Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Мулярчика А.И., рассмотрев без проведения судебного заседания материал N 9а-11/2023, поступивший с частной жалобой административного истца публичного акционерного общества "Ростелеком" на определение суда Еврейской автономной области от 4 апреля 2023 года, которым административное исковое заявление публичного акционерного общества "Ростелеком" об оспаривании решения бюджетного учреждения и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости возвращено,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком") обратилось в суд Еврейской автономной области с административным исковым заявлением об оспаривании решения бюджетного учреждения и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Определением суда Еврейской автономной области от 16 марта 2023 года административное исковое заявление оставлено без движения, административному истцу предоставлен срок до 3 апреля 2023 года для исправления недостатков, указанных в определении.
Определением суда Еврейской автономной области от 4 апреля 2023 года административное исковое заявление возвращено заявителю ввиду не устранения недостатков, препятствующих принятию к производству суда административного иска, указанных в определении об оставлении иска без движения.
С указанным определением не согласился административный истец, в частной жалобе просит определение суда Еврейской автономной области от 4 апреля 2023 года отменить, направить материал в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии заявления к производству суда.
В обоснование доводов жалобы указывает, что Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрена обязанность по предоставлению выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости на определенную дату. Форма представленной административным истцом выписки из Единого государственного реестра недвижимости соответствует требованиям, установленным приказом Росреестра от 4 сентября 2020 года N П/0329. Оценка допустимости доказательств должна осуществляться на стадии рассмотрения дела по существу, а не на стадии принятия заявления к производству суда.
В соответствии со статьей 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы осуществлено без проведения судебного заседания.
Изучив доводы частной жалобы, проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации помимо документов, указанных в статье 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.
Частью 4 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при несоблюдении положений частей 1 и 2 названной статьи судья выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения в соответствии со статьей 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о чем извещает административного истца, и представляет разумный срок для устранения недостатков.
В случае, если в установленный срок недостатки, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, не были устранены, судья на основании статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выносит определение о возвращении административного искового заявления со всеми приложенными к нему документами (часть 5 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из анализа материалов дела следует, что ПАО "Ростелеком" на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером N.
Кадастровая стоимость указанного объекта определена постановлением Правительства Еврейской автономной области от 20 октября 2021 года N 399-пп по состоянию на 1 января 2020 года.
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 1 июня 2021 года N 167-пп установлена дата перехода к применению на территории Еврейской автономной области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) - 1 августа 2021 года.
Соблюдая установленный статьей 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке внесудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости, административный истец 15 ноября 2022 года обратился в областное государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Еврейской автономной области" с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства в размере его рыночной стоимости.
К указанному заявлению заявителем был приложен отчет об оценке от 23 сентября 2022 года N 245-ДО/22-2, согласно которому рыночная стоимость спорного объекта определена оценщиком по состоянию на 1 сентября 2022 года.
Решением бюджетного учреждения от 13 декабря 2022 года N ОРС-79/2022/000046 в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости отказано.
Не согласившись с указанным решением, административный истец обратился в суд с заявлением об оспаривании соответствующего решения бюджетного учреждения и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.
К указанному заявлению, во исполнение требований статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приложена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N, утвержденной постановлением Правительства Еврейской автономной области от 20 октября 2021 года N 399-пп по состоянию на 1 января 2020 года.
Определением суда Еврейской автономной области от 4 апреля 2023 года административный иск возвращен в связи с тем, что административным истцом не представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости по состоянию на 1 сентября 2022 года.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2).
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7).
Из анализа приведенных норм следует, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Следовательно, при оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что дата определения рыночной стоимости, указанная в отчете об оценке, обоснованно не совпадает с датой определения кадастровой стоимости, указанной в представленной административным истцом выписке из Единого государственного реестра недвижимости, поскольку в рамках нового правового регулирования происходит не оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, а лишь устанавливается кадастровая стоимость в размере рыночной, при этом рыночная стоимость может быть определена на любую дату, но не позже шести месяцев с даты обращения с заявлением в государственное бюджетное учреждение, осуществляющее функции государственной кадастровой оценки.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия заявления.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение суда Еврейской автономной области от 4 апреля 2023 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Ростелеком" об оспаривании решения бюджетного учреждения и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости направить в суд Еврейской автономной области для рассмотрения со стадии принятия к производству суда.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд Еврейской автономной области в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья А.И. Мулярчик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.