Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., судей фио, фио, при помощнике судьи Джемгирове М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по адрес на решение Тверского районного суда адрес от 20 октября 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Пирютко Дмитрия Михайловича к ГУ МВД России по фио о признании действий незаконными, обязании произвести оплату дополнительного отпуска, удовлетворить.
Признать незаконными действия ГУ МВД России по фио, связанные с отказом Пирютко Дмитрию Михайловичу в оплате дополнительного отпуска.
Обязать ГУ МВД России по фио произвести оплату Пирютко Дмитрию Михайловичу дополнительного отпуска в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I;
установила:
Пирютко Д.М. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по фио о признании незаконными действий (бездействия) по возврату документов на предоставление оплаты дополнительного отпуска от 25 февраля 2022 года, обязании произвести оплату дополнительного отпуска на основании заявления от 28 декабря 2021 года и представленных документов.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что является гражданином, добровольно покинувшим зону отселения, в которой проживал в период с 26 апреля 1986 года по 12 июня 1995 года, что подтверждается выданными ему удостоверениями. В период с 2014 по 2019 год при обращении в ГУ МВД России по фио ему предоставлялась такого рода мера социальной поддержки, как оплата дополнительного отпуска. 28 декабря 2021 года он обратился к ответчику с заявлением об оплате дополнительного отпуска, однако заявление было возвращено со ссылкой на отсутствие статуса добровольно переселенного из зоны отселения, поскольку истец 12 июня 1995 года был призван на военную службу, которую проходил до 16 мая 1997 года, а в дальнейшем продолжил службу по контракту. Данный отказ истец незаконным, нарушающим его право на получение мер социальной поддержки, поскольку подписание контракта о прохождении военной службы и проживание в месте прохождения военной службы является добровольным волеизъявлением и переселением.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ МВД России по адрес по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика ГУ МВД России по адрес фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Пирютко Д.М, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1), данный закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
В ст. 7 Закона (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ) указано, что действие Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и последующее отселение граждан, на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр) и на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км. В этой же статье определены зоны радиоактивного загрязнения: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом и предусмотрено, что границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.
Положения ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 определяют категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к которым относятся, в том числе, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (ч. 6 ст. 13), а также граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (ч. 11 ст. 13).
Положениями ст. ст. 14 - 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 установлены виды мер возмещения вреда и социальной поддержки каждой из категорий граждан, указанных в ст. 13 Закона; для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения (указанных в п. 6 ст. 13) такие меры установлены в ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1.
В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в п. 6 ст. 13 Закона, помимо мер, предусмотренных в данной статьей, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пп. 5 ч. 1 ст. 14 Закона, а именно использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
Согласно ч. 11 ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в п. п. 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) ч. 1 ст. 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, органами, уполномоченными Правительством РФ, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Пирютко Д.М. родившийся 19 июня 1976 года, на день аварии на Чернобыльской АЭС - 26 апреля 1986 года, проживал в адрес до 12 июня 1995 года.
02 ноября 1993 года Администрацией адрес истцу выдано удостоверение серии АЭ N 029417, как лицу, проживающему в зоне отселения с 26 апреля 1986 года и имеющему право на льготы, установленные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
29 декабря 2005 года Балашихинским Управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения фио истцу выдано удостоверение серии АИ N 090124, как лицу, выехавшему добровольно из зоны отселения, и проживавшему в указанной зоне с 26 апреля 1986 года по 12 июня 1995 года и имеющему право на льготы, установленные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
С 28 сентября 2014 года истец является получателем пенсии за выслугу лет по адрес.
Согласно справке адрес "Лабиринт-Информ" от 11 июля 2202 года Пирютко Д.М. работает в Обществе с 01 октября 2014 года по настоящее время в должности заместителя начальника отдела - главного инженера проекта отдела проектирования.
Приказом адрес "Лабиринт-Информ" от 28 октября 2021 года истцу предоставлен дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарных дней с 28 октября по 10 ноября 2021 года, основание Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1.
28 декабря 2021 года истец обратился в ГУ МВД России по фио с заявлением об оплате предоставленного работодателем дополнительного оплачиваемого отпуска.
Согласно ответу ГУ МВД России по фио от 25 февраля 2022 года, истцу были возвращены документы, представленные для решения вопроса об оплате дополнительного отпуска, поскольку истец не является добровольно переселенным из зоны отселения, так как в 1995 году был призван на действительную военную службу и далее без перерыва проходил военную службу по контракту вне зоны отселения.
Распоряжением Правительства адрес от 28.12.1991 N 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, в котором адрес был отнесено к зоне отселения; на основании Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 г. Новозыбков адрес также отнесен к зоне отселения.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которому адрес отнесен к зоне проживания с правом на отселение.
Разрешая заявленные Пирютко Д.М. требования с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, руководствуясь вышеуказанными положениями Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 и Постановлений Правительства РФ, устанавливающих перечни населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из того, что Пирютко Д.М. в период с 26 апреля 1986 года по 12 июня 1995 года проживал в зоне отселения, выехал из данной зоны добровольно, о чем были выданы соответствующие удостоверения, следовательно, отнесен к категории граждан, указанных в п. 6 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 и имеет право на меры социальной поддержки, в том числе предусмотренные ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, а именно, получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
Отклоняя доводы ответчика, суд указал, что поскольку истец выехал из зоны отселения добровольно, что подтверждается соответствующим удостоверением, при этом, призыв истца на действительную военную службу с последующим продолжением службы по контракту не может рассматриваться, как недобровольный выезд из зоны отселения, и как следствие ограничивать истца в социальных гарантиях, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных исковых требований и их правовым обоснованием.
Доводы ответчика, что выезд истца из зоны отселения не являлся добровольным, поскольку истец был призван на действительную военную службу и впоследствии без перерыва проходил военную службу по контракту вне зоны отселения, не могут служить основанием для отмены возмещения гражданам вреда в объеме, ранее признанном государством.
Специальные удостоверения единого образца выдаются гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации на ЧАЭС, на основании совместного Приказа МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 11.04.2006 "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п. 2 Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного вышеуказанным Приказом, удостоверение выдается гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Удостоверение по форме согласно приложения N 1 к Порядку оформляется и выдается гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (п. 3 Порядка).
В п. 4 Порядка указано, что для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган, указанный в пункте 3 настоящего Порядка, по месту жительства с письменным заявлением, в котором указывается информация о проживании и (или) прохождении военной службы (службы) в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (населенный пункт, адрес, сроки проживания и (или) прохождения военной службы (службы).
Одновременно заявителями предъявляется паспорт гражданина Российской Федерации (иные основные документы, подтверждающие принадлежность к гражданству Российской Федерации); для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, а также представляется согласие на обработку персональных данных в произвольной форме либо по рекомендуемому образцу, указанному в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Документы, подтверждающие факт проживания и (или) прохождения военной службы (службы) гражданином в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, иные документы), представляются по инициативе гражданина. В случае если такие документы гражданином не представлены, документы (сведения), подтверждающие информацию, указанную в абзаце первом настоящего пункта, запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно п. 6 Порядка уполномоченный орган помимо прочего проводит проверку представленных документов (информации, указанной в заявлении гражданина) и принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения.
Таким образом, поскольку Пирютко Д.М. уполномоченным органом было выдано соответствующее удостоверение как лицу, выехавшему добровольно из зоны отселения, и проживавшему в указанной зоне с 26 апреля 1986 года по 12 июня 1995 года, истец имеет право на льготы, установленные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене судебного постановления, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования, к субъективному толкованию норм материального права.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тверского районного суда адрес от 20 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по адрес - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.