N 88-12164/2023
Номер дела в суде первой инстанции N 2-2372/2022
УИД N 55MS0076-01-2022-003473-64
г. Кемерово 20 июня 2023 года
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Соловьева В.Н, рассмотрев гражданское дело по иску Новикова Александра Юрьевича к обществу с ограниченной ответственностью "Деловые линии" о защите прав потребителя
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Деловые линии" на решение мирового судьи судебного участка N 76 в Первомайском судебном районе в городе Омске от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение Первомайского районного суда города Омска от 26 декабря 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Новиков А.Ю. обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Деловые линии" (далее - ООО "Деловые линии") о защите прав потребителя в связи с повреждением груза по договору транспортной экспедиции от 30.05.2022, ссылаясь на то, что ООО "Деловые линии" приняло груз (стеклянные полотна) и обязалось доставить груз из города Омска в город Севастополь. Грузоотправителем являлся Новиков А.Ю, грузополучателем - Шуликов Д.М. Груз был принят с объявленной ценностью 25 131 руб, услуги экспедитора полностью оплачены. Груз застрахован в ПАО "Группа Ренессанс Страхование". Груз выдан в поврежденном состоянии. Истец обратился к экспедитору с требованием о возмещении причиненного ущерба в размере стоимости поврежденного груза - 25 131 руб, убытков в размере стоимости услуг экспедитора. Требование потребителя добровольно не было удовлетворено. Страховое общество также отказало в выплате страхового возмещения. Просил взыскать с ООО "Деловые линии" стоимость поврежденного груза в размере 25 131 руб, уплаченные экспедитору денежные средства за некачественную услугу (убытки) в размере 12 068 руб, а также компенсацию морального вреда и штраф.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ПАО "Группа Ренессанс Страхование".
Решением мирового судьи судебного участка N 76 в Первомайском судебном районе в городе Омске от 21.09.2022, оставленным без изменения апелляционным определением Первомайского районного суда города Омска от 26.12.2022, исковые требования удовлетворены частично, постановлено взыскать с ООО "Деловые линии" в пользу Новикова А.Ю. причиненный ущерб в размере 25 131 руб, убытки в размере 12 068 руб, компенсацию морального вреда в размере 500 руб, штраф в размере 18 849, 5 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано. В доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 015, 97 руб.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить названные выше судебные постановления, как незаконные. В обоснование жалобы приводит доводы о несогласии с выводами судов об обстоятельствах дела, с произведенной оценкой доказательств, ссылается на недоказанность установленных судами обстоятельств дела, неправильное распределение бремени доказывания, настаивая на том, что истец не доказал факт повреждения груза при перевозке. Кроме того, груз был застрахован по договору страхования имущества ПАО "Группа Ренессанс Страхование", надлежащим ответчиком является страховщик.
Кассационная жалоба рассмотрена по правилам части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных постановлений, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами (пункт 3).
В силу статьи 803 кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.
Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Пункт 2 статьи 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности определяет, что в случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
В силу статьи 7 названного Закона экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если он:
1) фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо
2) выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки (далее - договорный перевозчик).
На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки (пункт 25).
Из обстоятельств дела, как они установлены судами, видно, что ООО "Деловые линии" выписало свой транспортный документ (т.1 л.д.6), тем самым выразило намерение гарантировать сохранную доставку груза, следовательно, ответственность ООО "Деловые линии" определяется на условиях статьи 7 Закона о транспортной экспедиции.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 7 Закона о транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность перед клиентом за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности.
Установив, что 30.05.2022 ООО "Деловые линии" приняло от грузоотправителя - Новикова А.Ю. (г. Омск) сборный груз (1 место) и обязалось доставить его грузополучателю - Шуликову Д.М. (г. Севастополь) с объявленной ценностью 25 131 руб, Новиков А.Ю. уплатил стоимость услуг экспедитора в размере 12 068 руб, груз выдан грузополучателю в поврежденном состоянии, повреждения возникли по причинам, не зависящим от грузоотправителя, повреждения носят неустранимый характер, груз утратил свои потребительские свойства, верно применив к правоотношению сторон вышеприведенные нормы права, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Суды с достаточной полнотой исследовали все обстоятельства дела, установили юридически значимые обстоятельства по делу, правила оценки доказательств и распределения бремени доказывания не нарушены.
Доводы жалобы подразумевают несогласие ответчика с выводами суда об обстоятельствах, значимых для правильного разрешения дела, направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств, что в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Довод жалобы о том, что исковые требования о возмещении стоимости поврежденного груза подлежат удовлетворению не за счет экспедитора, а за счет страховщика, застраховавшего груз, являются ошибочными, поскольку потребитель не может быть принужден к предъявлению требования по договору добровольного страхования груза, заключенному экспедитором, потребитель по своему усмотрению реализует право на защиту, а заключение договора страхования груза не освобождает экспедитора от ответственности перед потребителем услуги.
В целом доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 76 в Первомайском судебном районе в городе Омске от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение Первомайского районного суда города Омска от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деловые линии" - без удовлетворения.
Судья В.Н. Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.