Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Струковой А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-51/2023 (УИД N) по административному исковому заявлению государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативного правового акта недействующим в части
по апелляционной жалобе государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" на решение Ставропольского краевого суда от 10 февраля 2023 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителя административного истца Бугаевой Е.Е, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края Гапаровой С.Н, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 апреля 2016 г. N 310 утвержден примерный устав государственного унитарного предприятия Ставропольского края (далее - Примерный устав) (пункт 1).
Пунктом 2 названного приказа установлено, что при разработке проектов уставов принятие за основу Примерного устава является обязательным для государственных унитарных предприятий Ставропольского края.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 июня 2021 г. N 404 (далее также - Приказ N 404) в Примерный устав внесены следующие изменения:
1.1. Пункт 5.4 раздела 5 изложить в следующей редакции: "Согласовывает прием на работу заместителей директора, главного бухгалтера Предприятия, директора филиала Предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ними".
1.2. Пункт 5.13 раздела 5 изложить в следующей редакции: "Согласовывает командировки руководителей подведомственных Предприятий".
1.3. Дополнить раздел 5 пунктом 5.15 следующего содержания: "Согласовывает штатное расписание, а также положение об оплате труда работникам Предприятия, а также вносимые изменения и дополнения не чаще одного раза в месяц".
1.4. Абзац 2 пункта 6.5 раздела 6 изложить в следующей редакции: "утверждать положения о филиалах, представительствах, назначать их руководителей с согласия Органа исполнительной власти".
1.5. Абзац 12 пункта 6.9 раздела 6 изложить в следующей редакции: "представлять Органу исполнительной власти на согласование положение об оплате труда и премирования работников Предприятия, а также вносимые изменения и дополнения не чаще одного раза в месяц".
1.6. Абзац 2 пункта 7.4 раздела 7 изложить в следующей редакции: "Директор утверждает штатное расписание по согласованию с Органом исполнительной власти, а также вносимые в него изменения и дополнения не чаще одного раза в месяц".
1.7. Пункт 7.9 раздела 7 изложить в следующей редакции: "Директор Предприятия согласовывает свои командировки, а также командировки заместителей директора Предприятия с Органами исполнительной власти".
1.8. Пункт 7.10 раздела 7 изложить в следующей редакции: "Директор Предприятия осуществляет прием на работу заместителей директора, главного бухгалтера Предприятия, директоров филиалов Предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора по согласованию с Органом исполнительной власти с особенностями, установленными правовыми актами Ставропольского края".
Приказ N 404 опубликован 30 июня 2021 г. в сетевом издании "Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края" www/pravo.stavregion.ru.
Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - ГУП СК "Ставрополькрайводоканал") обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края, в котором просило: признать недействующим приказ от 28 июня 2021 г..N 404 "О внесении изменений в приказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 апреля 2016 г..N 310 "Об утверждении примерного устава государственного унитарного предприятия Ставропольского края": в части указания в тексте пункта 1.1 "Согласовывает прием на работу... директора филиала Предприятия.."; в части изложения текста пункта 1.3: "дополнить раздел 5 пунктом 5.15 следующего содержания: "согласовывает штатное расписание, а также положение об оплате труда работникам Предприятия, а также вносимые изменения и дополнения не чаще одного раза в месяц" - в полном объеме; в части изложения текста пункта 1.4: "абзац 2 пункта 6.5 раздела 6 изложить в следующей редакции: "утверждать положения о филиалах, представительствах, назначать их руководителей с согласия органа исполнительной власти" - в полном объеме; в части изложения текста пункта 1.5: "абзац 12 пункта 6.9 раздела 6 изложить в следующей редакции: "представлять органу исполнительной власти на согласование положение об оплате труда и премирования работников предприятия, а также вносимые изменения и дополнения не чаще одного раза в месяц" - в полном объеме; в части изложения текста пункта 1.6: "абзац 2 пункта 7.4 раздела 7 изложить в следующей редакции: "директор утверждает штатное расписание по согласованию с органом исполнительной власти, а также вносимые в него изменения и дополнения не чаще одного раза в месяц" - в полном объеме; в части указания в тексте пункта 1.7: "директор предприятия согласовывает.., а также командировки заместителей директора предприятия с органами исполнительной власти"; в части указания в тексте пункта 1.8: "директор предприятия
осуществляет прием на работу... Директоров филиалов предприятия... ".
