ответчика вновь была произведена смена организации, осуществляющей холодное водоснабжение в с. Ястребово, а именно постановлением администрации Ачинского района Красноярского края от 29 августа 2022 г. N 136-п был определен перечень гарантирующих организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, которым гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение в с. Ястребово Ачинского района определено ООО "Ачинская районная снабжающая компания" (ИНН 2443053020, директор ФИО.). С данным обществом ответчиком заключен договор аренды "данные изъяты"
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что ранее ответчик признавал необходимость совершения действий, направленных на исправление качестве подаваемой в психоневрологический интернат холодной воды, что подтверждается перепиской директора интерната с руководством Ачинского района.
Оценив представленные по делу доказательства, верно применив вышеуказанные нормы права, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о признании надлежащим по делу ответчиком администрации Ачинского района Красноярского края, поскольку обязанность по надлежащему содержанию объектов муниципального имущества и обеспечению холодной водой надлежащего качества возложена на муниципальное образование Ачинский район Красноярского края, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация, осуществляющая полномочия собственника в отношении таких объектов, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение, тем более, что непосредственный источник холодной воды организации, предоставляющей холодное водоснабжение, в обслуживание не передавался.
Вышеуказанные выводы судов основаны на тщательной проверке и оценке представленных суду доказательств, соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права. Доводы об обратном направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела. Оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств, исходя из материалов дела, не имеется.
Доводы кассатора о том, что источник водоснабжения не является муниципальной собственностью опровергаются материалами дела, в частности, договором передачи объектов федеральной собственности военного городка, актом приема-передачи от 06 марта 2003 года, так и письмом главы района от 22 ноября 2017 года. То обстоятельство, что здание скважины (водонасосной станции), где непосредственно происходит забор коммунального ресурса в виде холодной воды, не было включено в реестр муниципальной собственности Ачинского района, основанием для признания неверными выводов судов не является.
Доводы кассатора по существу повторяют позицию стороны ответчика при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика, получили соответствующую оценку с подробным правовым обоснованием с учетом обстоятельств дела, имеющих юридическое значение. Вновь приведенные в кассационной жалобе не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений.
Разрешая спор, суды обеих инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела. Нарушений норм материального и процессуального права судами не установлено. Из материалов дела усматривается, что нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке судом доказательств допущено не было.
С учётом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ачинского городского суда Красноярского края от 14 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ачинского района Красноярского края без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.