Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Семейкиной С.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казачинской С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-163/2023 по административному исковому заявлению Зайнулабидова М.Р. об оспаривании нормативных правовых актов в части
по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 28 февраля 2023 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, возражения по доводам апелляционной жалобы представителя административного истца Аксельрод А.В, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н. об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия
установила:
приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. N 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 г.).
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. N 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 г.).
Зайнулабидов М.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 2596 Перечня на 2020 г, пункта 2677 Перечня на 2021 г, включающих нежилое здание с кадастровым номером "номер изъят", указав в обоснование, что данный объект не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ), в связи с чем включение его в оспариваемые Перечни нарушает права заявителя, поскольку влечет увеличение налогового бремени.
Решением Ставропольского краевого суда от 28 февраля 2023 г. административный иск удовлетворен. Признаны недействующими со дня принятия пункт 2596 Перечня на 2020 г. и пункт 2677 Перечня на 2021 г.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Ставропольского края просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От представителя административных истцов Аксельрод А.В, а также от участвовавшего в деле прокурора поступили письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив материалы дела, заслушав представителя административных истцов, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Решение суда в данной части не обжалуется.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
Условия отнесения зданий и помещений к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, определены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ. Критерии отнесения зданий и помещений к объектам налогообложения, указанным в данном пункте, перечислены в пунктах 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в Перечни включено нежилое здание с кадастровым номером "номер изъят", наименование: склад, собственником которого является административный истец.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером "номер изъят" с видом разрешенного использования: для размещения складов и производственной базы, также находящимся в собственности Зайнулабидова М.Р.
Такой вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предусматривает размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания, о чем верно сделан вывод судом первой инстанции.
Административным ответчиком обоснованность включения здания в Перечни обуславливается сведениями о нахождении здания до 30 ноября 2022 г. на двух земельных участках с кадастровыми номерами: "номер изъят" и "номер изъят", с видом разрешенного использования последнего "для размещения объекта торговли магазина-закусочной".
Согласно ответу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю от 30 ноября 2022 г. связь здания с кадастровым номером "номер изъят" с земельным участком с кадастровым номером "номер изъят" была установлена ошибочно, аннулирована регистрирующим органом.
В данной связи, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для включения здания в оспариваемые Перечни исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
Фактическое использование спорного здания в целях размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания административным ответчиком в спорные периоды не устанавливалось.
В материалы административного дела представлен Акт обследования здания от 13 сентября 2021 г, составленный сотрудником Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" в соответствии с приказом ГБУ СК "Ставкрайимущество" N 31-П от 28 июля 2021 г, согласно которому при обследовании здания установлено, что объект не эксплуатируется, признаки торгового отсутствуют.
Судом был исследован технический паспорт, составленный Буденновским дочерним предприятием Государственного унитарного предприятия "Крайтехинвентаризация" от 8 декабря 1999 г, согласно экспликации которого в спорном здании отсутствуют помещения, предусматривающие размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Наименования помещений, в том числе "склад", "кабинет", как верно указал суд первой инстанции, не подпадают под критерии статьи 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 28 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 мая 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.