Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Кравченко А.И, судей Панфиловой Л.Ю, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1, ФИО2 о выселении, по кассационной жалобе ФГАУ "Росжилкомплекс" на решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 27 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 марта 2023 года, Заслушав доклад судьи ФИО7, выслушав пояснения ФИО1, заключение прокурора ФИО5, полагавшей, что оспариваемые судебные постановления подлежат отмене
установила:
ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к ФИО1, и его несовершеннолетней дочери ФИО2 о выселении из служебного жилого помещения.
В обоснование требований истец указал, что служебное жилое помещение по адресу: "адрес", г-н "адрес" "адрес" относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны РФ на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р, а служебное жилое помещение по адресу: "адрес", г-н Филино, ДОС 117 "адрес" - на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлении государственным имуществом по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N- "адрес" жилые помещения закреплены на праве оперативного управления за ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации. Ответчики зарегистрированы в служебном жилом помещении по адресу: г-н "адрес" "адрес", а фактически занимают "адрес" этом же доме.
Служебное жилое помещение в доме офицерского состава в военном городке было предоставлено военнослужащему ФИО1 на период прохождения им военной службы и после ее окончания должно было быть освобождено. С 2011 года ФИО1 не является военнослужащим войсковой части 58170, и в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации он не состоит, вместе с тем жилое помещение не освобождает.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил выселить ответчиков из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", г "адрес", "адрес", без предоставления другого жилого помещения; признать ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", г "адрес" "адрес".
Решением Дальнереченского районного суда Приморского края от 27 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 марта 2023 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Настаивает на том, что вселение ответчиков в "адрес" ДОС 117, г-н Филино в "адрес" произведено самовольно, каких-либо документов подтверждающих законность занятия этого жилого помещения нет. Считает ошибочными выводы суда о возможности распространения на ответчиков положений ст.108 Жилищного кодекса РСФСР и ст.13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", поскольку дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, предусмотрены в случае если такие граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право на таком учете состоять, однако данные обстоятельства в ходе рассмотрения настоящего дела не подтверждены. Не соглашается с выводами судов о том, что регистрация ответчиков по адресу: "адрес", г-н Филино, ДОС 117 "адрес" является технической ошибкой. Полагает, что законных оснований для сохранения ответчиками регистрации в этом служебном жилом помещении нет.
Представитель истца и ответчик ФИО2 в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ответчик ФИО1 проходил военную службу по контракту и уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе приказом командующего войсками Дальневосточного военного округа N от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом начальника 395 Базы хранения военной техники и имущества N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ с направлением на постоянный воинский учет в комиссариат "адрес".
Решением Спасск-Дальнего гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ исключение ФИО1 из списков личного состава войсковой части признано незаконным. Данным решением установлено, что на момент увольнения ФИО1 с членами своей семьи проживал в служебном жилом помещении по адресу: г-н Филино, ДОС 117, "адрес", и не был обеспечен жилым помещением по избранному им месту жительства.
Приказом начальника 395 Базы хранения военной техники и имущества N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ с направлением на постоянный воинский учет в комиссариат "адрес".
Решением Спасск-Дальнего гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника 395 Базы хранения военной техники и имущества N от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО1 из списков личного состава войсковой части признан законным.
В период службы (ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 зарегистрировался по месту жительства в служебном жилом помещении Министерства обороны РФ по адресу: "адрес", г-н Филино, ДОС 117, "адрес", ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу он зарегистрировал и несовершеннолетнюю дочь - ФИО2
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, судебные инстанции пришли к выводу о том, что ответчики не могут быть выселены из квартиры по адресу: г-н Филино, ДОС 117, "адрес", без предоставления другого жилого помещения, поскольку на них распространяются дополнительные гарантии установленные статьей 13 Вводного закона, а также п.4 ст.108 Жилищного кодекса РСФСР. ФИО1 и члены его семьи вселены в служебное жилое помещение на законных основаниях, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, длительное время в нем проживают, следовательно, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения. Оснований для признания ответчиков утратившими право пользования жилым помещением по адресу: г-н Филино, ДОС 117, "адрес", суды не усмотрели, указав, что регистрация ответчиков по указанному адресу является технической ошибкой эксплуатационной части.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит такие суждения ошибочными, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, без проверки и оценки юридически значимых обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (часть 1).
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Выводы судов о том, что ответчики относится к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья только на том основании, что при увольнении с военной службы ФИО1 не был обеспечен жилым помещением по избранному месту жительства, основаны на ошибочном толковании норм права.
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац 12 пункта 1 статьи 15).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации реализация жилищных прав носит заявительный характер и осуществляется гражданами по их усмотрению.
В ходе рассмотрения настоящего дела вопросы о том, состоял ли ФИО1 на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), обращался ли он с соответствующим рапортом об обеспечении его и членов его семьи жильем по избранному при увольнении со службы постоянному месту жительства, судами не обсуждались. Вопрос о том, представлял ли ФИО1 в компетентные органы документы, необходимые для постановки его и членов его семьи на учет, в целях обеспечения жильем, остался не выясненным.
Нуждаемость ответчиков в жилом помещении или улучшении жилищных условий, как на момент увольнения со службы ФИО1, так и в настоящее время судами не проверялась.
Сведения о том, где проживают другие члены семьи ФИО1, в частности его супруга - ФИО6, а также их дети (достигшие к моменту рассмотрения данного дела совершеннолетия) в материалах дела отсутствуют.
По какой причине несовершеннолетняя ФИО2 проживает с отцом по адресу: г-н Филино, ДОС 117, "адрес", не выяснено.
Судьба жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", предоставленного ФИО1 и членам его семьи, в период прохождения им военной службы в Нижегородской области, не установлена.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьями 67, 71, 195-198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий для применения или неприменения соответствующей нормы права, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не могут быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, а также достаточности.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Эти требования процессуального закона, при разрешении настоящего спора судами выполнены не были.
Принимая во внимания изложенное оспариваемые судебные акты нельзя признать законным, они подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 27 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 марта 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.