Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Гусева Д.А, судей: Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-882/2022 (42RS0018-01-2022-001140-09) по иску Ёпрва О.Н. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о включении периода работы в страховой стаж, перерасчете страховой пенсии, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ёров О.Н.далее - Ёров О.Н, истец) обратился с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее ОПФР по Кемеровской области- Кузбассу, ответчик) о включении периода работы в страховой стаж, перерасчете страховой пенсии, взыскании судебных расходов
Требования мотивированы тем, что решением от 9 ноября 2021 г. ОПФР по Кемеровской области - Кузбасс истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
После повторного обращения в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу досрочная страховая пенсия ему была назначена, однако период работы истца с 1 января 2002 г. по 18 января 2009 г. не был включен в страховой стаж, так как сведений об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не имеется, документально период работы не подтвержден. Также в обосновании отказа о включении в стаж работы истца ответчиком указано на то, что справки, предоставленные о стаже работы, не могут быть приняты, так как они составлены с нарушением ГОСТ Р 6.30-2003.
Истец считает решение пенсионного органа в части отказа во включении указанного периода работы в трудовой стаж незаконным.
Еров О.Н. с учетом уточнений просил суд обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу, включить в страховой стаж Ёрова О.Н. период работы с 1 января 2002 г. по 28 января 2009 г. в должности помощника командира Таджикского ВГСО с подземными условиями труда на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области -Кузбассу произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 9 ноября 2021 г. по наиболее выгодному для истца варианту; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка от 6 октября 2022 г. постановлено в удовлетворении исковых требований Ёрова О.Н. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о включении периода работы в страховой стаж, перерасчете страховой пенсии, взыскании судебных расходов отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 января 2023 г. произведена замена в порядке процессуального правопреемства ответчика - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу. Решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка от 6 октября 2022 г. в части отказа в возложении обязанности на Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу включить в страховой стаж Ерова О.Н. периода работы с 1 января 2002 г. по 28 января 2009 г. в должности помощника командира Таджикского ВГСО с подземными условиями труда отменено, принято в отменной части новое решение, которым на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить в страховой стаж Ёрова О.И. период его работы с 1 января 2002 г. по 28 января 2009 г. в должности помощника командира Таджикского ВГСО с подземными условиями труда. В остальной обжалованной части решение оставлено без изменения.
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 января 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления, как незаконного. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции применил закон, не подлежащий применению, а именно: Соглашение от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", которое прекратило свое действие с 1 января 2023 г. Также заявителем указано, что включение периодов работы истца после 1 января 2022 г. в страховой стаж правовых последствий для него не влечет, размер его пенсии не изменится. Кроме того, кассатор указывает на то, что истец не обращался к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, о включении в страховой стаж периодов работы после 2002 г, следовательно, им не соблюден досудебный порядок урегулирования споров.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явился, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Еров О.Н, 9 августа 2021 г. обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку он является получателем пенсии по старости на территории Республики Таджикистан.
Истцом представлено решение УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 9 ноября 2021 г. N об отказе в назначении страховой пенсии по старости; в страховой стаж период работы с 1 января 2002 г. по 18 января 2009 г. не включены, поскольку сведения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не имеется.
Решением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) N от 20 декабря 2021 г. Ёрову О.Н. назначена страховая пенсия в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 сентября 2021 г. бессрочно.
В стаж истца для назначения пенсии включен период с работы с 22 января 1980 г. по 31 декабря 2001 г. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Спорный период в стаж не включен, поскольку на момент обращения истца в пенсионный фонд Российской Федерации у него имелся стаж, позволяющий назначить ему пенсию.
Согласно копии трудовой книжки 23 февраля 1988 г. истец принят респираторщиком Нурекского взвода с подземными условиями труда, приказ от 23 февраля 1988 г. N 16-к; переведен командиром отделения Нурекского ВГСВ с подземными условиями труда, приказ от 11 июля 1991 г. N 53-к; переведен и.о. помощника командира взвода Нурекского ВГСВ с подземными условиями труда, приказ от 1 февраля 1992 г. N 15-к; переведен командиром отделения в Нурекском ВГСП с подземными условиями труда, приказ от 7 июня 1992 г. N 46-к; переведен командиром Нурекского взвода с подземными условиями труда, приказ от 4 мая 1998 г. N 23-п; переведен врио помощником командира Таджикского ВГСО с подземными условиями труда, приказ от 20 апреля 1999 г. N 86-п; переведен помощником командира Таджикского ВГСО с подземными условиями труда, приказ от 2 июня 1999 г. N 106-п; уволен по собственному желанию статье 45 Трудового кодекса Республики Таджикистан, приказ от 29 января 2009 г. N 6п.
Аналогичные сведения о периодах и условиях работы истца подтверждаются также архивной справкой N 2 от 11 января 2022 г.
Согласно архивной справке от 11 января 2022 г. межведомственного архива по личному составу г. Нурека Ёров О.Н. 19 января 2009 г. назначен помощником командира отряда с подземными условиями труда в Нурекское ВГСО; с 4 января 2016 г. уволен по статье 45 Трудового кодекса Республики Таджикистан (собственное желание).
