Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Аноприенко К.В, судей Кравченко А.И, Наконечной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи гражданское дело по иску прокурора Индустриального района города Хабаровска в интересах ФИО9 к краевому государственному бюджетному учреждению "Хабаровский психоневрологический интернат" о возложении обязанности, взыскании денежных средств, по кассационной жалобе краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 17 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В, выслушав объяснения представителя КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" Олейниковой О.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н, судебная коллегия
установила:
Прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился в суд в интересах ФИО8 с исковым заявлением к КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат", указав, что между Кутнюком Д.С. и КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме N 109 от 1 декабря 2021 года, согласно которому размер ФИО10 Кутнюка Д.С, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075 "Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно". С ФИО11 ежемесячно в счет платы за предоставляемые социальные услуги в пользу КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты, что противоречит положениям статьи 35 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Уточнив исковые требования, прокурор просил суд возложить на КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" обязанность производить удержание за предоставляемые ФИО12 социальные услуги в размере, не превышающем 75% пенсии, взыскать с КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" в пользу ФИО13 незаконно удержанные за период с 1 июля 2019 года по 31 июля 2022 года денежные средства в сумме 84 483 руб. 91 копейки в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство социальной защиты Хабаровского края.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 17 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 января 2023 года, исковые требования удовлетворены. На КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" возложена обязанность производить удержание за предоставляемые ФИО14 социальные услуги в размере, не превышающем 75 процентов пенсии. С КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" в пользу ФИО15. взысканы незаконно удержанные за период с 1 июля 2019 года по 31 июля 2022 года денежные средства в сумме 84 483 руб. 91 копейки.
В кассационной жалобе представитель ответчика настаивает на отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения. Указывает, что судами не был учтен порядок предоставления социальных услуг и взимание за них платы до и после 1 января 2015 года. Полагает, что условия предоставления социальных услуг после 1 января 2015 года по сравнению с прежними условиями ухудшены не были, перечень предоставляемых социальных услуг объективно увеличился, соответствует законодательству Хабаровского края, с учетом которого определена их стоимость, подлежащая возмещению в большем размере, чем стоимость услуг, предоставляемых прежде.
В письменных возражениях представитель третьего лица министерства социальной защиты Хабаровского края Кудряшова В.В. просит удовлетворить кассационную жалобу, отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Полагает, что при увеличении объема и содержания социальной услуги допустимо увеличение стоимости социальной услуги, что не учтено судами при разрешении настоящего дела.
В письменных возражениях прокурор Хабаровского края просит оставить в силе решение суда первой инстанции и апелляционное определение, кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя ответчика Олейниковой О.В, поддержавшей кассационную жалобу, заключение участвующего в деле прокурора, полагавшего, что обжалуемые судебные постановления не подлежат отмене, изучив доводы кассационной жалобы, материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при принятии решения по делу допущены не были.
Судами установлено и материалами гражданского дела подтверждается, что ФИО16, 24 августа 1981 года рождения, с 1997 года является инвалидом II группы в связи с глубокой умственной отсталостью, признан недееспособным решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 15 февраля 2007 года, с 6 октября 1999 года проживает в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат", является получателем социальных услуг в условиях стационарного обслуживания.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно", и исходил из того, что отношения между ФИО17 и КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" возникли до 31 декабря 2014 года, являются длящимися, исчисление платы за предоставляемые истцу социальные услуги в размере не более 75 % среднедушевого дохода получателя услуг ухудшают его правовое положение в части ежемесячного размера платы за предоставление социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для него по состоянию на 31 декабря 2014 года, в связи с чем ответчиком были произведены незаконные удержания денежных средств, которые подлежат взысканию в пользу истца.
Основываясь на данных выводах, суд также возложил на ответчика обязанность производить удержания за предоставляемые ФИО18. социальные услуги в размере, не превышающем 75 процентов установленной ему пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда с выводами суда первой инстанции согласилась.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении настоящего дела судами правильно применены нормы материального права.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления ФИО19 в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" (1999 год) регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
В соответствии с названным федеральным законом, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
С 1 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Из части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ следует, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Поскольку ФИО20 находится на стационарном обслуживании в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" с 1999 года, то есть социальные услуги начали оказываться ему до вступления 1 января 2015 года в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, суды, удовлетворяя исковые требования, пришли к правильному выводу о том, что на момент введения нового правового регулирования возникшие между сторонами спора правоотношения по предоставлению социальных услуг являлись длящимися, в связи с чем ответчик вправе получать компенсацию стоимости социальных услуг в размере не более 75% получаемой истцом пенсии.
Правильность избранной судами позиции по делу подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2022 года N 78-КГ22-36-К3, определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2021 года N 36-КГ21-4-К2).
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы судов. Доводы жалобы аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном процессуальным законом порядке доказательств. Несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу судебных актов.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 17 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" - без удовлетворения.
Председательствующий К.В. Аноприенко
Судьи А.И. Кравченко
Е.В. Наконечная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.