Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Гусева Д.А, судей: Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-877/2022 (19RS0004-01-2022-001225-04) по иску Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" об оспаривании приказа о внесении изменений в штатное расписание в части
по кассационной жалобе Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" на решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 12 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 7 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Первичная профсоюзная организация СОЦПРОФ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" (далее - ППО СОЦПРОФ ГБУЗ РА "Аскизская межрайонная больница", истец) обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" (далее - ГБУЗ РХ "Аскизская МБ", ответчик) об оспаривании приказа о внесении изменений в штатное расписание в части.
Требования мотивированы тем, что 4 июня 2022 г. Министерством здравоохранения Республики Хакасия (далее - Минздрав РХ) в адрес ответчика было направлено письмо-уведомление, содержащее указание на то, что в результате проведенного анализа выявлено несоответствие штатной численности Порядкам оказания медицинской помощи. В связи с указанным Минздрав Республики Хакасия поручает в срок до 6 июня 2022 г. предоставить штатное расписание с учетом замечаний, указанных в приложении. В приложении N 2 к указанному письму содержатся указания об исключении из штатного расписания ряда должностей, введении в штатное расписание, переименование должностей и структурных подразделений. Всего в приложении 20 пунктов. По переименованию шесть позиций, по исключению из штатного расписания 15 позиций, по включению в штатное расписание 42 позиции.
8 июня 2022 г. ответчиком были изданы приказы Nа и 464 о внесении с 1 сентября 2022 г. изменений в штатное расписание в целях осуществления эффективной экономической деятельности на основании Устава ГБУЗ РХ "Аскизская МБ" и в соответствии с письмом Минздрава РХ от 3 июня 2022 г. Приказом Nа от 8 июня 2022 г. из штатного расписания исключается врачебный и средний медицинский персонал, а также в штатное расписание включены врачебный и средний медицинский персонал, одновременно внесены изменения по переименованию 11 структурных подразделений. Оспариваемым приказом N от 8 июня 2022 г. из штатного расписания исключены заведующий патологоанатомическим отделением, медицинская сестра участковая кабинета врача-фтизиатра участкового. В штатное расписание включено: должность врача - патологоанатома. Кроме того, оспариваемым приказом исключены должности прочего персонала (не относящегося к врачебному и медицинскому), не поименованные в письме - указании Минздрава Республики Хакасия: Вершино - Тейская больница: кастелянша - 0, 25 должности, машинист по стирке и ремонту спецодежды - 0, 25 должности, повар - 0, 5 должности, кухонный рабочий - 0, 25 должности, уборщик служебных помещений- 1, 75 должности; Балыксинская участковая больница: повар - 0, 25 должности, заведующий хозяйством - 0, 5 должности; Бирикчульская участковая больница: повар -0, 5 должности, заведующий хозяйством- 0, 5 должности; Кызласская участковая больница: повар- 0, 25 должности; Усть - Камыштинская участковая больница: повар - 0, 5 должности, заведующий хозяйством - 0, 5 должности.
Истец полагает оспариваемый приказ N в части внесения изменений в штатное расписание в отношении прочего персонала незаконным и подлежащим отмене. Поскольку Минздрав Республики Хакасия, осуществляя полномочия учредителя, в пределах финансирования ГБУЗ РХ "Аскизская МБ" согласовывает штатную численность персонала и осуществляет контроль за его соответствием ведомственным актам Министерства здравоохранения Российской Федерации, истец полагал, что указание учредителя, оформленное письмом, являлось для ГБУЗ РХ "Аскизская МБ" обязательным для рассмотрения и исполнения. Вместе с тем, оспариваемый приказ о сокращении прочего персонала в количестве 6 штатных единиц ответчиком издан вне указаний учредителя, в связи с чем по мнению истца, данный приказ в оспариваемой части нарушает установленные статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации принципы запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда; равенства прав и возможностей работников. Издавая оспариваемый приказ, ответчик не определил, почему работники одной категории и одного структурного подразделения подлежат сокращению, а эта же категория другого структурного подразделения сокращению не подлежит. Кроме того, при установлении порядков оказания медицинской помощи, соответствующим ведомственным актом устанавливается рекомендуемая штатная численность медицинского персонала по соответствующему профилю медицинской помощи. Численность прочего персонала учреждений здравоохранения определяется ведомственными актами, вне утверждения порядков оказания медицинской помощи.