Как следует из справки агентства социального страхования и пенсии по г. Нуреку от 2 ноября 2021 г. N 125 за период работы истца в ВГСО с 1 января 2002 г. по 18 января 2009 г. организация внесла взносы 25% и 1% на индивидуальный накопительный счет от заработной платы на Ёрова О.Н. в агентство социального страхования и пенсии по Республики Таджикистан.
Согласно справке N 18 от 26 января 2021 г. Управления агентства социального страхования и пенсии при Правительстве республики Таджикистан в Хатлонской области Регионального центра персонифицированного учета по г. Бохтар, за Ёрова О.Н. производилась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды работы с 1 января 2002 г. по 18 января 2009 г, работавшим в качестве рабочего в ВГСО г. Нурек республики Таджикистан.
Из подлинника пенсионного дела и сообщений из Пенсионного фонда Республики Таджикистан установлено, что Ёров О.Н. являлся пенсионером Республики Таджикистан, в связи с переездом в Российскую Федерацию в 2021 году выплата пенсии в Республике Таджикистан прекращена, личное пенсионное дело направлено в Отделение пенсионного фонда Российской Федерации в сентябре 2021 года.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 2, 8, 11, 15, 21, 26, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", положениями Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г, пунктами 22, 23 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г..N884н, исходя из того, что на территории Российской Федерации истцу установлена страховая пенсия по старости и пересмотрен ее размер по законодательству Российской Федерации; учитывая, что размер страховой пенсии по старости не изменится при включении периодов работы после 1 января 2002 г..при условии подтверждения факта уплаты страховых взносов; расчетный размер трудовой пенсии истца при оценке его пенсионных прав определен ответчиком по наиболее выгодному варианту, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о включении в страховой стаж Ёрова О.Н. периодов работы с 1 января 2002 г..по 28 января 2009 г..в должности помощника командира Таджикского ВГСО с подземными условиями труда, на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря
2013 г..N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по наиболее выгодному для истца варианту.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для перерасчета размера пенсии истца, поскольку при расчете размера пенсии истца его общий трудовой стаж до 1 января 2002 г. был учтен, а в спорный период работы с 1 января 2002 г. по 28 января 2009 г. истец осуществлял трудовую деятельность в Республике Таджикистан, то есть страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации не уплачивал.
При этом суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части отсутствия оснований для возложения на пенсионный орган обязанности включить страховой стаж истца спорный период работы, указав на то, что в ходе судебного разбирательства факт уплаты за истца работодателем страховых взносов на территории Республики Таджикистан нашел свое подтверждение; вывод суда о том, что включение спорных периодов не повлечет изменения размера пенсии не свидетельствует о необоснованности требований Ёрова О.Н. в части возложения на пенсионный орган обязанности по включению их в страховой стаж, поскольку истец вправе требовать корректного и объективного отражения сведений о своей трудовой и приравненной к ней деятельностью на индивидуальном лицевой счете.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда в части отказа в возложении обязанности на пенсионный орган включить в страховой стаж Ерова О.Н, период работы с 1 января 2002 г. по 28 января 2009 г. в должности помощника командира Таджикского ВГСО с подземными условиями труда, подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении искав указанной части.
Апелляционное определение в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 января 2023 г. не обжалуется и предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками Содружества независимых государств (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года N175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 1 января 2023 года, в соответствии со статьей 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе, пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В силу статьи 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размер.
Согласно статье 11 Соглашения от 13 марта 1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
С учетом положений статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в данном случае в Республике Таджикистан, и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений, как верно указал суд апелляционной инстанции, следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ, который вступил в силу с 01 января 2002 г. и действовал до 01 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила от 02 октября 2014 г. N1015).
Согласно пункту 5 Правил от 02 октября 2014 г. N1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР, согласно которым предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
При этом письмом Минтруда России от 29 января 2003 года N203-16 определено, что трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного, при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, имевшие место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при разрешении заявленных требований судом апелляционной инстанции в полной мере учтены вышеприведенные положения закона, верно установлены фактические обстоятельства спорных взаимоотношений и обосновано удовлетворены заявленные требования истца в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу обязанности включить в страховой стаж Ёрова О.И. период его работы с 1 января 2002 г. по 28 января 2009 г. в должности помощника командира Таджикского ВГСО с подземными условиями труда, с учетом установления факта уплаты в указанный период работодателем за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Таджикистан.
Доводы кассатора о неприменении к спорным правоотношениям Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г. не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку данное Соглашение денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года N75-ФЗ и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 1 января 2023 г, и таким образом оно подлежит применению к спорным правоотношениям, имевшим место в период его действия.
Указание кассатора на то, что включение указанного периода не повлечет для истца правовых последствий являлось предметом исследования суда апелляционной инстанции и было отклонено, поскольку истец вправе требовать корректного и объективного отражения сведений о своей трудовой и приравненной к ней деятельностью на индивидуальном лицевой счете, что соответствует положениям статей 1, 3, 6, 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к ошибочному толкованию норм права, а также несогласию заявителя с оценкой фактических обстоятельств, что не может служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и были правомерно отклонены.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, оснований не согласиться с которыми не имеется, и не нуждающиеся в дополнительной аргументации.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы кассационной жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.