Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Бойчука Петра Григорьевича - Яковлева М на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 30 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 января 2023 года, принятые по административному делу N 2а-4730/2022, по административному иску Бойчука Петра Григорьевича к Министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности и взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бойчук П.Г. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ; обязать министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края передать Бойчуку П.Г. в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером N, площадью 3734 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"; взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование иска истец указал, что на основании Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 119-ФЗ) и договора безвозмездного (срочного) пользования N от ДД.ММ.ГГГГ с Управлением лесами Правительства Хабаровского края владеет земельным участком с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка изменен на основании заявления административного истца на "индивидуальное жилищное строительство", а категория земель изменена на "земли населенных пунктов", что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. На земельном участке расположен жилой дом, площадью 108, 7 кв.м, собственником которого является административный истец, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, административным истцом выполнены условия необходимые для получения земельного участка в собственность бесплатно. Несмотря на перевод земельного участка из категории земель "земли лесного фонда" в категорию земель "земли населенных пунктов" органом, обладающим полномочиями по распоряжению таким земельным участком, является министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края.
Административный истец обратился в Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. В ответ на заявление административный ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ N сообщил об отсутствии у Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края полномочий по предоставлению в собственность земельных участков, образуемых из земель лесного фонда и находящихся в федеральной собственности органам государственной власти субъектов Российской Федерации не передавались, а административному истцу надлежит обращаться с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 февраля 2021 года по делу N 2а-2257/2021 отказ административного ответчика в рассмотрении заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным, на Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края с заявлением о повторном рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, ответ до настоящего времени не получен.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 30 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 января 2023 года, в удовлетворении требований Бойчука П.Г. отказано.
10 марта 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Бойчука П.Г. - Яковлева М.В, поданная через Центральный районный суд города Хабаровска 2 марта 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы административный истец ссылается на то, что ответ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N не был направлен в адрес административного истца, а был предоставлен в судебное заседание только ДД.ММ.ГГГГ, материалы дела не содержат доказательств получения административным истцом указанного ответа. Кроме того, из содержания ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вопрос о предоставлении ему в собственность земельного участка по существу так и не рассмотрен, его обращение перенаправлено для рассмотрения в администрацию района имени Лазо.
Определением председателя судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2023 года кассационная жалоба Бойчука П.Г. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесами Правительства Хабаровского края и Бойчук П.Г. заключен договор безвозмездного пользования земельным участком из состава земель лесного фонда N, согласно которому уполномоченный орган, действующий в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ, обязуется предоставить, а пользователь принять в безвозмездное пользование земельный участок из состава земель лесного фонда, находящийся в федеральной собственности, с кадастровым номером N, площадью 0, 3734 га, расположенный по адресу: "адрес". Срок действия заключенного договора составляет 5 лет.
Согласно письму Управления лесами Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N, по заявлению Бойчука П.Г. ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования предоставленного земельного участка на "индивидуальное жилищное строительство", а категория земель на "земли населенных пунктов", что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 27 февраля 2020 года N 73-р "О вопросах структуры органов исполнительной власти Хабаровского края", Управление лесами Правительства Хабаровского края реорганизовано путем преобразования в Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края.
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 21 апреля 2020 года N 162-пр "Об утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края" Комитет являлся правопреемником Управления лесами Правительства Хабаровского края.
ДД.ММ.ГГГГ Бойчук П.Г. обратился в Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 0, 3734 га, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", в собственность бесплатно.
Согласно ответу Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N, административному истцу разъяснено о необходимости обращения с указанным заявлением в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Из ответа МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области N следует, что у МТУ отсутствуют полномочия по предоставлению в собственность земельного участка с кадастровым номером N, в связи с чем Бойчуку П.Г. необходимо обратиться в Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу Nа-5371/2021 (Nа-2257/2021), оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, решение Центрального районного суда города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление Бойчука П.Г. к Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, и.о. заместителя председателя Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края - ФИО7 удовлетворено.
Признано незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, выразившееся в отказе в рассмотрении заявления Бойчука П.Г. от ДД.ММ.ГГГГ; на Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Бойчука П.Г. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О вопросах структуры органов исполнительной власти Хабаровского края", Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края переименован в Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края.
ДД.ММ.ГГГГ Бойчук П.Г. обратился в Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края с заявлением, в котором указал, что апелляционное определение Хабаровского краевого суда неисполнено, его заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по существу не рассмотрено. В связи с чем, просил в течение 5 дней официально сообщить о принятом решении по результатам повторного рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка бесплатно.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ N, Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, сославшись на пункт 12 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 1.1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положение о Министерстве лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, сообщило Бойчуку П.Г, что его заявление о предоставлении земельного участка в собственность рассмотрено Министерством и перенаправлено ДД.ММ.ГГГГ для дальнейшего рассмотрения в администрацию муниципального района имени Лазо. Согласно ответу администрации муниципального района имени Лазо от ДД.ММ.ГГГГ, администрация не является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Вместе с тем, Министерство обратилось за разъяснениями в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). По мнению Рослесхоза уполномоченным органом на передачу права собственности на земельный участок (заключение договора купли-продажи земельного участка), переведенного из земель лесного фонда в земли иных категорий, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Кроме того, данная позиция также изложена в письме Минэкономразвития России от 21 ноября 2018 года N "адрес". В настоящее время Министерство не является уполномоченным органом по предоставлению земельных участков в собственность.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Бойчуку П.Г, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что право на принятие решения относительно предоставления земельного участка в собственность истцу принадлежит Министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, но установив, что заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено органом и на него дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ по существу поставленных в обращении вопросов уполномоченным должностным лицом, а принятое министерством решение от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не оспаривается по существу, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, признания незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края по рассмотрению обращения и возложении обязанности на ответчика по предоставлению земельного участка истцу в собственность.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) образует законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 2, части 1 статьи 9, части 1 статьи 12 данного закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
При этом пунктами 3, 4 данной статьи установлено, что заявлением является просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалобой признается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного закона.
В пунктах 1, 4 части 1 статьи 10 названного закона закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного закона.
Учитывая изложенное, установив, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края Бойчуку П.Г. дан ответ на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ, который им в рамках настоящего административного дела не оспаривается, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия со стороны административного ответчика по рассмотрению обращения административного истца.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ не направлялся в адрес Бойчука П.Г, а был предоставлен в судебное заседание, подлежат отклонению, поскольку не опровергают установленные по делу обстоятельства о рассмотрении Министерством лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края обращения истца от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы нижестоящих судов, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, также не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 30 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бойчука Петра Григорьевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.