Истец просил признать незаконным приказ ГБ УЗ РХ "Аскизская МБ" N от 8 июня 2022 г. "О внесении изменений в штатное расписание" в части сокращения должностей прочего немедицинского персонала, обязать ответчика отменить приказ в оспариваемой части.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Хакасия
Решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от 12 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 7 февраля 2023 г, в удовлетворении исковых требований Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" (ИНН 1905006716, ОГРН 1021900757427) о признании незаконным приказа N 464 от 08 июня 2022 г. "О внесении изменений в штатное расписание" в части, возложении обязанности по его отмене отказано в полном объеме.
Первичной профсоюзной организацией СОЦПРОФ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" на решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 12 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 7 февраля 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных. По мнению заявителя жалобы, штатное расписание и график отпусков являются локальными нормативными актами и приняты с нарушением действующего законодательства. Кассатор полагает, что ответчиком не мотивировано внесение оспариваемых изменений, нормирование труда в отношении сокращаемых должностей ответчиком не осуществлялось, распорядительные действия по сокращению проведены без участия представительного органа работников. Также кассатор ссылается на то, что судами нарушены нормы процессуального права, а именно: приказы и сведения об экономической эффективности ответчика в судебном заседании не исследовались, им не была дана надлежащая оценка, при этом суд в своем решении сослался на них.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница", является некоммерческой организацией, которая создана для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Республики Хакасия по оказанию первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи, для достижения целей своей деятельности вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.5 Устава ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" предусмотрено, что к компетенции главного врача Учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью учреждения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Правительства Республики Хакасия, Министерства здравоохранения Республики Хакасия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия. Главный врач Учреждения по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия к его компетенции, действует на принципах единоначалия.
В соответствии с пунктом 4.9. Устава главный врач выполняет функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности учреждения, в том числе утверждает штатное расписание и план финансово-хозяйственной деятельности Учреждения в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств; в пределах своей компетенции издает локальные акты.
29 июня 2018 г. профсоюзной конференцией первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" утверждено Положение о первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" как добровольного объединения лиц, имеющих, как правило общую или близкую профессию и работающих в ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница", на территории Аскизского района Республики Хакасия, действующей на основании Устава профсоюзов СОЦПРОФ и указанного Положения.
Согласно пункту 2.1 Положения основной целью Организации является представительство и защита профессиональных, социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза перед, работодателем и его объединениями, вышестоящими органами управления ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" в законодательных, исполнительных и судебных органах, органах местного самоуправления, перед другими юридическими и физическими лицами, используя все формы коллективных действий, предусмотренных действующим законодательством.
Пунктом 2.3 Положения предусмотрено, что для достижения поставленной цели Организация заключает коллективный договор и контролирует его выполнение, вносит предложения и активно содействует укреплению стабильности экономического положения организации, защищает права членов профсоюза на его достойное вознаграждение, может обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза.
Судом установлено, что 3 июня 2022 г. Минздравом Республики Хакасия в адрес главного врача ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" ФИО5 было направлено письмо N, согласно которому в результате проведенного анализа штатного расписания ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" выявлено несоответствие штатной численности порядкам оказания медицинской помощи, в связи с чем Минздрав Республики Хакасия поручил в срок до 6 июня 2022 г. представить штатное расписание с учетом замечаний, указанных в приложении. Из данного Приложения усматривается, что замечания относятся к штату медицинских работников.
Приказом главного врача ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" ФИО5 от 6 июня 2022 г. N в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 27 мая 2022 г. N "Об утверждении мощности коечного фонда ГБУЗ Республики Хакасия для оказания медицинской помощи населению Республики Хакасия в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия" утверждена с 1 июня 2022 г. мощность коечного фонда учреждения для оказания медицинской помощи населению Республики Хакасия в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия за счет средств обязательного медицинского страхования, за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия в соответствии с приложениями N N 1, 2 к указанному приказу.
