Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бойко В.Н, судей Малолыченко С.В, Прудентовой Е.В.
с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5779/2022; 04RS0018-01-2022-007126-73 по иску прокурора Октябрьского района города Улан-Удэ Республики Бурятия в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская больница N 5", Министерству здравоохранения Республики Бурятия о понуждении устранить нарушения, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Бурятия на решение Октябрьского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 12 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 13 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В, объяснение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на ГБУЗ "Городская больница N 5" оборудовать здание лифтом, соответствующим требованиям законодательства, в том числе, для маломобильной категории граждан, возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Бурятия финансирования выполнения ГБУЗ "Городская больница N 5" мероприятий по оборудованию здания лифтом, соответствующим требованиям законодательства, в том числе для маломобильной категории граждан.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 12 декабря 2022 г. иск удовлетворен, на ГБУЗ "Городская больница N 5" возложена обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание лифтом, соответствующим требованиям законодательства, в том числе для маломобильной категории граждан. На Министерство здравоохранения Республики Бурятия, как главного распорядителя бюджетных средств, возложена обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование выполнения ГБУЗ "Городская больница N 5" мероприятий по оборудованию здания лифтом, соответствующим требованиям законодательства, в том числе для маломобильной категории граждан. Взыскана с ГБУЗ "Городская больница N 5" в доход муниципального бюджета государственная пошлина в сумме 6 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 13 марта 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство здравоохранения Республики Бурятия обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставило вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела участвующие в деле лица, не сообщившие о возражениях о рассмотрении дела в их отсутствие. Министерство здравоохранения Республики Бурятия просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Участник процесса считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в том случае, когда повестка направлена по месту нахождения стороны или указанному ею адресу, и у суда имеется доказательство, подтверждающее получение отправленного уведомления адресатом, в том числе с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участие которых при рассмотрении дела не является обязательным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений прокуратуры Республики Бурятия, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что здание поликлиники ГБУЗ "ГБ N 5", расположенное по адресу "адрес", оборудовано лифтом. Указанный лифт изготовлен в 1984 г, введен в эксплуатацию 26.02.1993 г.
В соответствии с заключением испытательной лаборатории ООО "ИКЦ "Энергис" N 2021-03-214 от 30.09.2021, лифт не соответствует общим требованиям безопасности, установленным приложением 1 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов". Техническое состояние оборудования и металлоконструкции не допускает возможность продления срока использования лифта. Владельцу лифта рекомендовано не позднее 15.04.2021 г. принять решение о проведении замены лифта или выводе лифта из эксплуатации.
Кроме того, Забайкальским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена плановая проверка, по результатам которой 09.06.2021 г. выдано предписание N 47/10-11- 2021 об устранении нарушений законодательства в связи с многочисленными нарушениями норм технических регламентов и несоответствием состояния лифта техническим требованиям. Владельцу лифта предписано принять решение о проведении модернизации, замене лифта или выводе лифта из эксплуатации. Сроки выполнения ремонтных работ, установленных предписанием, истекли 01.09.2022 г.
Согласно информации ГБУЗ "Городская больница N 5", на учете в медицинском учреждении состоит 2 513 инвалидов, из которых 244 относятся к маломобильной категории. Такие виды медицинской помощи, как процедурный кабинет, прием врачей-специалистов - хирурга, травматолога, стоматологов, отоларинголога, акушеров-гинекологов, рентгенография, льготная аптека находятся на 2 этаже здания поликлиники, на третьем этаже ведут прием врачи эндокринологи, кардиологи, неврологи, инфекционисты, офтальмологи, терапевты, проводятся УЗИ, ЭКГ, спирография, физиопроцедуры и массаж, на четвертом этаже находится дневной стационар.
Судом первой инстанции установлено, что денежных средств на замену лифта либо проведение капитального ремонта у медицинского учреждения не имеется. В настоящее время лифт выведен из эксплуатации.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.10.2007 N 319, Министерство здравоохранения Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, проведению мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции, а также координирующим - в случаях, установленных законами
Республики Бурятия, указами Президента Республики Бурятия, Главы Республики Бурятия и постановлениями Правительства Республики Бурятия, деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия.
В соответствии с п. 5 Положения, основными задачами Министерства являются, в том числе, организация охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий; организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи.
В соответствии с пунктами 6.2, 6.10, 6.25, 6.27 вышеуказанного Положения Министерство обеспечивает защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; обеспечивает создание в пределах своей компетенции условий для развития медицинской помощи в Республике Бурятия и обеспечения ее доступности для граждан, разрабатывает и реализует мероприятия по совершенствованию системы здравоохранения республики; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, а также функций администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций; осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций.
Из пункта 1.6 Устава ГБУЗ "ГБ N5", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 21.12.2012 N 1352-ОД, следует, что функции и полномочия учредителя ГБУЗ "ГБ N 5" от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство здравоохранения РБ, в порядке, предусмотренном федеральным законом и законодательством Республики Бурятия.
