Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Кравченко А.И, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Находкинского транспортного прокурора в интересах Жиляковой Анастасии Юрьевны к администрации Находкинского городского округа, Правительству Приморского края о возложении обязанности, по кассационной жалобе Правительства Приморского края на решение Находкинского городского суда от 12 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Дубовик М.С, выслушав объяснения прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ Потапова Е.Н, судебная коллегия
установила:
транспортный прокурор г. Находки обратился в суд с названным иском, в обоснование указав, что транспортной прокуратурой г. Находки проведена проверка соблюдения жилищных прав, которой установлено, что Жилякова А.Ю, 25.02.2000 года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с отсутствием у Жиляковой А.Ю. закрепленного жилого помещения, распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Находкинскому городскому округу департамента образования и науки Приморского края от 24.08.2018 N698-р Жилякова А.Ю. поставлена на специализированный жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения. Вместе с тем, до настоящего времени, жилье Жиляковой А.Ю. администрацией Находкинского городского округа в установленном законом порядке не предоставлено. Жилякова А.Ю. не является собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя.
С учетом уточненных исковых требований, транспортный прокурор просил возложить на Правительство Приморского края обязанность профинансировать расходы администрации Находкинского городского округа на приобретение Жиляковой А.Ю, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края, не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Находкинского городского округа обязанность приобрести для предоставления Жиляковой А.Ю. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края, не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в течение 6 месяцев с даты поступления денежных средств.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 12 июля 2022 года исковые требования Находкинского транспортного прокурора в защиту интересов Жиляковой А.Ю. удовлетворены.
На Правительство Приморского края возложена обязанность обеспечить финансирование расходов администрации Находкинского городского округа на приобретение Жиляковой А.Ю. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в пределах Находкинского городского округа, не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
На администрацию Находкинского городского округа возложена обязанность приобрести Жиляковой А.Ю. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в пределах Находкинского городского округа, не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в течение шести месяцев с даты поступления денежных средств.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 декабря 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик с решением суда первой инстанции и апелляционным определением не согласен, считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Приводит доводы о том, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление субвенций для обеспечения жильем конкретного человека, а так же не предусмотрено действующим законодательством указание в техническом задании о закупке жилого помещения конкретного лица, для которого осуществляется приобретение жилого помещения.
В письменном возражении прокурор просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационного суда прокурор управления Генеральной прокуратуры РФ Потапова Е.Н. поддержала письменные возражения, просила оставить судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Приморского края, на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с вышеназванным Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ регулируются Законом Приморского края от 24.12.2018 N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".
С 01.01.2019 вступил в силу Закон Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Установив, что Жилякова А.Ю. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение за счет государства отдельным жилым помещением специализированного жилого фонда на территории Находкинского городского округа, однако, до настоящего времени в предусмотренном законом порядке таким жильем не обеспечена, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором требований и обоснованно возложил на Правительство Приморского края обязанность обеспечить финансирование расходов администрации Находкинского городского округа, а на администрацию Находкинского городского округа обязанность по предоставлению Жиляковой А.Ю. соответствующего жилого помещения.
Возлагая на Правительство Приморского края обязанность по финансированию расходов администрации Находкинского городского округа на приобретение Жиляковой А.Ю. благоустроенного жилого помещения, суд учел, что финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", осуществляется за счёт средств краевого бюджета (статья 7 Закона Приморского края от 06.12.2018 N142-КЗ).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что в материалы дела Правительством Приморского края не были представлены доказательства, свидетельствующие о выделении органу местного самоуправления субвенций в размере, достаточном для исполнения органом социальных обязательств для данной категории граждан в полном объеме. В ходе рассмотрения дела и в возражениях на апелляционную жалобу администрация ссылается и представляет доказательства, свидетельствующие о недостаточности соответствующего финансирования.
С данными выводами и их правовым обоснованием соглашается судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изложенные в оспариваемых судебных актах выводы соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Ссылки в кассационной жалобе Правительства Приморского края на то, что жилое помещение не приобретается непосредственно ребенку-сироте, равно как и не приобретается сразу жилое помещение специализированного жилищного фонда, а приобретается в целях обеспечения сирот жилым помещением и для этого включается в муниципальный специализированный жилищный фонд в установленном порядке и предоставляется в случае, если ребенок-сирота согласен на его предоставление, не свидетельствуют о неправильном рассмотрении спора, так как, обязывая Правительство Приморского края обеспечить финансирование государственных полномочий, которыми наделено муниципальное образование по принятию решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, по заключению договоров найма, суд первой инстанции, с выводами которого согласился краевой суд, обоснованно исходил из того, что реализация указанных полномочий в силу действующего правового регулирования осуществляется за счет субвенций, выделенных из краевого бюджета (статья 7 Закона Приморского края от 06.12.2018 N412-КЗ).
При рассмотрении дела суды верно учли, что полномочия органа местного самоуправления по обеспечению истца жилым помещением могут быть реализованы органом местного самоуправления исключительно при наличии достаточного финансирования из краевого бюджета вне зависимости от способа исполнения возложенной законом обязанности (приобретение, строительство жилого помещения, осуществление капитального ремонта (реконструкции), текущего ремонта имеющихся в муниципальном жилом фонде жилых помещений).
Нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Оснований для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Находкинского городского суда от 12 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 19 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.