Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, в составе
председательствующего судьи - Мулярчика А.И, при секретаре - Ермаковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-30/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Российские ипподромы" об оспаривании решения бюджетного учреждения и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, по частной жалобе административного истца акционерного общества "Российские ипподромы" на определение Верховного Суда Республики Бурятия от 23 марта 2023 года о прекращении производства по административному делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Российские ипподромы" (далее - АО "Российские ипподромы") 23 декабря 2022 года направило в Верховный Суд Республики Бурятия административное исковое заявление об оспаривании решения бюджетного учреждения и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 26 августа 2022 года.
В обоснование заявленных требований указано, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает право административного истца как плательщика земельного налога.
Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 23 марта 2023 года производство по административному делу прекращено.
Не согласившись с указанным определением, административный истец подал частную жалобу, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд, прекращая производство по делу на том основании, что оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости не затрагиваются права и обязанности административного истца, не учел, что указанные результаты влияют на выкупную стоимость участка, арендную ставку, размер налога на доходы физических лиц. Приведение кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствие с его рыночной стоимостью позволит минимизировать риски, связанные с возможными изменениями регионального законодательства в части отмены или корректировки положений об уплате земельного налога.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения частной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Пятый апелляционный суд общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы частной жалобы, проверив представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого определения.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N (том 1 л.д. 26).
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 15 октября 2020 года N 80 кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости утверждена в размере 877 917 880, 84 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 29 июня 2021 года N 53 внесены изменения в вышеуказанный приказ, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 119 517 489, 5 рублей. Данные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года (пункт 2 приказа).
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость стала архивной в связи с изданием приказа министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 18 октября 2022 года N 87, которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 120 968 699, 28 рублей по состоянию на 1 января 2022 года. Указанная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2023 года (пункт 5 приказа).
Прекращая производство по административному делу, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые результаты государственной кадастровой оценки не затрагивают права и обязанности административного истца.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.
В силу пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 названного Кодекса.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в абзацах 2 и 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации пользование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная указанным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса (часть 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20 октября 2005 года N 266-32 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории города Улан-Удэ" (в ред. решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 22 сентября 2021 года N 212-24) установлено, что от уплаты земельного налога освобождаются организации, созданные в целях модернизации коневодства в Российской Федерации, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории города Улан-Удэ, в отношении земельных участков, предназначенных для размещения ипподромов и конюшен. Положения пункта 1.1 данного решения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года, и применяются до 1 января 2026 года (пункт 2 решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 22 сентября 2021 года N 212-24).
Из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что вид разрешенного использования земельного участка - для размещения объектов госконюшни и ипподрома.
Принимая во внимание, что АО "Российские ипподромы" в период с 1 января 2021 года (дата начала применения кадастровой стоимости) по 1 января 2026 года от уплаты земельного налога освобождено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что права и обязанности административного истца установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не затрагиваются, в связи с чем, прекратил производство по делу.
Ссылки апеллянта в обоснование своей заинтересованности на то, что оспариваемые результаты государственной кадастровой оценки подлежат применению при определении выкупной стоимости земельного участка, арендной платы, суд апелляционной инстанции находит подлежащими отклонению, поскольку положения статей 39.4 и 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующие отношения, связанные с определением цены продажи земельного участка и размера арендной платы, распространяют свое действие только на случаи продажи или предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемая кадастровая стоимость может повлиять на размер налога на доходы физических лиц, размер платы при совершении нотариальных действий, размер госпошлины в случае обращения в суд, а так же минимизировать риски при возможном изменении законодательства, также отклоняются судом апелляционной инстанции, так как определенная приказом министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 15 октября 2020 года N 80 кадастровая стоимость на сегодняшний день является архивной, в связи с чем, не подлежит применению к отношениям, которые могут возникнуть в будущем.
Более того, приведенные административным истцом в обоснование своей заинтересованности в оспаривании результатов государственной кадастровой оценки обстоятельства являются предположительными и преждевременными, не свидетельствуют о действительном нарушении его прав и законных интересов.
С учетом изложенного, обжалуемое определение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Верховного Суда Республики Бурятия от 23 марта 2023 года оставить без изменения, частную жалобу административного истца акционерного общества "Российские ипподромы" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Мулярчик А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.