Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей фио, фио, при ведении протокола помощником судьи Джемгировым М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе ОСФР по адрес и адрес на решение Симоновского районного суда адрес от 9 ноября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Руденко Андрея Борисовича (СНИЛС 079-645-062 07) к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по адрес и адрес (ИНН 7725216070) об отменен решения, обязании назначить пенсию, обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж отказать.;
установила:
Руденко А.Б. обратился в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес, просил отменить решение ПФР от 13.01.2022 об отказе в назначении пенсии, назначить истцу пенсию с даты обращения (10.11.2021) в ПФР за назначением пенсии, включить в общий трудовой стаж истца период обучения в Московском топографическом политехникуме ГУГК при СНК СССР (с 01.01.1981 по 11.06.1984), включить в специальный трудовой стаж периоды службы с 01.09.1985 по 04.12.1993, с 19.08.1994 по 26.03.1999, с 01.09.1981 по 11.06.1984 в органах МВД.
В обоснование требований истец Руденко А.Б. указал, что решением ПФР от 13.01.2022 ему было отказано в досрочной назначении пенсии в связи со стажем службы в МВД РФ 12 лет 6 месяцев и сообщено, что в силу ст. 8 Закона 400-ФЗ страховая пенсия по старости может быть назначена на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного ч. 1 и 1.1 указанной статьи, но не ранее достижения ими возраста 60 лет. Однако ответчик не учел законодательство, действующее в период службы в МВД и тот факт, что право на досрочный уход на пенсию возникло у него до достижения 60 лет. Истец ссылался на положения ст. 6, 8, 21, 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2015 N 1539-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 9-П, от 24.05.2001 N 8-П.
Истец Руденко А.Б. также полагал, что ответчиком также неправильно был рассчитан его трудовой стаж, в трудовой стаж не был включен период обучения в Московском топографическом политехникуме ГУГК при СНК СССР (с 01.01.1981 по 11.06.1984).
В судебном заседании суда первой инстанции истец, Руденко А.Б. заявленные исковые требования поддержал, представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес.
Определением судебной коллегии произведена замена ответчика ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес, прекратившего деятельность в связи с реорганизацией, на правопреемника ОСФР по адрес и адрес.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец и представитель ответчика ОСФР по адрес и адрес, извещенные о слушании дела, не явились. Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся сторон в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда.
В Российской Федерации пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указанный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Таким образом, для лиц паспортные данные, как истец Руденко А.Б, право на страховое пенсионное обеспечение по общим основаниям (ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ) возникнет в (60 лет (2024 год)+60 месяцев (5 лет)=) 65 лет, то есть в 2029 году.
При этом согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (которая введена Федеральным законом от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ) лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 10.11.2021 Руденко А.Б, паспортные данные, достигнув возраста 57 лет, обратился в ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес через МФЦ адрес с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости (регистрационный N заявления 1677903/21).
К заявлению о назначении страховой пенсии по старости были приложены следующие документы: трудовая книжка АТ-III N 7504301, трудовая книжка АТ-VII N 7420068, заявление от 10.11.2021 в ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес, архивная справка УВД адрес ГУВД России по адрес от 03.11.2021 N 06/07-309.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес от 13.01.2022 Руденко А.Б. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием права, не достижением пенсионного возраста.
В решении об отказе в установлении пенсии от 13.01.2022 ответчик указал, что на дату обращения Руденко А.Б. достиг возраста 57 лет 7 месяцев 7 дней, в связи с чем принято решение отказать в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В Российской Федерации пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
В представленной архивной справке от 03.11.2021 N 06/7-309 отражены сведения о периоде замещения Руденко А.Б. паспортные данные должности слушателя с 01.09.1985 по 16.08.1989 в Московской высшей школе милиции, а также о периодах службы в органах внутренних дел Российской Федерации с 11.09.1985 по 04.12.1993, с 19.08.1994 по 26.03.1999.
Пенсия за выслугу лет в органах внутренних дел может быть назначена в соответствии с положениями ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" лицам, имеющим на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел 20 лет и более, а также лицам, уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшим на день увольнения 45-летнего возраста, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел.
Согласно информации, отраженной в письме УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 13.10.2021 N 3/21772471189, Руденко А.Б. уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по собственному желанию.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца включить в специальный трудовой стаж периоды трудовой деятельности с 01.09.1985 по 04.12.1993, с 19.08.1994 по 16.03.1999, с 01.09.1981 по 11.06.1984.
