Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кравченко А.И, судей Панфиловой Л.Ю, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кнапп Татьяны Викторовны к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" территориальный отдел "Амурский" филиал "Восточный", войсковой части 62266 о признании права на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии, по кассационной жалобе Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" территориальный отдел "Амурский" филиал "Восточный" на решение Серышевского районного суда Амурской области от 15 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дубовик М.С, судебная коллегия
установила:
Кнапп Т.В. обратилась в суд с иском к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации территориальный отдел "Амурский" филиала "Восточный", войсковой части 62266 о признании права на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии.
В обоснование заявленных требований указала, что является членом семьи военнослужащего ФИО9, умершего ДД.ММ.ГГГГ, исключенного из списка офицерского состава вооруженных сил в связи со смертью на основании приказа от 02.02.2001. Календарная выслуга лет супруга составила 24 лет 8 месяцев 07 дней. В сентябре 2022 года истец обратилась к ответчику с заявлением о признании её, как вдовы военнослужащего, нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, однако в этом ей было отказано, поскольку до 1 января 2005 года функции по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства осуществляли органы местного самоуправления. Соответственно, учет нуждающихся в получении жилого помещения и последующее обеспечение жильем возлагалось на местные органы власти, куда уволенному до 1 января 2005 года военнослужащему необходимо было обратиться для реализации своих жилищных прав. В настоящее время обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации производится только военнослужащих, увольняемых (уволенных) после 1 января 2005 года. Поскольку супруг истца был исключен из списков личного состава части в 2001 году, свое право на признание нуждающейся в жилом помещении истец заявила только в 2022 году, то есть несвоевременно, в связи с чем, получение истцом жилого помещения возможно только на общих основаниях в соответствии со ст. ст. 49-51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В период службы Кнапп Н.В. и членам его семьи было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: "адрес", собственником которого является Российская Федерация, оно находится в оперативном управлении ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Кнапп Н.В. на момент смерти имел право состоять на очереди в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
На основании изложенного, Кнапп Т.В. просила признать право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии, как вдове умершего военнослужащего Кнапп Н.В.; обязать ответчика поставить на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии, предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения в первоочередном порядке.
Решением Серышевского районного суда Амурской области от 15 декабря 2022 года, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, исковые требования Кнапп Т.В. удовлетворены частично. Постановлено признать за Кнапп Т.В. право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии, как вдовы военнослужащего - ФИО10, умершего ДД.ММ.ГГГГ. На ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации территориальный отдел "Амурский" филиал "Восточный" возложена обязанность поставить Кнапп Т.В. на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии, и предоставить ей жилищную субсидию для приобретения жилого помещения во внеочередном порядке. В иске к войсковой части N 62266 Кнапп Т.В. отказано.
В кассационной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, поскольку в соответствии с документами, действующими на момент увольнения ФИО11 с Вооруженных Сил, учет военнослужащих, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий не входило в компетенцию Министерства обороны РФ и было возложено на органы местного самоуправления. Кнапп Т.В. не представлено документов о нахождении на учете нуждающихся в жилом помещении. С 2001 года истец действий по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не предпринимала. Обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета производится только для военнослужащих, увольняемых (уволенных) после 01.01.2005. Кроме того, в пользовании на условиях договора социального найма у истца имеется жилое помещение по адресу: "адрес"
Письменные возражения на доводы кассационной жалобы не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы не допущено.
В соответствии с абз. 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N года 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 3 пункта 1 статьи 15 ФЗ-76).
Согласно абз. 1 пункта 3.1 статьи 24 указанного Федерального закона N 76-ФЗ денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти) предоставляются членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, независимо от общей продолжительности военной службы, имевших основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы.
При этом лицам, указанным в абзацах первом и третьем настоящего пункта, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с настоящим Федеральным законом во внеочередном порядке (абз. 4 статьи 24 ФЗ-76).
Как установлено судами, следует из материалов дела, Кнапп Н.В. проходил военную службу в период с 01 августа 1983 по день его смерти 28.01.2001, его выслуга лет в календарном исчислении составила 17 лет 05 месяцев 18 дней, в льготном исчислении 24 года 08 месяцев 07 дней. В период прохождения службы ему и членам его семьи было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" В жилом помещении проживает и зарегистрирована по настоящее время его супруга Кнапп Т.В, с которой 02 марта 2011 был заключен договор найма.
Жилое помещение находится на праве оперативного управления ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
29 августа 2022 Кнапп Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии.
Решением от 26 сентября 2022 N36 ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации территориальный отдел "Амурский" филиала "Восточный" Кнапп Т.В. было отказано.
Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, применив положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 15, 24 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 N 451 "Об усилении социальной защиты членов семьи погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти", Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280, оценив представленные сторонами в обоснование своих позиций доказательства в соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56, 67 ГПК Российской Федерации, пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований Кнапп Т.В. к ответчику ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации территориальный отдел "Амурский" филиала "Восточный".
При этом суды исходили из того, что до момента смерти Кнапп Н.В. не был обеспечен в установленном порядке жилым помещением в соответствующем населенном пункте по избранному им на день смерти месту жительства, равно как и не были обеспечены жильем и члены его семьи, при этом Кнапп Н.В. имел право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Признавая за истцом право на обеспечение жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации в форме предоставления жилищной субсидии, суды приняли во внимание, что истец на момент смерти Кнапп Н.В. являлась членом его семьи, проживала с ним совместно в служебном жилом помещении, занимает его и в настоящее время, другого жилого помещения в собственности либо на ином законном основании не имеет. Служебное жилое помещение находится на праве оперативного управления ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. После смерти супруга жилищные права Кнапп Т.В, как члена семьи военнослужащего, не реализованы.
Суды также пришли к выводу, что право на жилищное обеспечение Кнапп Т.В. как вдова военнослужащего имеет за счет органов военного управления путем получения жилищной субсидии во внеочередном порядке. При этом были отклонили доводы ФГАУ "Росжилкомсервис" о том, что обязанность по жилищному обеспечению несут органы местного самоуправления и о том, что пропущен разумный срок для обращения за реализацией жилищных прав, указали, что законодателем никакие пресекательные сроки для решения указанных вопросов не установлены, а функции по обеспечению жилой площадью нуждающихся военнослужащих в настоящее время возложены на структурные подразделения органа Минобороны России, в данном случае ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе ФГАУ "Росжилкомплекс" ссылается на то, что военнослужащий Кнапп Н.В. 20 июня 1996 года и члены его семьи были обеспечены жильем на основании ордера N 826, что в дальнейшем послужило основанием для заключения с его супругой Кнапп Т.В. договора найма жилого помещения для постоянного проживания, при этом истец никакого отношения к Министерству обороны РФ не имела, в силу чего жилое помещение не может являться служебным.
Данный довод был предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции, ему дана надлежащая оценка и сделан правильный вывод, что жилое помещение по адресу: "адрес" было предоставлено Кнапп Н.В. в связи с прохождением военной службы, находится на праве оперативного управления ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, заключенный 02 марта 2011 года с Кнапп Т.В. договор не содержит вида найма, в связи с чем однозначно утверждать, что данный договор является договором социального найма, оснований не имеется.
Фактически доводы кассационной жалобы повторяют позицию стороны ответчика по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку.
Несогласие заявителя с оценкой, данной судом первой и апелляционной инстанций представленным доказательствам, а также с выводами судов об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Серышевского районного суда Амурской области от 15 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГАУ "Росжилкомплекс" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.