Заявленные требования обоснованы тем, что ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" является субъектом отношений, регулируемых Приказом N 404, что следует из его подпункта 2.1 пункта 2. Установленное пунктами 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8 оспариваемого нормативного правового акта правовое регулирование выходит за пределы полномочий собственника государственного унитарного предприятия, противоречит статьям 20, 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьям 40-44 Трудового кодекса Российской Федерации, отдельным пунктам Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749, влечет существенное нарушение прав и законных интересов, как работников предприятия, так и самого государственного унитарного предприятия, а также ущемляет права его руководителя.
Решением Ставропольского краевого суда от 10 февраля 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, министерством имущественных отношений Ставропольского края представлен письменный отзыв, в котором представитель административного ответчика просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяет Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) (статья 1).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Порядок утверждения устава унитарного предприятия, учрежденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и заключения контракта с его руководителем устанавливается, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 8 Федерального закона N 161-ФЗ).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом; в случаях, предусмотренных законом, - на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 г. N 137 утверждено Положение о министерстве имущественных отношений Ставропольского края (далее - Положение), согласно которому министерство является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, за исключением отношений, связанных с планированием, рациональным использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, а также в сфере финансового оздоровления и банкротства в пределах своей компетенции.
Министерство имущественных отношений Ставропольского края в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, обязательных для исполнении на территории края (подпункт 1 пункта 9.5 Положения), возглавляющий его министр вправе издавать в пределах своей компетенции распоряжения и приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим вопросам организации министерства - приказы ненормативного характера (пункты 12 и 13 Положения).
Пунктом 4 постановления Правительства Ставропольского края от 08 апреля 2016 г. N 139-п "Об осуществлении органами исполнительной власти Ставропольского края полномочий собственника имущества государственных унитарных предприятий Ставропольского края" определено, что министерство имущественных отношений Ставропольского края является уполномоченным органом, осуществляющим полномочия собственника имущества предприятий, наделено полномочием утверждать устав предприятия и вносимые в него изменения.
С учетом приведенных правовых норм, а также положений статьи 1 Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 г. N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края" суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый Приказ N 404 принят министерством имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.
Отказывая в признании недействующими оспариваемых положений Приказа N 404, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии их противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 161-ФЗ, правильно исходил из того, что все сведения, включенные в устав унитарного предприятия, подразделяются на обязательные (абз. 2 - 8) и иные, предусмотренные данным законом (абз. 9), соответственно, перечисленные в данной норме закона сведения не являются исчерпывающими.
В силу пункта 6 этой же нормы устав унитарного предприятия может также содержать иные, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, положения, в том числе, принимая во внимание обстоятельства настоящего административного дела, касающиеся дополнительных прав и обязанностей органа исполнительной власти и руководителя государственного унитарного предприятия, порядка приема на работу директора филиала предприятия, заключения и прекращения трудового договора с ним, направления в командировки руководителей предприятия, утверждения штатного расписания, положения об оплате труда работникам предприятия, а также вносимых в них изменений и дополнений.
При таких данных, утверждение административного истца о несоответствии оспариваемого правого регулирования положениям статей 20, 21 Федерального закона N 161-ФЗ, ввиду отсутствия закрепления в них подобных по содержанию дополнительных полномочий собственника имущества унитарного предприятия и обязанностей его руководителя, статьям 40-44 Трудового кодекса Российской Федерации, Положению об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749, является несостоятельным.
Противоречия такого правового регулирования нормам, имеющим большую юридическую силу, не установлено.
Подлежит отклонению и довод административного истца о нарушении оспариваемыми пунктами Приказа N 404 прав и законных интересов государственного унитарного предприятия, его руководителя и работников, поскольку возможность закрепления в уставе унитарного предприятия иных, помимо перечисленных в пункте 3 статьи 9 Федерального закон N 161-ФЗ, положений прямо предусмотрена законом, и обусловлена спецификой унитарного предприятия, обладающего в силу пункта 2 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации целевой (специальной) правоспособностью.
Принимая во внимание изложенное, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд на основании статьи 215 КАС РФ правомерно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям КАС РФ, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают приведенных выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований и не содержат обстоятельств, которые влекут отмену судебного акта в силу норм статьи 310 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 10 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 июня 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.