В приложении N 2 к названному приказу ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" от 6 июня 2022 г. N указано количество коек круглосуточного стационара в Бирикчульской участковой больнице, в Балыксинской участковой больнице, в Усть-Камыштинской участковой больнице, в Кызласской участковой больнице - по 7 коек, а всего в указанных больницах - 28 стационарных коек.
Представителем экономического отдела ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" осуществлен расчет экономического эффекта вследствие сокращения должностей прочего немедицинского персонала за год в общей сумме 2 291 703 рубля.
8 июня 2022 г. главным врачом ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" ФИО5 был подписан Приказ Nа "О внесении изменений в штатное расписание" в целях осуществления эффективной экономической деятельности, руководствуясь Уставом ГБУЗ РХ "Аскизская МБ", в соответствии с письмом Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 3 июня 2022 г. N, которым с 10 июня 2022 г. внесены изменения в штатное расписание, касающиеся исключения из штатного расписания врачей, включения в штатное расписание врачей, а также изменения наименований ряда медицинских кабинетов, пунктов и стационаров.
Кроме того, 8 июня 2022 г. главным врачом ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" ФИО5 был подписан Приказ N "О внесении изменений в штатное расписание", в котором отражено, что в целях осуществления эффективной экономической деятельности, на основании Устава ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница", в соответствии с письмом Минздрава Республики Хакасия от 3 июня 2022 г. N с 1 сентября 2022 г. внесены изменения в штатное расписание, касающиеся исключения из штатного расписания врачей, среднего медицинского персонала и прочего немедицинского персонала, в том числе: в Вершино-Тейской больнице 0, 25 ставки кастелянши, 0, 25 ставки машиниста по стирке и ремонту спецодежды, 0, 50 ставки повара, 0, 25 ставки кухонного рабочего, 1, 75 ставки уборщика служебных помещений; в Балыксинской участковой больнице - 0, 25 ставки повара, 0, 50 ставки заведующего хозяйством; в Бирикчульской участковой больнице - 0, 50 ставки повара, 0, 50 ставки заведующего хозяйством; -в Кызласской участковой больнице - 0, 25 ставки повара; в Усть-Камыштинской участковой больнице - 0, 50 ставки повара, 0, 50 ставки заведующего хозяйством.
14 июня 2022 г. Первичной профсоюзной организацией работников ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" в адрес ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" направлен запрос о предоставлении информации о предполагаемых сокращениях штатов работников больницы в 2022 году.
В ответ на указанный запрос 14 июня 2022 г. ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" в адрес Первичной профсоюзной организацией работников ГБУЗ РХ "Аскизская МБ" направлены копии приказов ГБУЗ РХ "Аскизская МБ" от 8 июня 2022 г. N N, 464, копии штатных расписаний работодателя на 16 марта 2022 г, на 10 июня 2022 г, на 1 сентября 2022 г.
Постановлением Первичной профсоюзной организации работников ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" N54 от 23 июня 2022 г. по результатам обсуждения представленных работодателем приведенных выше приказов постановлено считать предполагаемые изменения штатного расписания нарушающими требования действующих нормативных правовых актов, рекомендовано администрации больницы в порядке статей 52, 53 Трудового кодекса Российской Федерации провести консультации по предполагаемым сокращениям в части их правовой основы. Предложено главному врачу внести на рассмотрение МК ППО СОЦПРОФ схему организации медицинской помощи в связи с предполагаемыми сокращениями в срок до 5 июля 2022 г. Рекомендовано работникам обращение к прокурору Аскизского района.
