Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К, судей Калиниченко Т.В, Наконечной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску прокуратуры г. Якутска к ООО Управляющая компания "Юнион" о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки дома специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов, по кассационной жалобе Окружной администрации г. Якутска и кассационному представлению прокурора Республики Саха (Якутия) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Калиниченко Т.В, выслушав объяснения представителя ООО УК "Юнион" Шимкова А.Г, представителя Окружной администрации г. Якутска Борисовой С.И, прокурора Скарлухина М.А, судебная коллегия
установила:
Прокуратура города Якутска в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с данным иском, указав, что в ходе проведенной совместно с Роспотребнадзором Республики Саха (Якутия) проверки установлено нарушение закона по созданию и содержанию мест накопления твердых бытовых отходов контейнерных площадок многоквартирных домов, расположенных по адресам - "адрес", "адрес", "адрес", расположенных возле указанных домов контейнерные площадки не оборудованы ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя ООО УК "Юнион" внесено представление об устранении нарушений закона в части несоответствия площадок (мест) для сбора твердых коммунальных отходов. С учетом уточненных требований просил возложить на ООО УК "Юнион" обязанность оборудовать контейнерные площадки данных домов, оборудовать контейнерные площадки ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, специальной площадкой для хранения крупногабаритных отходов, разделяющими контейнерами для каждого вида отходов или группы однородных отходов, установить урны общего пользования.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2022 года иск удовлетворен частично, на руководителя ООО УК "Юнион" возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать контейнерные площадки домов, расположенных по адресу: "адрес", "адрес", 6 специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, специальной площадкой для накопления крупногабаритных отходов; разделяющими контейнерами для каждого вида отходов или группы однородных отходов; установить урны для общего пользования по указанным адресам.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 января 2023 года решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного в "адрес", в связи с принятием отказа прокурора от иска в указанной части.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 января 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокуратуры города Якутска отказано.
В кассационной жалобе Окружной администрации г. Якутска, кассационном представлении прокурора Республики Саха (Якутия) ставится вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, указывая на нарушение судом апелляционной инстанции норм права, просили оставить в силе решение суда первой инстанции.
В письменных возражениях ООО УК "Юнион" просит оставить кассационную жалобу и кассационное представление прокурора без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель окружной администрации г. Якутска, участвующий в суде кассационной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухин М.А. на доводах кассационной жалобы и кассационного представления настаивали, представитель ООО УК "Юнион" против отмены апелляционного определения возражал.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что по результатам прокурорской проверки с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия), выявлены обстоятельства несоответствия требованиям закона точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа "город Якутск", о чем ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Якутска в адрес ООО УК "Юнион" внесено представление.
Проверкой установлено, что контейнерные площадки домов, расположенных по адресам: "адрес", "адрес" не соответствуют пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее-СанПиН2.1.3684-21), а именно не оборудованы ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; не оборудованы специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки домов по вышеуказанным адресам не соответствуют пункту 7 СанПиН 2.1.3684-21, устанавливающему требования для случаев разделенного накопления отходов на контейнерной площадке для каждого вида отходов или группы. В нарушение пункта 29 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях общего пользования населённых пунктов владельцами этих территорий урны не установлены.
Согласно сведениям, размещенным в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru) обслуживающей организацией по вышеуказанным адресам: "адрес", "адрес" является ООО УК "Юнион".
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вышеприведенных пунктов СанПиН 2.1.3684-21, исходил из того, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, входящих в общедомовое имущество, расположенных на прилегающих земельных участках, лежит на собственниках многоквартирного жилого дома и организациях по обслуживанию жилищного фонда многоквартирного дома. Суд принял во внимание, что в случае нахождения площадки сбора твердых коммунальных отходов на земле, собственность на которую не разграничена, обязанность по ее содержанию возлагается на собственников помещений многоквартирного дома или организации по обслуживанию жилищного фонда многоквартирного дома, которые пользуются данной контейнерной площадкой. Суд указал, что наличие не соответствующих законодательству контейнерных площадок вывоза твердых коммунальных отходов свидетельствует о том, что указанной обслуживающей организацией не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территории муниципального образования и поддержания чистоты и порядка. Не исполнение такой организацией обязанностей по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ ФЗ "Об отходах производства и потребления", статей 36, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, статей 56, 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении", исходил из того, что избранный способ управления спорными многоквартирными домами является непосредственным, договоры управления многоквартирными домами, которыми на ООО УК "Юнион" возложены соответствующие обязанности, не заключены, оснований для возложения обязанности по созданию и надлежащему содержанию данных контейнерных площадок на ООО УК "Юнион" не имеется. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что создание и содержание контейнерных площадок является обязанностью органов местного самоуправления муниципальных образований. Судом апелляционной инстанции был дан анализ содержанию платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, не включающей в себя, по мнению суда апелляционной инстанции, виды работ по созданию и содержанию контейнерных площадок. Установив, что контейнерные площадки многоквартирных домов по "адрес" "адрес" оборудованы органами местного самоуправления, пришел к выводу о признании органом местного самоуправления такой обязанности за собой.
С выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является непосредственное управление собственниками помещений
В соответствии с частью 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Организацией, осуществляющей ремонт и обслуживание указанных в иске многоквартирных домов при непосредственном способе управления является ООО УК "Юнион", представитель которой данные обстоятельства не оспаривал ни в судах первой и апелляционной инстанций, ни в суде кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, собственникам жилых помещений принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен данный дом, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорные контейнерные площадки, выявленные в ходе прокурорской проверки, являются местами (площадками) общего пользования многоквартирных домов, включены приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Окружной администрации г. Якутска от ДД.ММ.ГГГГ Nп в соответствующий реестр как площадки для многоквартирных домов, относятся к общему имуществу собственников жилых помещений, фактически использующих их для складирования твердых коммунальных отходов в контейнеры, следовательно указанные контейнерные площадки предназначены для обслуживания многоквартирных домов, и находятся в зоне ответственности организации, осуществляющей работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Возможность отказа собственников многоквартирного жилого дома об общего имущества жилищным законодательством не предусмотрена.
Судом апелляционной инстанции не было учтено, что работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропровода, мусороприемных камер, контейнерных площадок включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 (III. Пункт 26(1).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, определен конкретный Перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с пунктом 3.7.1 названных Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Названным нормам корреспондируют положения пункта 7 статьи 61 Правил благоустройства территории городского округа "город Якутск", утвержденные нормативным правовым актом Якутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, возлагающие ответственность за состояние площадок для установки контейнеров на организации, осуществляющие обслуживание или управление жилищным фондом.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок возложена на организации, обслуживание многоквартирный дом, названная обязанность не поставлена в зависимость от способа управления многоквартирным домом, осуществляется независимо от того, принято общим собранием собственником многоквартирного дома особое решение по данному вопросу или нет.
Вопреки выводам суда апелляционной инстанции, бремя содержания мест общего пользования возлагается на собственников помещений многоквартирного дома и в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, в состав платы за жилое помещения для собственников входит плата за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов.
В силу требований части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. При определении размера данной платы орган местного самоуправления должен учитывать рекомендации, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Такие методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно пунктам 3.2 - 3.4 и 3.6 данных методических рекомендаций определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Окружной администрации города Якутска от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников помещений, не принявших решение о способе управления многоквартирным домом, городского округа "город Якутск"", в перечень видов работ, включенных в размер платы за содержание жилого помещения, включены работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, контейнерных площадок (пункты 5.5, 5.7).
Таким образом, собственники многоквартирных домов, складирующие твердые бытовые отходы в контейнеры на данных площадках, производят оплату за обслуживание и очистку контейнерных площадок в составе платы за содержание жилого помещения, заключили договор возмездного оказания жилищно-коммунальных услуг, оснований для отказа от которого жилищным законодательством не установлено.
При установленных судом первой инстанции обстоятельствах и при правильном применении норм материального права, оснований для выводов об обязанности органа местного самоуправления по оборудованию и содержанию контейнерных площадок у судебной коллегии по гражданским делам Республики Саха (Якутия) не имелось.
Судом апелляционной инстанции не было принято во внимание, что отсутствие государственного кадастрового учета в отношении земельных участков под многоквартирными домами и прилегающей к ним территории не влияет на обязанность по уборке, содержанию, очистке придомовой территории многоквартирного дома организаций, осуществляющей ремонт и обслуживание общего имущества многоквартирного дома, что оборудование контейнерных площадок многоквартирных домов по "адрес", "адрес" произведено Окружной администрацией города Якутска в рамках муниципальной программы "Охрана окружающей среды на территории городского округа" на 2021-2025 годы", что спорные контейнерные площадки в реестре муниципальной собственности не закреплены.
С учетом изложенного, определение суда апелляционной инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 января 2023 года в части многоквартирных жилых домов, расположенных в "адрес", "адрес" отменить, в указанной части оставить в силе решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.