Как усматривается из трудовой книжки, 01.10.1981 истец зачислен в Московский топографический политехникум ГУГК при СМ СССР на 2 курс геодезической специальности дневного отделения (приказ N 343 от 04.11.1981), 11.06.1984 окончил политехникум (пр. N 170 от 11.06.1984).
Руденко А.Б. выдан диплом ЗТ N 582796, в котором отражено, что он в 1981 году поступил в московский топографический политехникум и в 1984 году окончил полный курс названного политехникума по специальности геодезия. Дата выдачи диплома 11.06.1984.
Согласно предварительным результатам расчета стажа Руденко А.Б. при рассмотрении дела в суде, при определении продолжительности страхового стажа Руденко А.Б. ответчиком учтен период обучения истца в политехникуме.
Установив изложенные обстоятельства, со ссылкой на пп. "и" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 (действовавшего в период обучения истца в политехникуме), суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца включить в общий трудовой стаж период обучения в Московском топографическом политехникуме ГУГК при СНК СССР с 01.01.1981 по 11.06.1984.
Частью 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 указанной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно предварительным результатам расчета стажа Руденко А.Б. его страховой стаж составляет 32 года 6 месяцев 20 дней, с учетом периода обучения - 36 лет 1 день, что менее требуемых в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 42 лет, следовательно, право на назначение страховой пенсии по старости по указанному основанию у истца не возникло.
В связи с тем, что по состоянию на 10.11.2021 Руденко А.Б. паспортные данные не достиг возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", отсутствуют основания для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8, ст. 30-32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ранее достижения установленного ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона возраста, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о назначении пенсии с 10.11.2021, а решение ГУ-ГУ ПФР N 8 по адрес и адрес является правомерным.
Разрешая исковые требования Руденко А.Б. об обязании включить в страховой стаж периоды службы с 01.09.1985 по 04.12.1993, с 19.08.1994 по 26.03.1999, с 01.09.1981 по 11.06.1984 в органах МВД, с учетом установленных по делу обстоятельств, на основании собранных доказательств, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данных исковых требований, поскольку
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исковых требований Руденко А.Б. о включении в стаж спорных периоды службы с 01.09.1985 по 04.12.1993, с 19.08.1994 по 26.03.1999, с 01.09.1981 по 11.06.1984 в органах МВД и назначении страховой пенсии по старости, суд исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу, что правовых оснований для применения положений части 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", предусматривающей возможность досрочного назначения пенсии по старости Руденко А.Б. по достижении 60 лет у ответчика не имелось, поскольку на дату обращения в пенсионный орган страховой стаж истца составил менее 42 лет, т.к. устанавливая право на назначение страховой пенсии по указанным основаниям, законодатель определилпорядок исчисления общей продолжительности страхового стажа, в который подлежат включению лишь периоды, в которые производились уплата страховых взносов, к которым период органах внутренних дел, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 12 названного закона, не относятся.
Также являются правомерными выводы суда первой инстанции о том, что отсутствуют основания для назначения истцу страховой пенсии по старости по общим правилам (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ), в связи с не достижением им возраста 65 лет.
Оснований для оценки пенсионных прав истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как мужчины по достижении возраста 55 лет при наличии стажа на соответствующих видах работ продолжительностью 12 лет 6 месяцев, у ответчика также не имелось, доказательств, подтверждающих работу истца в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", истцом представлены не были.
Как верно отмечено судом, сам по себе факт прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации в рамках действующего правового регулирования не рассматривается как работа с тяжелыми условиями труда по смыслу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и при наличии выслуги лет продолжительностью 12 лет 6 месяцев в органах внутренних дел Российской Федерации право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основанию п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не возникает.
Условий для пенсионного обеспечения по выслуге лет за службу органах внутренних дел 12 лет 6 месяцев и по достижении возраста 45 лет в соответствии с положениями ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", по делу также не установлено, исходя из того, что по информации УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 13.10.2021 N 3/21772471189, Руденко А.Б. уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по собственному желанию, а не по сокращению численности и (или) штата сотрудников.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции не имеется, поскольку разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применил нормы материального права, его регулирующие. Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили оценку суда, результаты которой приведены в обжалуемом судебном акте, с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обосновывания выводов суда, а другие доказательства отвергнуты. Требования процессуального законодательства при оценке доказательств по делу судом соблюдены.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе истца о несогласии с выводами суда об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии и включении в страховой стаж спорных периодов повторяют позицию, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Симоновского районного суда адрес от 9 ноября 2022 года без изменения, апелляционную жалобу истца Руденко Андрея Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.