Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей фио, фио, при помощнике Астаховой Е.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Мещанского районного суда адрес от 27 сентября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Балыбердина Владимира Михайловича к ГКУ "ГЦЖС" об обязании предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании судебных расходов - отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец Балыбердин В.М. обратился в суд с иском к ответчику ГКУ "ГЦЖС" об обязании предоставить истцу субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере сумма
В обоснование заявленных исковых требования истец ссылался на то, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес, является одиноким пенсионером, размер его ежемесячной пенсии составляет 18.759, сумма, при этом пенсия является его единственным источником дохода. При этом из пенсии истца производятся удержания в размере 50%, в связи с чем после удержания истец получает пенсию в размере 9.379, сумма Дополнительно истец указывал, что размер начислений за январь 2022 года по оплате жилого помещения и услуг ЖКХ составил 11.302, сумма, кроме того, истец несёт расходы на оплату электроэнергии в размере 1.150, сумма
11 января 2022 года Балыбердин В.М. в связи с тяжелым материальным положением, через Портал Госуслуг направил заявление о предоставление субсидии на оплату принадлежащего истцу жилого помещения, регистрационный номер заявления 0001-9000003-77090101-33710471/22.
12 января 2022 года истцу ответчиком направлен отказ в предоставлении субсидии со ссылкой на предоставление истцом неполного комплекта документов (п. 2.9.1.1 Административного регламента, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2012 года N 111-ПП), в частности, не представлены документы, содержащие сведения о платежах за ЖКУ без учёта зарегистрированного, но не указанного в заявлении гражданина фио.
Истец указывал, что фио является его внуком, зарегистрирован 21 августа 2009 года в квартире истца по адресу: адрес. Однако, фио в указанной квартире никогда не проживал и не находился, в связи с чем, по мнению истца, отказ ответчика является незаконным.
Истец в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Балыбердин В.М. по доводам апелляционной жалобы.
Истец Балыбердин В.М. в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Истец ГКУ "ГЦЖС" в заседание судебной коллегии своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения извещено надлежащим образом, представило письменные возражения на апелляционную жалобу.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению сторон о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ).
Право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 2 ст. 159 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 159 ЖК РФ, субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы (ч. 5 ст. 159 ЖК РФ).
В силу ч. 6 ст. 159 ЖК РФ, при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
В соответствии с п. 3 Правил предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, право на субсидии имеют:
а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Согласно п. 4 указанных Правил, субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
На основании п. 6 Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абз. 1 п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Согласно п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).
Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.
При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Пункт 11 Правил предусматривает право уполномоченных органов проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Согласно п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес.
Истец ссылался в обоснование своих требований на то, что он является одиноким пенсионером, размер его ежемесячной пенсии составляет 18.759, сумма, при этом пенсия является его единственным источником дохода, из которого производятся удержания в размере 50%, в связи с чем после удержания истец получает пенсию в размере 9.379, сумма Дополнительно истец указывал, что размер начислений за январь 2022 года по оплате жилого помещения и услуг ЖКХ составил 11.302, сумма, а также истец несёт расходы на оплату электроэнергии в размере 1.150, сумма
11 января 2022 года истец в связи с тяжелым материальным положением через Портал Госуслуг направил заявление о предоставление субсидии на оплату принадлежащего истцу жилого помещения, регистрационный номер заявления 0001-9000003-77090101-33710471/22.
12 января 2022 года ответчиком в адрес истца направлен отказ в предоставлении субсидии. В обоснование отказа в предоставлении субсидии ответчиком указывалось на предоставление истцом неполного комплекта документов (п. 2.9.1.1 Административного регламента, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2012 года N 111-ПП), в частности, не представлены документы, содержащие сведения о платежах за ЖКУ без учёта зарегистрированного, но не указанного в заявлении гражданина фио.
Как указывал истец, фио является его внуком, зарегистрирован 21 августа 2009 года в квартире истца по адресу: адрес. Однако, фио в указанной квартире никогда не проживал и не находился, в связи с чем, по мнению истца, отказ ответчика является незаконным.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь статьей 7 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 159, 160 ЖК РФ, Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований фио к ГКУ "ГЦЖС" об обязании предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и судебных расходов и исходил из того что при наличии информации о задолженности истца по оплате жилищно-коммунальных услуг и не предоставлении документов о вносимой плате фио, действия ответчика соответствовали установленному порядку предоставления субсидий из федерального бюджета.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы истца фио о том, что требование ответчика о предоставлении документов о вносимой плате несовершеннолетним фио незаконно, поскольку несовершеннолетний фио членом семьи истца не является, плательщиком за жилое помещение и коммунальные услуги не является, ввиду того, что не проживает в квартире истца, судебная коллегия отклоняет, поскольку сведений о том, что несовершеннолетний фио был признан утратившим или прекратившим право пользования жилимы помещением, не имеется, в связи с чем фио (в лице его законного представителя) обязан оплачивать коммунальные услуги наряду с собственником жилого помещения. При этом, в случае уклонения фио от оплаты жилищно-коммунальных услуг, истец не лишен права обратиться в суд с иском о взыскании с него уплаченной суммы за жилищно-коммунальные услуги в спорный период в порядке регресса, в соответствии с п. 2 ст. 325 ГК РФ.
В удовлетворении ходатайства истца, представленного в суд апелляционной инстанции о приобщении к материалам дела в качестве доказательства копии нотариального соглашения 77/54-н/77-2020-8-118 от 29 октября 2020 года, определением судебной коллегии отказано, поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие уважительные причины невозможности представления данного доказательства в суд первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы истца фио об отсутствии у него задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку основанием для отказа истцу в предоставлении субсидии являлось предоставление истцом неполного комплекта документов (п. 2.9.1.1 Административного регламента, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2012 года N 111-ПП).
Иные доводы апелляционной жалобы истца фио по существу сводятся к изложению правовой позиции истца по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.