Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу начальника ОГИБДД МУ МВД России "Якутское" Гирагосова С.А. на вступившее в законную силу решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Линейцева "данные изъяты",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 45 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 3 ноября 2022 года Линейцев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
Решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2022 года постановление мирового судьи отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Линейцева А.В. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, начальник ОГИБДД МУ МВД России "Якутское" Гирагосов С.А. просит вступившее в законную силу решение судьи от 16 декабря 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Линейцев А.В, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче жалобы начальником ОГИБДД МУ МВД России "Якутское" Гирагосовым С.А, в установленный срок возражения на жалобу не представил.
Изучив доводы жалобы начальника ОГИБДД МУ МВД России "Якутское" Гирагосова С.А, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом - инспектором Батальона ДПС ГИБДД МВД по Республике Саха (Якутия) Трифоновым Н.С. в отношении Линейцева А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 02 минуты в районе "адрес" Линейцев А.В. управлял транспортным средством марки "Toyota Harrier", государственный регистрационный знак N, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения не выполнил законные требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения мировым судьей Линейцева А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами мирового судьи судебного участка судебного участка N 45 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 3 ноября 2022 года, судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2022 года не согласился, отменил названное постановление и прекратил производство по делу, согласившись с доводами жалобы защитника Линейцева А.В.
Судьей городского суда установлено, что в нарушение пункта 174 Приказа от 23 августа 2017 года N 664 "Об утверждении административного регламента исполнения МВД РФ функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения", протокол об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ содержит исправления в части даты его составления и даты совершения правонарушения Линейцевым А.В, которые были внесены инспектором ГИБДД с "12.12.2022" на "12.10.2022" без извещения Линейцева А.В. и соблюдения процедуры, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в составленный в отношении Линейцева А.В. протокол об административном правонарушении, внесены изменения, а именно: исправлена дата совершения административного правонарушения, а также дата составления указанного протокола (двенадцатый месяц (декабрь) исправлен на десятый (октябрь) (л.д. 5).
Данные обстоятельства подтверждаются приобщенной к материалам дела защитником Линейцева А.В. копией названного протокола, в которой эти исправления отсутствуют.
Вместе с тем в материалах дела не имеется данных, свидетельствующих о том, что изменения в протокол об административном правонарушении были внесены в присутствии Линейцева А.В. Подписи названного лица об ознакомлении с внесенными изменениями не имеется.
Таким образом, оснований полагать, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Судья городского суда обоснованно сделал вывод о признании протокола об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ недопустимым доказательством по делу в отношении Линейцева А.В. и прекратил производство по делу.
Оценив доводы жалобы, исследовав материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что оспариваемый судебный акт по доводам жалобы должностного лица отменен быть не может. С выводами судьи городского суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Линейцева А.В. следует согласиться, однако основания такого прекращения подлежат изменению, поскольку протокол об административном правонарушении в отношении Линейцева А.В. признан судьей городского суда недопустимым доказательством. Дело об административном правонарушении следует прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
Решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2022 года в указанной части подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 30.12 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Линейцева "данные изъяты" изменить в части, прекратив производство по делу на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2022 года оставить без изменения, жалобу начальника ОГИБДД МУ МВД России "Якутское" Гирагосова С.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.