Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Кравченко А.И, судей Панфиловой Л.Ю, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Индустриального района города Хабаровска действующего в интересах ФИО1 к краевому государственному бюджетному учреждению "Хабаровский психоневрологический интернат" о возложении обязанности, взыскании денежных средств, по кассационной жалобе краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 24 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи Кравченко А.И, выслушав возражения прокурора Потаповой Е.Н,
УСТАНОВИЛА:
прокурор "адрес" обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" о возложении обязанностей, взыскании денежных средств.
В обоснование требований указал, что по результатам прокурорской проверки выявлены нарушения действующего законодательства о социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, по условиям которого размер ежемесячной платы составляет 75% среднедушевого дохода ФИО1, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 N 1075 "Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно". Включение в расчет платы за предоставляемые интернатом социальные услуги помимо пенсии, суммы начисляемой ФИО1 ежемесячной денежной выплаты, противоречит положениям статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Общая сумма необоснованных удержаний составила 47 786, 50 рублей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" производить удержание за предоставляемые социальные услуги ФИО1 в размере, не превышающем 75 процентов пенсии; взыскать с КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" в пользу ФИО1 незаконно удержанные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в сумме 47 786 рублей 50 копеек, в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 24 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены. На КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" возложена обязанность производить удержание за предоставляемые ФИО1 социальные услуги в размере, не превышающем 75 процентов пенсии; с КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" в пользу ФИО1 взысканы удержанные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 47 786 рублей 50 копеек в качестве платы за предоставленные социальные услуги.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 февраля 2023 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Помимо прокурора, другие участники процесса в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом.
Ходатайство представителя ответчика о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи отклонено по причине отсутствия технической возможности.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не усматривает.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления ФИО1 в КГБУ "Хабаровский психоневрологический интернат" регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
В соответствии с названным федеральным законом, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
С ДД.ММ.ГГГГ правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Из части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 442-ФЗ следует, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 288 декабря 2013 N 442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ФИО1 социальные услуги начали оказываться до вступления ДД.ММ.ГГГГ в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 N 442-ФЗ, суды, удовлетворяя исковые требования, пришли к правильному выводу о том, что на момент введения нового правового регулирования, возникшие между сторонами спора правоотношения по предоставлению социальных услуг являлись длящимися, в связи с чем ФИО1 обязан оплачивать социальные услуги в размере, не более 75 процентов получаемой им пенсии.
Доводы жалобы о расширении объема социальных услуг новым правовым регулированием, введенным с ДД.ММ.ГГГГ, вынужденность изменения условий оплаты социальных услуг при заключении договора с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, противоречит части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", которая устанавливает запрет на повышение для граждан, получавших социальное обслуживание в стационарное форме до ДД.ММ.ГГГГ, размера платы за предоставление им социальных услуг, определенного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, - одного из существенных условий договора о предоставлении социальных услуг.
Правильность избранной судами позиции по делу подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2022 года N 78-КГ22-36-К3, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2021 года N 36-КГ21-4-К2).
По существу изложенные ответчиком в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, заявлявшимся им в судах нижестоящих инстанций и получившим соответствующую правовую оценку, при этом о нарушении норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не свидетельствуют.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 24 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский психоневрологический интернат" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.