Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шевцовой Т.С, судей Куратова А.А, Медведевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Южно-Сахалинска, акционерному обществу "Сахалинская коммунальная компания" о возложении обязанности провести капитальный ремонт участков тепловой сети
по кассационной жалобе администрации г.Южно-Сахалинска на решение Южно-Сахалинского городского суда от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Куратова А.А, пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневой С.Н, судебная коллегия
установила:
01 сентября 2021 года прокурор г.Южно-Сахалинска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Южно-Сахалинска о возложении обязанности провести капитальный ремонт участков тепловой сети. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что при проверке соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части принятия мер по ремонту и замене ветхих и аварийных коммунальных сетей, установлено, что на участке N N тепловой трассы, находящейся в квадрате улиц "адрес", входящей в систему теплоснабжения муниципального образования и являющейся муниципальной собственностью, имеются внутриквартальные сети теплоснабжения общей протяженностью труб по длине трассы с уложенными в ней двумя трубопроводами (в двухтрубном исчислении) 235, 2 м, находящиеся в ветхом состоянии. Из представленной акционерным обществом "Сахалинская коммунальная компания" (далее - АО "СКК") информации нормативный срок службы данных сетей теплоснабжения составляет 25 лет, процент износа этих труб в настоящее время - 100%, имеется потребность в капитальном ремонте данных участков сети. Прокурором указано, что ненадлежащее исполнение администрацией городского округа возложенных законом полномочий в сфере теплоснабжения населения, наличие аварийных коммунальных сетей в жилищно-коммунальной инфраструктуре городского округа создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, может привести к возникновению техногенных аварий на данных сетях и вследствие этого к нарушению прав граждан на бесперебойное и постоянное получение коммунальных услуг надлежащего качества жителям муниципального образования.
В связи с чем истец, уточнив исковые требований просил возложить обязанность на администрацию г.Южно-Сахалинска - организовать проведение капитального ремонта, а на АО "Сахалинская Коммунальная Компания" - провести капитальный ремонт (замену) тепловой сети, расположенной на участке N N тепловой трассы, находящейся в квадрате улиц "адрес":
- N длина в двухтрубном исчислении составляет 49м, диаметр - 426мм, тип прокладки- канальная, год прокладки 1988;
- N, длина в двухтрубном исчислении составляет 213м, диаметр - 426мм, тип прокладки - надземная, год прокладки 1988.
21 сентября 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО "СКК".
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 21 сентября 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 января 2023г. исковые требования удовлетворены частично.
Постановлено возложить на администрацию города Южно-Сахалинска обязанность организовать проведение капитального ремонта, возложить на АО "СКК" обязанность провести капитальный ремонт (замену) следующих участков тепловой сети, расположенных на участке N N тепловой трассы, находящейся в квадрате улиц "адрес":
- N длина в двухтрубном исчислении 49м, диаметр 426 мм, тип прокладки - канальная, год прокладки 1988;
- N длина в двухтрубном исчислении 213м, диаметр 426мм, тип прокладки - надземная, год прокладки 1988; - в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Разрешен вопрос о взыскании с АО "СКК" в доход местного бюджета государственной пошлины.
В кассационной жалобе администрация г.Южно-Сахалинска ставит вопрос об отмене судебных постановлений, не соглашаясь с выводами судов, ссылаясь на неправильное применение норм права.
В судебном заседании прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетнева С.Н. просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав прокурора, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Суды установили обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, которые подробно изложили в описательно-мотивировочной части судебного решения, проанализировали правоотношения сторон. При разрешении спора руководствовались положениями ст.ст. 209, 210, 421, 422, 606, 611, 612, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 18, пунктов 3 и 4 части 1 статьи 16, пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 17 статьи 2, части 1 статьи 6, части 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010г. N190-ФЗ "О теплоснабжении", абз. 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьи 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N416 "О водоснабжении и водоотведении", пункта 2 статьи 2, статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Установив факт нахождения указанных участков сети в собственности муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", а также факт невыполнения муниципальным образованием мероприятий, направленных на их надлежащее содержание, принимая во внимание, что заключение договора аренды муниципального имущества от 21 июля 2005 г..с АО "СКК" не является достаточным обстоятельством, свидетельствующим о выполнении муниципальным образованием надлежащих мер по содержанию имущества, как и обстоятельством, освобождающим муниципальное образование от обязанности организовать проведение капитального ремонта спорного участка теплоснабжения, учитывая, что в результате бездействия ответчиков, не предпринявших надлежащих мер по капитальному ремонту сетей, дальнейшая эксплуатация сетей теплоснабжения без осуществления их капитального ремонта может повлечь возникновение аварийных ситуаций, что создаёт угрозу бесперебойного и постоянного получения коммунальных услуг надлежащего качества гражданами, угрозу возникновения техногенных аварий, угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, их имуществу, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
По мнению судебной коллегии, установленные по делу фактические обстоятельства, которые оценены нижестоящими судебными инстанциями применительно к положениям действующего законодательства, подтверждают правомерность вывода о необходимости удовлетворения требований прокурора.
Доводы кассационной жалобы администрации г. Южно-Сахалинска об отсутствии оснований для возложения на неё соответствующей обязанности по организации проведения капитального ремонта, поскольку администрация исполнила такую обязанность, заключив договора аренды муниципального имущества от 21 июля 2005 г. с АО "СКК", подлежат отклонению.
Возложение на администрации г. Южно-Сахалинска обязанности провести капитальный ремонт тепловой сети вытекает из положений статьи 210 ГК РФ, по смыслу которой собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
В данном случае, вопреки доводам жалобы, возложение на собственника обязанностей по капитальному ремонту его имущества правомерно и не является ограничением его прав, поскольку предотвратит угрозу аварийных ситуаций на таком объекте, в то время как ненадлежащее содержание собственником сетей теплоснабжения нарушает права и законные интересы других лиц.
Вопреки доводам кассационной жалобы сам по себе факт передачи муниципального имущества в виде тепловой трассы АО "СКК" не освобождает администрацию г. Южно-Сахалинска от обязанности осуществлять контроль над её надлежащим состоянием, выполняя обязанности по организации своевременного капитального ремонта с целью с целью предотвращения аварийных ситуаций.
Таким образом, при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
Руководствуясь статьёй 390 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.Южно-Сахалинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.