Установив, что согласно заключению ООО "ИКЦ "Энергис" от 30 марта 2021 г, предписанию Забайкальского управления Ростехнадзора от 9 июня 2021г. лифт, расположенный в ГБУЗ "ГП N 5" не соответствует техническим требованиям безопасности, суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, ч. 1, ч. 3, ч. 6 ст. 4, ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 38.1 Бюджетного кодекса РФ, с учетом п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минздрава России от 12 ноября 2015г. N 802н, п. 6.2.13, п. 6.2.14 "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2020г. N 904/пр, пришел к выводу об обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения, обязав ГБУЗ "Городская больница N 5" оборудовать здание лифтом, соответствующим требованиям законодательства, в том числе для маломобильной категории граждан, а также возложив на Министерство здравоохранения Республики Бурятия как главного распорядителя бюджетных средств обязанности обеспечить финансирование выполнения ГБУЗ "Городская больница N 5" указанных мероприятий, установив в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок для исполнения ответчиками решения в части оборудования здания лифтом в течение 9 месяцев, в части финансирования в течение 2 месяцев.
При этом районный суд исходил из того, что невозможность пользования лифтом нарушает права пациентов лечебного учреждения на качество и доступность медицинской помощи, в том числе лиц, являющихся инвалидами.
Оставляя решение без изменения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, их правовым обоснованием.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права ошибочны.
Суд апелляционной инстанции дал оценку доводам Министерства здравоохранения РБ о том, что при принятии решения судом не была учтена предусмотренная законодательством процедура финансирования из бюджета расходов, что в установленный судом срок невозможно выполнить требуемые мероприятия с учетом установленного порядка финансирования, указанные доводы обоснованно отклонены.
Суд не вмешивался в финансовую деятельность ответчиков, не определял ни размер финансирования, ни порядок выделения средств, только возложив обязанность по финансированию выполнения ГБУЗ "Городская больница N 5" мероприятий по оборудованию здания лифтом, соответствующим требованиям законодательства, в том числе для маломобильной категории граждан.
Министерство здравоохранения Республики Бурятия является главным распорядителем средств соответствующего бюджета.
Информацию о необходимых расходах, соответствующие расчеты для формирования бюджета обязаны представлять также главные распорядители средств соответствующего бюджета, а неисполнение ими возложенных на них обязанностей положениями бюджетного законодательства не может быть основанием для отказа в удовлетворении исков о понуждении к финансированию.
Представленная Министерством здравоохранения РБ копия бюджетной заявки на апрельскую сессию Народного Хурала РБ от 13 февраля 2023 г. N10-01.15-И1108/23, в которой Минздрав РБ просит дополнительное финансирование для ГБУЗ "Городская больница N 5" на капитальный ремонт лифтового оборудования в здании по указанному иску исследована судом апелляционной инстанции, судом апелляционной инстанции установлено, что указанные доказательства не свидетельствуют о принятии исчерпывающих мер по исполнению возложенных на них обязанностей, указанные документы могут быть приложены ответчиком к заявлению об отсрочке исполнения решения суда.
Вопреки доводам жалобы, резолютивная часть решения соответствует требованиям гражданского процессуального законодательства, содержит указание на конкретные действия, которые должны быть совершены ответчиками.
Вопреки доводам жалобы, выполнение заявленных прокурором в рамках настоящего спора требований является необходимой мерой, направленной на обеспечение гражданам, в том числе, маломобильным группам населения и инвалидам, условий для беспрепятственного доступа к помещениям объекта социальной инфраструктуры - лечебного учреждения, учитывая, что процедурный кабинет, прием врачей-специалистов - хирурга, травматолога, стоматологов, отоларинголога, акушеров-гинекологов, рентгенография, льготная аптека находятся на 2 этаже здания, на третьем этаже ведут прием врачи эндокринологи, кардиологи, неврологи, инфекционисты, офтальмологи, терапевты, проводятся УЗИ, ЭКГ, спирография, физиопроцедуры и массаж, на четвертом этаже находится дневной стационар.
Результаты оценки доказательств приведены в апелляционном определении в соответствии со статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды не приняли во внимание конкретные доказательства, не являются основаниями для отмены судебных актов, так как сводятся к оценке доказательств, которым суды дали надлежащую оценку. В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Позиция судов судебных инстанций основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Изложенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения судов, не свидетельствуют о неправильном применении ими норм права, сводятся к установлению иных обстоятельств по обособленному спору, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Вопросы доказывания и оценки доказательств, на которых основаны доводы жалобы, не составляют оснований для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные доводы основаны на ином применении ответчиком положений законодательства к установленным обстоятельствам дела, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Улан-Удэ Республики Бурятия от 12 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 13 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Бойко
Судьи С.В. Малолыченко
Е.В. Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.