Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г.
судей Калиниченко Т.В, Наконечной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах Клименко Н.А. к краевому государственному бюджетному учреждению "Хабаровский психоневрологический интернат" о возложении обязанности и взыскании денежных средств, по кассационной жалобе краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 18 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Калиниченко Т.В, выслушав объяснения прокурора Маториной О.А, судебная коллегия
установила:
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска в интересах Клименко Н.А. обратился в суд с данным иском, указав, что проведенной прокурорской проверкой установлено, что Клименко Н.А, признанный недееспособным в установленном порядке, оказываются социальные услуги в стационарной форме на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" согласно которому размер ежемесячной платы не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода Клименко Н.А, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075 "Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно". Ежемесячно в счет платы за предоставляемые социальные услуги с Клименко Н.А. в пользу КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с Клименко Н.А. удержано "данные изъяты". В связи с изменением законодательства, предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен, вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Просил возложить обязанность на КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" производить удержание за предоставляемые социальные услуги Клименко Н.А. в размере, не превышающем 75 процентов пенсии, взыскать с КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" в пользу Клименко Н.А. на номинальный счет, открытый в "данные изъяты" N, незаконно удержанные денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 76 644 рублей 15 копеек в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 18 октября 2022 года исковые требования прокурора Индустриального района г. Хабаровска, действующего в интересах Клименко Н.А, удовлетворены. На Краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский психоневрологический интернат" возложена обязанность производить удержание за предоставляемые социальные услуги Клименко Н.А. в размере, не превышающем 75 процентов пенсии. С Краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" в пользу Клименко Н.А. на номинальный счет, открытый в "данные изъяты" N, взысканы незаконно удержанные денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 76 644 рублей 15 копейки в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 января 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" без удовлетворения.
В кассационной жалобе КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как незаконных, указывая на нарушение судами норм права.
В письменном отзыве Министерство социальной защиты Хабаровского края кассационную жалобу поддержало.
В письменных возражениях прокурор Хабаровского края просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, участвующий в деле прокурор Маторина О.А. просила оспариваемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Ходатайство КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" о проведении судебного заседания суда кассационной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи на основании статьи 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оставлено без удовлетворения ввиду отсутствия технической и организационной возможности для этого.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Клименко Н.А. является "данные изъяты", на основании решения Бакинского городского суда Хабаровского края от 5 сентября 2006 года признан недееспособным, с ДД.ММ.ГГГГ пребывает в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат", которым ему предоставляются социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, он получает социальную пенсию в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также ежемесячную денежную выплату на основании пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
ДД.ММ.ГГГГ между КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" и Клименко Н.А, от имени которого выступил начальник управления опеки и попечительства совершеннолетних граждан и учреждений министерства социальной защиты населения Хабаровского края, был заключен договор N о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, предметом которого является предоставление социальных услуг на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика (п. 1 договора). Согласно п. 9 договора полная стоимость услуг составляет 43 279, 08 рублей. Размер ежемесячной платы не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода заказчика, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N 442-ФЗ, составляет 14 886, 47 руб, а также при расчете за социальное обслуживание учитывается 75 процентов от доходов, получаемых от вклада, размещенного на депозитном счете, снятие которых производится один раз в год.
Ежемесячно в счет платы за предоставляемые социальные услуги с Клименко Н.А. в пользу КГБУ Хабаровский ПНИ удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты, в том числе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с Клименко Н.А. удержано "данные изъяты", в ДД.ММ.ГГГГ удержано "данные изъяты", в ДД.ММ.ГГГГ удержано "данные изъяты", в ДД.ММ.ГГГГ удержана сумма "данные изъяты", итого общая сумма удержаний составила "данные изъяты".
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 31, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", статей 16, 24 Федерального закона от 02 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 года N 1075, исходил из того, что отношения между Клименко Н.А. и КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" возникли до ДД.ММ.ГГГГ, являются длящимися, введенные в связи с изменением законодательства условия исчисления платы за социальные услуги от среднедушевого дохода получателя услуг ухудшают правовое положение Клименко Н.А, пришел к выводу, что ответчиком незаконно удерживались денежные средства из доходов Клименко Н.А, взыскав за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты".
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции правильными.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении настоящего дела судами правильно применены нормы материального права.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Клименко Н.А. в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" (ДД.ММ.ГГГГ) регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
В соответствии с названным федеральным законом, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
С ДД.ММ.ГГГГ правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Из части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ следует, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Поскольку Клименко Н.А. находится на стационарном обслуживании в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" с ДД.ММ.ГГГГ, то есть социальные услуги начали оказываться ему до вступления ДД.ММ.ГГГГ в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, суды, удовлетворяя исковые требования, пришли к правильному выводу о том, что на момент введения нового правового регулирования возникшие между сторонами спора правоотношения по предоставлению социальных услуг являлись длящимися, в связи с чем ответчик обязан оплачивать социальные услуги в размере не более 75 процентов получаемой истцом пенсии.
Доводы жалобы о расширении объема социальных услуг новым правовым регулированием, введенным с 1 января 2015 года, вынужденность изменения условий оплаты социальных услуг при заключении договора с Клименко Н.А. ДД.ММ.ГГГГ, противоречит части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", которая устанавливает запрет на повышение для граждан, получавших социальное обслуживание в стационарное форме до ДД.ММ.ГГГГ, размера платы за предоставление им социальных услуг, определенного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, - одного из существенных условий договора о предоставлении социальных услуг.
Правильность избранной судами позиции по делу подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2022 года N 78-КГ22-36-К3, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2021 года N 36-КГ21-4-К2).
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда. Доводы жалобы аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном процессуальным законом порядке доказательств. Несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу судебных актов.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 18 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.