28 июня 2022 г. ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" в соответствии с частью статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации направило в адрес Первичной профсоюзной организации работников ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" копии приказов N N, N о внесении изменений в штатное расписание, копию штатного расписания на 16 марта 2022 г.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 15, 82, 370 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 2, 13, 23 Федерального закона от 12 января 1996 г. N10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", исходя из того, что в ходе судебного разбирательства подтверждены обстоятельства проведения организационно-штатных мероприятий по внесению изменений в штатное расписание учреждения главным врачом ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" в пределах предоставленных ему полномочий на основании принципа единоначалия по результатам проведенного мониторинга экономической эффективности, при соблюдении возложенных на работодателя частью 1 статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации обязанностей по сообщению в письменной форме выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий по сокращению штата работников, и содержание данных мероприятий не противоречит положениям Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N230, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные мероприятия выполнены в соответствии с положениями действующего законодательства, в связи с чем требования истца Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница", предъявленные к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" о признании незаконным приказа N от 8 июня 2022 года "О внесении изменений в штатное расписание" в части сокращения единиц прочего немедицинского персонала, возложении обязанности отменить приказ в обжалуемой части удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем седьмым части 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (часть 1 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации).
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме (часть 2 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации).
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения (часть 3 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации).
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном данным кодексом (часть 4 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что, реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленных в Трудовом кодексе Российской Федерации принципов правового регулирования трудовых отношений, закрепленных в статье 2, порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения, предусмотренных в части третьей статьи 81, части первой статьи 179, частях первой и второй статьи 180 указанного Кодекса (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года N411-О-О, от 29 сентября 2011 года N1164-О-О, от 16 июля 2015 года N1625-О и др.).
Правильность применения работодателем указанных критериев при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также соблюдения работодателем процедуры увольнения могут быть проверены в судебном порядке.
Из приведенных нормативных положений Трудового кодекса Российской Федерации следует, что работодатели в целях осуществления эффективной экономической деятельности, рационального управления имуществом и управления трудовой деятельностью вправе принимать локальные нормативные акты, в том числе в части, касающейся изменения штатного расписания.
Расторжение трудового договора работодателем в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации как одно из оснований прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя.
В силу части 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части 1 названной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Главой 27 (статьи 178 - 181.1) Трудового кодекса Российской Федерации установлены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора, в том числе в связи с сокращением численности или штата работников организации.
В силу части 1 статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой ст. 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что решение об изменении штатного расписания в ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" принято главным врачом медицинского учреждения в пределах предоставленных ему полномочий по результатам проведенного мониторинга экономической эффективности в отсутствие нарушения положений Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июня 2022 г. N230 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения", оспариваемый приказ в части сокращения должностей исполнен в связи с принятием штатного расписания по состоянию на 10 июня 2022 г. и на 1 сентября 2022 г, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судебных инстанций, поскольку системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что само по себе оспариваемое решение работодателя об изменении штатного расписания не является локальным нормативным актом, для принятия которого необходим учет мнения представительного органа работников, принятие указанного решения отнесено к исключительной компетенции работодателя. При этом реализация гарантий соблюдения прав работника при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников обеспечивается установленным законом порядком увольнения работника, соблюдение которого может быть проверено в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции учитывает, что приведенными правовыми нормами не предусмотрено право суда отменять локальные нормативные акты (в том числе в части), принятые работодателем в пределах предоставленной ему трудовым законодательством компетенции.
Доводы кассационной жалобы о том, что штатное расписание и график отпусков являются локальными нормативными актами и приняты с нарушением действующего законодательства, ответчиком не мотивировано внесение оспариваемых изменений, нормирование труда в отношении сокращаемых должностей ответчиком не осуществлялось, распорядительные действия по сокращению проведены без участия представительного органа работников не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании вышеприведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и были отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах.
Указание кассатора на то, то судом не были исследованы приказы и сведения об экономической эффективности ответчика подлежат отклонению, поскольку исследование судом первой инстанции представленного расчета экономического эффекта, приказа главного врача ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" ФИО5 от 6 июня 2022 г. N "Об утверждении мощности коечного фонда ГБУЗ Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" для оказания медицинской помощи населению Республики Хакасия в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия" нашло свое подтверждение протоколом судебного заседания от 12 октября 2022 г. (л.д.136).
Иные доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенного судебного постановления в кассационном порядке.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения и апелляционного определения, принятых по настоящему делу в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, в связи с чем принятые по делу решение и апелляционной определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 12 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 7 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Аскизская межрайонная больница" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.